Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2018 г. N Ф05-2424/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 ноября 2017 г. |
Дело N А40-40557/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
Судей: Левиной Т.Ю., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2017 года по делу N А40-40557/17 принятое судьёй Сизовой О.В. (шифр судьи 84-366)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Смоленскрегионтеплоэнерго" (ИНН 6730048214, ОГРН 1036758309719)
к Минобороны России (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Егорова Н.Н. по доверенности от 27.10.2016 г. N 92/16;
от ответчика: Громова А.Е. по доверенности от 23.06.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 318940 рублей 18 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.12.2016 г. по 20.02.2017 г. в размере 4313 рублей 53 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 21.02.2017 года по день фактического исполнения обязательства на сумму основного долга в размере 318940 рублей 18 копеек, исходя из размера процентов определяемого существующими в месте нахождения кредитора опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2017 г. c учетом определения Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2017 г. об опечатке судебного акта, взыскана с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" задолженность в размере 318940 рублей
18 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.12.2016 г. по 20.02.2017 г в размере 4313 рублей 53 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами начисленные с 21.02.2017 г. по день фактического исполнения обязательства на сумму основного долга в размере 318940 рублей 18 копеек, исходя из размера процентов определяемого существующими в месте нахождения кредитора опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц, расходы по уплате госпошлины в размере 9465 рублей.
Не согласившись с данным решением, ответчиком подана апелляционная жалоба на данное решение, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, истец является теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по отпуску тепловой энергии на территории Смоленской области с 01 июня 2003 года.
По заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ООО Финансово-строительная компания "Веж" государственному контракту от 23.04.2010 г. N 230410р купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации в собственность Министерства обороны приобретено 55 квартир; место нахождения имущества: г. Рославль, 16 микрорайон, д. 21, корп. 1.
По состоянию на 20.02.2017 г. в собственности ответчика находятся 36 квартир, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ, приложенными к материалам дела.
30.10.2011 г. на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по указанному адресу обслуживающей организацией по содержанию и ремонту многоквартирного дома избрано ООО "ВИП Тепло".
Между Обществом с ограниченной ответственностью "ВИП Тепло" и Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" заключен договор о разграничении ответственности сторон при оказании услуг отопления и горячего водоснабжения, по условиям которого, ресурсоснабжающая организация вправе предъявлять потребителям счета на оплату приобретенной тепловой энергии и производить сбор денежных средств с потребителей за приобретенную тепловую энергию (п. 3.2.3 договора).
ООО "ВИП Тепло" денежные средства по оплате тепловой энергии не получало. Договор с истцом не заключен.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в октябре 2014 года ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" произвело отпуск тепловой энергии на нужды отопления на квартиры, принадлежащие Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, что подтверждается актом от 31.10.2014 года.
На момент рассмотрения спора ответчик не исполняет свои обязанности по оплате тепловой энергии, в связи с чем, образовалась задолженность на общую сумму 318940 рублей 18 копеек, которая правомерно взыскана судом первой инстанции с ответчика в пользу истца с учетом норм ст.ст. 125, 210, 214 ГК РФ, ст.ст. 39, 153, 154, 155, 158 ЖК РФ, с чем согласился апелляционный суд, поскольку доказательства оплаты поставленной тепловой энергии ответчиком не представлены.
Правомерно отклонены судом первой инстанции доводы ответчика, что Министерство обороны Российской Федерации является не надлежащим ответчиком, так как, из пояснений ответчика следует, что 15 квартир по вышеуказанному адресу переданы Федеральной службе безопасности Российской Федерации в 2015 году, однако данный период не является спорным периодом; право оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на вышеуказанные квартиры в спорный период также зарегистрировано не было, доказательства обратного суду первой инстанции не представлены. Из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, ответчик в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Также, правомерно взысканы с ответчика в пользу истца за счет казны Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ за период с 16.12.2016 г. по 20.02.2017 г. в сумме 4313 рублей 53 копейки, согласно расчета истца, который проверен судом, признан обоснованным, а также проценты до момента фактической оплаты долга, с применением ставки рефинансирования 8,25% годовых, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Согласно выпискам из Единого нгосударственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 20.02.2017 г. в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны находилось 36 квартир, данный список квартир, находящихся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны с указанием площади приложен.
Письмом-ответом на претензию от 12.02.2014 г. Министерство обороны подтверждает, что указанные в исковом заявлении квартиры, приобретены для нужд Минобороны России в соответствии с государственным контрактом; Минобороны России, как собственник, до момента их заселения обязано нести расходы по оплате коммунальных услуг и содержанию приобретенных жилых помещений за счет средств бюджета; таким образом, собственник - Российская Федерация в лице Министерства обороны.
В силу норм ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции, осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу норм п.1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из абз. 5 ч.1 ст.216 ГК РФ, право оперативного управления имуществом относится к вещным правам, которое, в свою очередь подлежит обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Данная позиция также подтверждена в п. 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 22. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; из абз. 2 п.5 которого следует, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены в суд первой инстанции документы в подтверждение факта регистрации оперативного управления.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены доказательства уведомления ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" о надлежащем лице, обязанном нести бремя оплаты за потребленную тепловую энергию.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы, что на него не обоснованно возложена обязанность оплачивать стоимость поставленной тепловой энергии несостоятелен и опровергается вышеизложенным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение по делу N А40-22794/2014 несостоятельна, так как, постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 г. решение Арбитражного суда города Москвы отменено и постановлением Арбитражного суда Московского округа Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменений.
Поставка тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Рославль, 16 мик-рн., д.21, осуществляется от теплового пункта N 6.
Согласно договора аренды от 07.10.2011 г., указанный тепловой пункт - муниципальное имущество, предоставленное ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в аренду для использования в производственных целях для передачи тепловой энергии, что подтверждено материалами дела.
Исходя из п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 года "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", следует, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, нужно иметь в виду следующее:
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие между ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" и Министерством обороны Российской Федерации договорных отношений не влияет на характер фактических правоотношений сторон и не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим обязанность ответчика оплатить оказанные услуги
Данная позиция подтверждена судебной практикой, в том с числе, по делу N А40-126660/2013.
По доводу заявителя апелляционной жалобы правомерности взимания денежных средств непосредственно ресурсоснабжающей организацией, апелляционный суд отмечает: 30.10.2011 г. на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Рославль 16 мкр-н д. 21 кор. 1, обслуживающей организацией по содержанию и ремонту многоквартирного дома избрано ООО "ВИП Тепло"
Между ООО "ВИП Тепло" и ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" заключен договор о разграничении ответственности сторон при оказании услуг отопления и горячего водоснабжении, по условиям которого, ресурсоснабжающая организация вправе предъявлять потребителям счета на оплату приобретенной тепловой энергии и производить сбор денежных средств с потребителей.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, по делу N А40-113946/2015.
Согласно Постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энегоэффективности, тарифной политике от 12.12.2013 г. N 569, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области для жилых домов составляет 0,0265 Гкал/м (копия данного постановления имеется в материалах дела).
В силу с постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энегоэффективности, тарифной политике тариф на тепловую энергию для потребителей Рославльского филиала ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" составляет 2 359,36 руб/Гкал без НДС (копия данного постановления имеется в материалах дела).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", размер платы за отопление вышеуказанных квартир за январь 2017 г. составляет 318940 рублей 18 копеек.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2017 года по делу N А40-40557/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Минобороны России - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40557/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2018 г. N Ф05-2424/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Смоленскрегионтеплоэнерго Рославльский филиал, Смоленскрегионтеплоэнерго
Ответчик: в лице Министерства обороны РФ, Минобороны Россия