Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф06-30961/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А65-13459/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Электро-Энергосервис" - Артемьев Р.Г. (доверенность от 01.08.2017),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Миннебаева Л.И. (доверенность от 18.09.2017),
от ОАО "Сетевая компания" - представитель не явился, извещено,
от Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2017 по делу N А65-13459/2017 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электро-Энергосервис", (ОГРН 1081644001768, ИНН 1644049127), Республика Татарстан, г.Альметьевск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
ОАО "Сетевая компания", Республики Татарстан, г.Казань,
Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2017 по делу N А05-329/2017 об административном правонарушении по ст. 9.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Электро-Энергосервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу N А05-329/2017 об административном правонарушении от 24.03.2017 в отношении ООО "Электро-ЭнергоСервис", с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "Сетевая компания", Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2017, с учетом определения от 14.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой, с учетом ходатайства об уточнении требований апелляционной жалобы, просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что ООО "Электро-Энергоссрвис" не разместило информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10(1) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 1 июня.
Соответственно, указанная в подпункте "б" пункта 9 Стандартов раскрытия информации должна была быть опубликована не позднее 1 июня 2016 года.
Суд необоснованно признает в тексте мотивировочной части решения доказанным факт существования старого сайта заявителя и подтверждение размещения на нем информации, подлежащей раскрытию, на основании рассмотрения Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам заявления ООО "Электро-Энергосервис".
Вместе с тем, ни заявителем, ни Госкомитетом не были предоставлены доказательства размещения спорных сведений.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением от 24.03.2017 о наложении штрафа по делу N А05-329/2017 заявитель был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей, за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии со ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты), исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
Пунктом 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В силу п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно подпункту "е" пункта 3 вышеуказанных Правил субъектами розничного рынка являются, в том числе, сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Исходя из положений п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль по соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии, оказывает услуги по поставке электрической энергии потребителям. Основная деятельность ООО "Электро-ЭнергоСервис" - это эксплуатация электрических сетей ПАО "Татнефть". С января 2012 года ООО "Электро-ЭнергоСервис" предоставляет услуги по передаче электроэнергии в качестве субъекта розничного рынка электрической энергии.
Согласно постановлению о наложении штрафа Общество не разместило информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 9 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии":
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Суд первой инстанции отклонил данные доводы антимонопольного органа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования; г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В силу п. 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "а" п. 9 Стандартов, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Согласно п. 20 Стандартов раскрытия информации энергоснабжающие, энергосбытовые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения; информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения; информацию о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене); информацию о ежемесячных фактических объемах потребления электрической энергии (мощности) по группам потребителей; информацию об инвестиционной программе; информацию о порядке определения расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам.
Исходя из положений п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
Указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию: а) организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями (далее - сетевые организации) на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в иных средствах массовой информации - ежегодно, до 01 апреля; б) системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления) на официальных сайтах субъектов оперативно-диспетчерского управления или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 01 июня; в) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 01 июня.
Указанная в подпункте "г" пункта 9 Стандартов информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 Стандартов, по форме согласно приложению к Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что из протокола об административном правонарушении, а также постановления о наложении штрафа, не следует, за какой год проводилась проверка.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что проверка проводилась за 2015 год, в отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то обстоятельство, что представитель антимонопольного органа в суде первой инстанции заявлял о проведении проверки за 2016 год.
Суд первой инстанции установил, что на момент проведения проверки 15.02.2017 Обществом бухгалтерская отчетность за 2016 год не была сформирована, равно как и структура, следовательно, данная информация не могла быть размещена, поскольку сроки представления еще не наступили.
Более того, учитывая, что проверка сайта проводилась 15.02.2017, на дату проверки факты нарушения требований Стандарта раскрытия информации, структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), указанные в постановлении о наложении штрафа, отсутствовали.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения Обществом подпункта "г" п. 9 Стандартов о неразмещении информации на сайте.
Так, судом установлено, что в целях маркетингового развития ООО "ТаграС-ЭнергоСервис", а также в связи с изменением логотипа компании, дочерним обществом которой является ООО "Электро-ЭнергоСервис", в 2016 году согласно договору от 05.08.2016 N С081622 проводилась работа по созданию "нового" сайта компании. В это же время одновременно действовал "старый" сайт (www.tatneft-energoservice.ru) и "новый" сайт (www.tagras-es.ru).
В период с 05.08.2016 до 03.03.2017 началась отладка нового сайта, внесение информации, тестирование и финальная доработка. Необходимая информация по раскрытию информации по передаче электроэнергии была размещена на обновленном сайте (www.tagras-es.ru) в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства в срок до 03.03.2017.
При этом судом первой инстанции принято во внимание то, что подтверждением наличия информации в полном необходимом объеме на "старом" сайте (www.tatneft-energoservice.ru) служит то, что Государственный комитет по тарифам РТ рассмотрел заявление заявителя и установил тариф на 2017 год в декабре 2016 г. В процессе рассмотрения документов и вынесения положительного решения, одним из условий которого является отнесение владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, согласно постановлению Правительства РФ от 28.02.2015 N 184, является наличие официального сайта с размещением на нем раскрытия информации согласно Стандарту раскрытия информации.
Какие-либо замечания от специалистов Комитета по тарифам РТ по информации на сайте отсутствуют.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представители третьего лица (Государственный комитет по тарифам РТ) поддержали позицию заявителя о своевременном представлении документов и размещении соответствующей информации на сайте в установленные сроки. Пояснили, что без размещения данной информации на сайте заявителю не могло быть открыто дело об установлении тарифа и в последующем утвержден тариф на 2016 год.
В силу Информационного письма от 27.03.2015 вх. N 1-31/736 регулируемые организации, осуществляющие передачу электрической энергии до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Госкомитет предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации и обосновывающих документов в соответствии с законодательством в области регулирования тарифов. Заявление подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации.
В заявлении указывается следующая информация:
сведения о регулируемой организации, направившей заявление (далее - заявитель) (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, фамилию, имя, отчество руководителя организации, контактные телефоны и факс, адрес электронной почты);
основания, по которым обращается заявитель для установления тарифов в орган регулирования;
требование, с которым обращается заявитель (уровень предлагаемых тарифов, с размещением на официальном сайте организации).
Предложения организации об установлении тарифов подлежат раскрытию по установленным действующим законодательством формам на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении тарифов (в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации).
В перечень документов, представленных организациями, входит, в том числе, согласно п. 46 справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя.
Из представленных Государственным комитетом по тарифам РТ документов, следует, что согласно п. 1 приказа от 28.04.2015 N 101 "Об открытии дел об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год и назначении уполномоченных по делам" открыты дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно приложению к приказу заявитель входит в перечень сетевых организаций, у которых открыты дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал несостоятельными выводы антимонопольного органа о нарушении заявителем подпунктов "а", "б", "г" п. 9 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", в связи с чем суд сделал вывод об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, и о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2017 по делу N А65-13459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13459/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф06-30961/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Электро-Энергосервис", г.Альметьевск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань, ОАО "Сетевая компания", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара