г. Томск |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А67-5701/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Полосина А. Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Масленниковой Л. Н., доверенность от 11.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мото-Легенда"
на решение Арбитражного суда Томской области от 24 октября 2017 года по делу N А67-5701/2017 (судья Сулимская Ю. М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мото-Легенда" (450027, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, д. 48/1 ОГРН 1140280065562, ИНН 0273099180)
к Томской таможне (634034, г. Томск, ул. Белинского, д. 57, ОГРН 1027000882204, ИНН 7021024125)
о признании незаконными и отмене постановлений от 28.06.2017 по делам об административных правонарушениях N 10611000-128/2017, N 10611000-129/2017, 10611000130/2017, N 10611000-131/2017, N 10611000-132/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мото-Легенда" (далее - ООО "Мото-Легенда", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 28.06.2017 по делам об административных правонарушениях N 10611000-128/2017, N 10611000-129/2017, N 10611000-130/2017, N 10611000-131/2017, N 10611000-132/2017.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит судебный акт отменить, требования удовлетворить. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.11.2015 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО "ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ" (г. Москва) от имени и по поручению декларанта ООО "Мото-Легенда" с применением технологии "удаленного выпуска" была подана ДТ N 10611020/241115/0008748, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был заявлен товар N 36 - защитные головные уборы из пластмассы, производитель "HONGJIN SPORTS GOODS", таможенная стоимость - 40 726,26 рублей, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна происхождения - Китай, страна отправления - Бельгия: мотошлем 3.4 (унисекс/пластик), товарный знак "Harley-Davidson", артикул ЕС-98307-14Е/000-М EC-98307-14E/000L - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, размер - L, модель "HLMT-visionary,3/4", с логотипом "Harley-Davidson", артикул EC-98280-14E/000L - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, размер - М, модель "HLMT-visionary,3/4", артикул ЕС-98280-14Е/000-М- 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, размер L, артикул ЕС-98211-10E/000L - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, размер М, артикул ЕС-98211-10Е/000-М - 1 шт.
02.02.2016 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО "ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ" (г. Москва) от имени и по поручению декларанта ООО "Мото-Легенда" с применением технологии "удаленного выпуска" была подана ДТ N 10611020/020216/0001219, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления были заявлены товары N 23 и N 24 - защитные головные уборы из пластмассы, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна отправления - Бельгия: товар N 23 - производитель "XIAMEN YEU CHUAN COMPOSITE TECHNOLOGY CO., LTD", товарный знак "Harley-Davidson", таможенная стоимость - 9592,58 рублей, страна происхождения - Китай: мотошлем /пластик/ размер - L, артикул EC-98320-15E/000L - 1 шт.; мотошлем /пластик/ размер - М, артикул ЕС-98320-15Е/000-М - 1 шт.; товар N 24 - производитель "HJC CORPORATION", ТМ "Harley-Davidson", таможенная стоимость - 21 093,28 рублей, страна происхождения - Корея: мотошлем мужской защитный для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов /пластик/, модель "HLMT-ROADWAY", 3/4 MATTE BLK W/O с забралом, артикул EC-98010-11E/000L EC-98010-11E/002L - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/ модель "HLMT-ULTRA BURNOUT", размер - М, с логотипом "HARLEY-DAVIDSON", артикул ЕС-98229-06Е/000-М - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/ модель "HLMT-ULTRA BURNOUT", размер - S, с логотипом "HARLEY-DAVIDSON", артикул EC-98229-06E/000S - 1 шт.
09.02.2016 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО "ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ" (г. Москва) от имени и по поручению декларанта ООО "Мото-Легенда" с применением технологии "удаленного выпуска" была подана ДТ N 10611020/090216/0001557, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления были заявлены товары N 5 и N 6 - защитные головные уборы из пластмассы ТМ "Harley-Davidson", товарный знак "Harley-Davidson", код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна отправления - Бельгия: товар N 5 - производитель "HJC CORPORATION", таможенная стоимость - 10546,64 руб., страна происхождения - Корея: мотошлем мужской защитный для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов /пластик/, модель "HLMT-ROADWAY", 3/4 MATTE BLK W/O с забралом, артикул ЕС-98010-11Е/000-М - 1 шт.; - мотошлем унисекс /пластик/ модель "HLMT-ULTRA BURNOUT", размер - L, артикул ЕС-98229-06E/000L - 1 шт.; товар N 6 таможенная стоимость - 9504,96 рублей, страна происхождения - Китай: мотошлем /пластик/ размер - М, производитель "HONGJIN SPORTS GOODS", артикул ЕС-98311-15Е/000-М - 1 шт.; мотошлем /пластик/ размер - XL, производитель "XIAMEN YEU CHUAN COMPOSITE TECHNOLOGY CO., LTD", артикул EC-98320-15E/002L - 1 шт.
