г. Москва |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А41-53446/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги" - Кравец Н.О. по доверенности от 08.09.2017,
от Управления Росреестра по Московской области - Новиков С.В. по доверенности от 30.06.2017,
от ТУ Росимущества в Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2017 по делу N А41-53446/17, принятое судьей Уваровым А.О.
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения,
третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в суд с требованием о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области от 10.04.2017 N МО-17/РКФ-128672 в исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и обязании Управления Росреестра по Московской области внести в ЕГРН сведения о координатах границ (описания границ) земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050442:5502 (прежний номер 50:09:0090203:227) в соответствии с кадастровым планом от 03.03.2005 N 50-09-2005-9-1567.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Российской Федерации на праве собственности в силу закона принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0090203:227, площадью 110 300 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: полоса отвода для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2009 (л.д. 11).
Как следует из кадастрового плана (л.д. 24) земельного участка с кадастровым 50:09:0090203:227 от 03.03.2005 (лист N 2 В.2) границы указанного земельного участка были установлены на местности, координаты характерных точек границ земельного участка указаны в кадастровом плане (лист N 3 В5).
01 декабря 2009 года между Территориальным управлением Росимущества в Московской области (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:09:0090203:227 сроком на 49 лет. Приложением к указанному договору являлся кадастровый план земельного участка с описанием границ. Указанный договор зарегистрирован в ЕГРП.
05 февраля 2014 года в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении кадастрового номера земельного участка с кадастровым номером 50:09:0090203:227 на кадастровый номер 50:09:0050442:5502. Одновременно из Государственного кадастра недвижимости были исключены сведения о границах указанного земельного участка. В Государственный кадастр недвижимости внесена запись о том, что границы земельного участка на местности не установлены.
06 апреля 2017 года ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об исправлении технической ошибки и внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах границ (описания границ) земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050442:5502 (прежний номер 50:09:0090203:227) в соответствии с кадастровым планом от 03.03.2005 г. N 50-09-2005-9-1567.
10 апреля 2017 года Управление Росреестра по Московской области приняло решение об отказе в удовлетворении указанного заявления в связи с отсутствием оснований для исправления технической ошибки.
Удовлетворяя заявленные требовании общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускается исправление технической ошибки, к которой относится описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. При этом исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации). Ранее согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Как было указано выше, оспариваемый отказ вынесен в 2017 году, в то время как сведения об изменении кадастрового номера земельного участка с исключением сведений о границах указанного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2014 году.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
В части 1 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона.
Часть 4 статьи 24 Закона о кадастре указывает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050442:5502 (прежний номер 50:09:0090203:227) являлся ранее учтенным, в отношении него произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, оснований для исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах указанного участка не имелось.
Доказательств наличия вступившего в законную силу решения суда об аннулировании сведений о границах спорного земельного участка, а равно установления их ранее с нарушением требований закона не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ЕГРН не содержатся сведения о местоположении границы спорного земельного участка, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2017 по делу N А41-53446/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53446/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф05-2488/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