г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А56-21332/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Торговый дом Северо-Западный" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2017 по делу N А56-21332/2017 (судья Ресовская Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Торговый дом Северо-Западный"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Северо-Западный" (ОГРН 1027809186899, адрес: 199178, ЧСанкт-Петербург, 18-я лигния В.О., д. 29, лит. И, ом./комн. 1-Н/242; далее - ООО "ТДСЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 30; далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления N 286/з от 16.02.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 30.05.2017 суд первой инстанции требования ООО "ТДСЗ" оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТДСЗ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, нанесение на товар и упаковку информации согласно требованиям ТР ТС 004/2011 является обязанностью производителя, а не продавца. Также общество ссылается на допущенные административным органом существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Определением апелляционного суда от 27.10.2017 апелляционная жалоба общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением 22.09.2016 в помещении Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, расположенном по адресу: РТ, г. Казань, ул. Б. Красная, д.30, при анализе информации и документов, приложенных к письменному обращению гр. Гайфутдинова О.А. (рег.N Г-7822/03/14 от 22.09.2016), протокола опроса от 22.09.2016, по вопросу нарушения прав потребителя ООО "ТДСЗ", осуществляющего деятельность по адресу: 420126, РТ, г. Казань, ул. Ямашева, д. 82 (юридический адрес: РФ, Санкт-Петербург, 199178, 18-я линия В.О., д. 29, литер И, пом. 1-Н, комн. 242), установлено следующее.
23.06.2016 гр. Гайфутдинов О.А. приобрел через интернет-магазин ООО "ТДСЗ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.abrazive.ru/) насос скважный ВОДОМЕТ Проф 55/50 630 Вт, Нmах=52-м 3600л/ч частицы до 1,5 мм, заводской номер 10501604010265 (далее- оборудование), согласно товарному чеку N KAZY-000515 от 23.04.2016 по цене 11 900 руб.
Гр. Гайфутдинову О.А. вместе с оборудованием передана инструкция по эксплуатации электронасоса погружного для скважин диаметром от 110 мм и колодцев с гарантийным талоном (далее - инструкция по эксплуатации).
На оборудование согласно Национальной части единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://fsa.gov.ra/index/staticview/id/295/), распространяется действие Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 768 от 16 августа 2011 года, (далее - TP ТС 004/2011) и Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" (далее - TP ТС 010/2011), что подтверждается декларацией о соответствии рег. N ТС N RU Д- 1Ш.АЯ04.В.00062 от 24.04.2014, рег. N ТС RU C-RU.ME20.B.00041 от 25.04.2014
По данному факту Управлением в отношении ООО "ТДСЗ" составлен протокол об административном правонарушении от 21.11.2016.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 286/з от 16.02.2017 ООО "Торговый дом Северо-Западный" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального Закона Российской Федерации N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования к продукции или связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актам РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий вводящих в заблуждение приобретателей.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" (далее - ТР ТС 004/2011).
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 1 статьи 1 TP ТС 004/2011 электрический центробежный насос ВОДОМЕТ 55/50 относится к электрическому оборудованию, предназначенному для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока и относится к низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие технического регламента Таможенного союза.
Согласно требованиям пунктов 1, 3, 4 статьи 5 TP ТС 004/2011 маркировка должна быть нанесена на оборудование и содержать следующую информацию:
1) наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры характеристики, влияющие на безопасность,
2) наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование.
Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
Информация, нанесенная на оборудование, должна быть указана в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.
Эксплуатационные документы к оборудованию должны содержать:
1) наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры, характеристики, влияющие на безопасность,
2) наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование,
3) информацию о назначении низковольтного оборудования;
4) характеристики и параметры;
5) правила и условия безопасной эксплуатации (использования);
6) правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним);
7) информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования;
8) наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информации для связи с ними;
9) месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способ определения года изготовления.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011).
Согласно статье 1 TP ТС 010/2011, электрический центробежный насос ВОДОМЕТ 55/50 относится к оборудованию, на которое распространяется действие указанного Технического регламента Таможенного союза.
Согласно пункту 8 статьи 5 TP ТС 010/2011, машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую нестираемую идентификационную надпись, содержащую:
1) наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
2) наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии));
3) месяц и год изготовления.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 4 TP ТС 010/2011, разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования. Руководство (инструкция) эксплуатации включает:
1) сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) машин и/или оборудования;
2) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины (или) оборудования;
3) указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применен" по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения;
4) назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей. По истечении назначенных показателей (назначенного ресурса, срок хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации, и принимается решение направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателе (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы);
5) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту ил аварии;
6) действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;
7) критерии предельных состояний;
8) указания по выводу из эксплуатации и утилизации.
9) сведения о квалификации обслуживающего персонала.
В случае если машина и (или) оборудование предназначены для эксплуатации не профессиональными пользователями, руководство (инструкция) по эксплуатации должно учитывать знания, умение и опыт таких пользователей.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что общество допустило реализацию оборудования со следующими нарушениями: без нанесения на оборудование в соответствии с TP ТС 010/2011 месяца и года изготовления, без указания в прилагаемой к нему инструкции по эксплуатации условий и срока хранения; без нанесения на оборудование в соответствии с TP ТС 004/2011 наименования и (или) обозначения низковольтного оборудования (тип, марка, модель), а также без указания в прилагаемой к оборудованию инструкции по эксплуатации наименования страны, где изготовлено низковольтное оборудование, наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, информацию для связи с ними.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении обществом обязательных требований TP ТС 004/2011, TP ТС 010/2011 к оборудованию, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "ТДСЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Технических регламентов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности материалами дела состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности постановления Управления о назначении административного наказания N 286/з от 16.02.2017.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что общество является ненадлежащим субъектом вменяемого правонарушения отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, именно ООО "ТДСЗ" является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения и обязано соблюдать требования закона и технических регламентов при реализации спорной продукции.
Кроме того, согласно части 2 статьи 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре.
Из материалов дела следует, что до сведения потребителя не доведена информация о месяце и годе изготовления оборудования, условий и сроках хранения, что является нарушением вышеуказанных правил.
Довод заявителя о том, что Технический регламент не возлагает на продавца товара, не являющегося производителем, каких-либо обязанностей в отношении нанесения маркировки или иной информации на товар признается апелляционным судом несостоятельным.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 5 ТР ТС 004/2011 закрепляют требования, согласно которым маркировка должна быть нанесена на оборудование и должна содержать определенную информацию, однако ООО "ТДСЗ" реализовало оборудование конечному потребителю в отсутствие указанной маркировки.
Доводы апелляционной жалобы о неуведомлении общества о проведении проверки Управлением также подлежит отклонению, поскольку указанная проверка проведена административным органом по результатам письменного обращения гр. Гайфутдинова О.А. в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2017 года по делу N А56-21332/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Северо-Западный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21332/2017
Истец: ООО "Торговый дом Северо-западный"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13104/18
25.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17226/17
20.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12104/17
24.08.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21254/17
12.07.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17226/17
30.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21332/17