30.03.2016 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО "ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ" (г. Москва) от имени и по поручению декларанта ООО "Мото-Легенда" с применением технологии "удаленного выпуска" была подана ДТ N 10611020/300316/0004496, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был заявлен товар N 15 - защитные головные уборы из пластмассы ТМ "Harley-Davidson", производитель "HONGJIN SPORTS GOODS", таможенная стоимость - 18 160 рублей, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна происхождения - Китай, страна отправления - Бельгия: - мотошлем унисекс /пластик/, размер L, артикул EC-98211-10E/000L - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, размер XL, артикул EC-98211-10E/002L- 1 шт.
25.05.2016 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО "ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ" (г. Москва) от имени и по поручению декларанта ООО "Мото-Легенда" с применением технологии "удаленного выпуска" была подана ДТ N 10611020/250516/0008098, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления были заявлены товары N 17 и N 19 - защитные головные уборы из пластмассы ТМ HARLEY-DAVIDSON, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна отправления - Бельгия: товар N 17 - производитель "HONGJIN SPORTS GOODS", таможенная стоимость - 19593,70 рублей, страна происхождения - Китай: мотошлем унисекс /пластик/, модель "HLMT-МАТТЕ BLACK,3/4,W/SS", размер - М, артикул ЕС-98225-11Е/000-М - 1 шт.; мотошлем унисекс /пластик/, модель "HLMT-МАТТЕ BLACK,3/4,W/SS", размер - S, артикул EC-98225-11E/000S -1 шт.; мотошлем унисекс, размер S, пластик, артикул EC-98014-13E/000S - 1 шт.; товар N 19 - производитель "SOCIEDADE FRANCO PORTUGUESA DE CAPACETES S.A", таможенная стоимость -22572,82 рублей, страна происхождения - Португалия: - мотошлем с забралом 3/4 /пластик/ размер - L, артикул EC-98308-15E/000L - 1 шт.; мотошлем с забралом 3/4 /пластик/ размер - XL, артикул EC-98308-15E/002L - 1 шт.
Таможенным органом проведены камеральные таможенные проверки, по результатам которых вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях N 10611000-128/2017, N 10611000-129/2017, N 10611000-130/2017, N 10611000-131/2017, N 10611000-132/2017, в которых указано, что все шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов являются объектом технического регулирования TP ТС 018/2011 и TP ТС 019/2011.
28.04.2017 по результатам административного расследования старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований в отношении ООО "Мото-Легенда" составлены протоколы об административном правонарушении N 10611000-128/2017, N 10611000-129/2017, N 10611000-130/2017, N 10611000-131/2017, N 10611000-132/2017, по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), содержащие указание на несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз заявленных по ДТ N 10611020/241115/0008748 (товар N 36), ДТ N 10611020/020216/0001219 (товары N 23 и N 24), ДТ N 10611020/090216/0001557 (товар N 5 и N 6), ДТ N 10611020/300316/0004496 (товар N 15), ДТ N 10611020/250516/0008098 (товар N 17 и N 19), товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
28.06.2017 заместителем начальника Томской таможни по правоохранительной деятельности вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N 10611000-128/2017, N 10611000-129/2017, N 10611000-130/2017, N 10611000-131/2017, N 10611000-132/2017, которыми ООО "Мото-Легенда" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому правонарушению.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент таможенного оформления импортируемого товара) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения заключается, в том числе и в бездействии лица - участника внешнеэкономической деятельности, выразившегося в неисполнении им публично-правовой обязанности по соблюдению запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе, если необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которому товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
Согласно статье 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и правовыми актами государств членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в письменной и (или) электронной, формах с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, о товарах, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в частности к таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Исходя из положений статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операции, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 3 ТК ТС, если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.
Из пункта 2 подпункта "в" Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 следует, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Пунктом 3 Положения установлено, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся - документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), который вступил в силу с 01.01.2015 и распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и Мопедов (пункт 109 раздела 2 "Компоненты транспортных средств" Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" - приложения N 1 к ТР ТС 018/2011).
В пункте 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2010, утвержденного Решением Коллегий Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 N 77 (вступил в силу 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствия требованиям безопасности ТР ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями данного Федерального закона.
Таким образом, в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования данного Технического регламента (ТР ТС 018/2011), указанные обязательные требования ранее были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720.
Учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", выпуск Мотошлемов до 01 июля 2016 года возможен на основании сертификатов соответствия требованиям Технического регламента РФ, выданных до 01.01.2015.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), который вступил в силу 01.06.2012 и также распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (приложение N 5 к ТР ТС 019/2011 - Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", в Раздел 1 "Средства индивидуальной Защиты от механических факторов" включены "шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, из кода ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0". Форма подтверждения соответствия такой продукции - декларирование соответствия.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на пункт 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), приводит довод о том, что объект технического регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 878, один и тот же, а именно - продукция (мотошлем), в связи с чем и требования, предъявляемые этими техническими регламентами к такой продукции, одинаковые.
Данный довод является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 ТР ТС 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие данного технического регламента, относятся:
колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси;
компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Безопасность транспортного средства - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вредна жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (п. 6 Технического регламента).
В Приложениях N 10, N 19 к Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 указано, что схемы подтверждения соответствия мотошлемов требованиям ТР ТС 018/2011 - обязательная сертификация по формам 10с и 11с.
