г. Владимир |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А38-8181/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2017 по делу N А38-8181/2017, принятое судьей Лабжания Л.Д. в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "ПМК-5" (424037 г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, 98А; ОГРН 1021200769908, ИНН 1215012600) о признании недействительным решения государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 04.05.2017 N 384.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд) в отношении акционерного общества "ПМК-5" (далее - АО "ПМК-5", Общество) проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.04.2017 N 384н/с, в котором Обществ вменено занижение базы для начисления страховых взносов за 2014 год на сумму 102 440 руб.
Фондом 04.05.2017 принято решение N 384 о привлечении АО "ПМК-5" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 147 руб. 51 коп. за неуплату взносов.
Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 737 руб.57 коп. и пени за ее неуплату в сумме 146 руб.09 коп.
АО "ПМК-5" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 04.05.2017 N 384.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 24.10.2017 суд удовлетворил заявленное Обществом требование.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, в связи с чем просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на то, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение не поименована в статье 20.2 Закон N 125-ФЗ, которой определен перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат.
Фонд настаивает на обоснованном отнесении спорных сумм к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений, и правомерном включении их в облагаемую страховыми взносами базу.
Определением суда от 23.11.2017 АО "ПМК-5" было предложено представить в суд отзыв на апелляционную жалобу и документы, подтверждающие его направление другим участвующим в деле лицам, в срок до 19.12.2017.
АО "ПМК-5" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ ОА "ПМК-5" является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Трудовые отношения определены статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. В трудовой договор с работником, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включаются условия об оплате труда (статьи 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Заработная плата (оплата труда работника), согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из анализа указанных норм следует, что выплаты или иные вознаграждения подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, если они являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых договоров между работником и работодателем, в том числе стимулирующими и поощрительными выплатами. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у данного работодателя и произведенные в пользу работника в связи с выполнением им трудовой функции и за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником.
Основанием для доначисления Обществу сумм страховых взносов послужил вывод Фонда о необоснованном занижении Обществом расчетной базы для начисления страховых взносов на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
По мнению Фонда, спорные выплаты относятся к объекту обложения страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений.
Между тем судом первой инстанции по материалам дела установлено, что указанные выплаты осуществлялись в соответствии с пунктом 6.1.3 коллективного договора ОА "ПМК-5" на 2012-2014 годы на основании списка работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, направляемых на санаторно-курортное лечение в 2014 году.
При этом в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Предоставление Обществом путевок на санаторно-курортное лечение осуществлялось с целью оздоровления либо сохранения здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом оплата стоимости путевки не являлась вознаграждением за труд, поскольку не ставилась в зависимость от результата труда или квалификации работников, не носила систематический характер, а предоставлялась один раз и составляла равную для всех сумму - 25 610 руб. за путевку, независимо от занимаемой должности, и не исчислялась исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно посчитал, что оплата путевок на санаторно-курортное лечение, предоставленных работникам, в общей сумме 102 440 руб. не может быть объектом обложения страховыми взносами, в силу чего не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. На этом основании подлежит отклонению ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Доначисление в ходе проверки АО "ПМК-5" взносов, а также сумм пеней и штрафа является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Фонда от 04.05.2017 N 384.
Апелляционная жалоба Фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2017 по делу N А38-8181/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-8181/2017
Истец: АО ПМК-5
Ответчик: ГУ - РО Фонд социального страхования РФ по РМЭ