В пункте 91 Перечня продукции в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 N 77 (вступил в силу 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствий требованиям безопасности ТР ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования данного Технического регламента (ТР ТС 018/2011), указанные обязательные требования ранее (до вступления в силу ТР ТС 018/2011) были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент РФ), действие которого было прекращено 01.01.2015 в связи с вступлением в законную силу Технического регламента (ТР ТС 018/2011).
Учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 33 Решения Комиссии Таможенного союза N 877 от 09.12.2011 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" выпуск мотошлемов до 01 июля 2016 года возможен на основании сертификатов соответствия требованиям Технического регламента РФ, выданных до 01.01.2015.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), который вступил в силу 01.06.2012 и также распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов ("средства индивидуальной защиты головы") - (приложение N 5 к ТР ТС 019/2011 - Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза).
В техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 019/2011 под безопасностью средств индивидуальной защиты понимается (п. 1.3 Технического регламента):
отсутствие недопустимого воздействия на человека и окружающую среду, обусловленного, использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены;
обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных (опасных) факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты, перечисленных ниже:
- механические воздействия и общие производственные загрязнения;
- вредные химические вещества;
- ионизирующие и неионизирующие излучения;
- воздействие повышенной (пониженной) температуры;
- воздействие электрического тока, электрических и электромагнитных нолей;
- воздействие биологических факторов (микроорганизмы, насекомые);
- пониженная видимость.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", в Раздел 1 "Средства индивидуальной защиты от механических факторов" включены "шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, из кода ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0". Форма подтверждения соответствия такой продукции - декларирование соответствия.
Таким образом, заявленные в ДТ N 10611020/241115/0008748 (товар N 36), ДТ N 10611020/020216/0001219 (товары N 23 и N 24), ДТ N 10611020/090216/0001557 (товар N 5 и N 6), ДТ N 10611020/300316/0004496 (товар N 15), ДТ N 10611020/250516/0008098 (товар N 17 и N 19) товары, классифицируемые в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0, подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011).
При выдаче сертификата соответствия товара (мотошлемов) требованиям ТР ТС 018/2011 органом по сертификации определяется степень влияния компонента транспортного средства (мотошлема) на безопасность транспортных средств.
При оформлении декларации о соответствии товара (мотошлемов) требованиям ТР ТС 019/2011, заявитель подтверждает безопасность, для человека средства индивидуальной защиты головы.
В связи с указанным, представленная при таможенном декларировании мотошлемов декларация о соответствии ТС N RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламенту Таможенного союза. "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) не является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям безопасности регламента Таможенного союза - ТР ТС 018/2011.
Пунктом 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического Регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
Пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 предусмотрено, что до 1 июля 2016 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
Из содержания пункта 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877) следует, что с 01.01.2015 (после вступления в законную силу ТР ТС 018/2011) органы по сертификации не вправе выдавать сертификаты соответствия продукции требованиям безопасности транспортных средств, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, а заинтересованные лица принимать декларации о соответствии продукции требованиям ранее действующих нормативных правовых актов,
Учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза N 877 от 09.12.2011 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), выпуск мотошлемов до 01 июля 2016 года возможен на основании сертификатов соответствия требованиям Технического регламента, ранее установленного законодательством государства - члена Таможенного союза (объект технического регулирования - "компонент транспортного средства, влияние на безопасность транспортного средства"), выданных до 01.01.2015 (до даты вступления в силу ТР ТС 018/2011).
Таможенным органом установлено, что вместе с ДТ N 10611020/241115/0008748 (товар N 36), ДТ N 10611020/020216/0001219 (товары N 23 и N 24), ДТ N 10611020/090216/0001557 (товар N 5 и N 6), ДТ N 10611020/300316/0004496 (товар N 15), ДТ N 10611020/250516/0008098 (товар N 17 и N 19) в отношении вышеуказанных товаров была представлена только декларация о соответствии ТС N RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011).
Сертификат соответствия товара требованиям безопасности Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) при таможенном декларировании товара представлен не был, запись о нем в графе 44 поименованных выше ДТ также отсутствовала, как и не было представлено вместе с ДТ и обязательство декларанта (ООО "Мото-Легенда") о представлении сертификата соответствия после выпуска товара.
При таких обстоятельствах, бездействие ООО "Мото-Легенда" образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, а также доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, ООО "Мототрейд" не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Содержание протоколов об административном правонарушении от 28.04.2017 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ; протоколы содержат сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановления о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении от 28.06.2017 вынесены в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дел, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Проверив выводы суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного заявителем административного правонарушения, суд апелляционной инстанции находит их обоснованными.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела и другое.
С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, заявитель апелляционной жалобы на такие обстоятельства не ссылается.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемых постановлений Томской таможни от 28.06.2017 требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Представленные заявителем в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства не влияют на правильность принятого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 24 октября 2017 года по делу N А67-5701/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5701/2017
Истец: ООО "Мото-Легенда"
Ответчик: Томская таможня