Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2018 г. N Ф10-1030/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А08-4428/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бушминой И.В.,
при участии:
от Белгородской таможни: Малород Н.Н., представитель по доверенности от 15.03.2017, выдана сроком на 1 год; Иванова М.Е., представитель по доверенности от 06.03.2017, выдана сроком на 1 год;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "МОДЕКС-Импорт": Хрячкова Г.В., представитель по доверенности от 01.03.2017, выдана сроком на 1 год;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08-4428/2017 (судья Мироненко К.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "МОДЕКС-Импорт" (ИНН 3665096474, ОГРН 1133668048821) к Белгородской таможне (ИНН 3125016361, ОГРН 1023101682966) о признании недействительным решения N25-15/12354 от 22.05.2017 об отказе во внесении изменений в ДТ NN 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Модекс-Импорт" (далее - ООО "Компания "Модекс-Импорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании решения Белгородской таможни (далее - таможня, таможенный орган) N 25-15/12354 от 22.05.2017 об отказе во внесении изменений в ДТ N N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 недействительным.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 требования Общества удовлетворены, решение Белгородской таможни N 25-15/12354 от 22.05.2017 об отказе во внесении изменений в ДТ N N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 признано недействительным недействительным.
С Белгородской таможни в пользу ООО "Компания "Модекс-Импорт" взыскано 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Таможня указывает, что согласно Перечню в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС ставка НДС в размере 10 процентов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2106909809 применяется только в отношении товара "Сыры плавленые". Таким образом, поскольку код ТН ВЭД ЕАЭС 2106909809 ввезенных товаров поименован в Перечне в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС, но наименование ввезенных товаров в Перечне отсутствует, товары, ввезенные Обществом и задекларированные в поименованной ДТ, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
В соответствии требованиями пункта 14 Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ. Обществом с заявлением не представлены документы, подтверждающие изменения, вносимые в сведения, указанные в ДТ. Представленные Обществом документы: постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, решения ИФНС по Советскому району г. Воронежа N6, N16 от 24.12.2014, Решение УФНС России об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения от 11.03.2015 N 15-2-18/04262 не могут служить основанием для изменения ставки НДС с 18 процентов на 10 процентов.
Таможенный орган также отмечает, что Общество самостоятельно определило классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 2106 исходя из описания и характеристик товара. При этом Общество в таможенный орган не обращалось с заявлением о внесении изменений в сведения, заявленные в 31 и 33 графы ДТ, и не представляло документы, подтверждающие необходимость изменения описания товара и классификационного кода.
В соответствии с Техническим регламентом таможенного союза (TP ТС) 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции": сырный продукт - это молокосодержащий продукт, произведенный в соответствии с технологией производства сыра. В свою очередь молокосодержащий продукт пищевой продукт, произведенный из молока, и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, по технологии, предусматривающей замещение молочного жира в количестве не более 50 процентов от жировой фазы исключительно заменителем молочного жира и допускающей использование белка немолочного происхождения не в целях замены молочного белка с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20 процентов.
Достоверно о содержании в продукте молочного жира, белков, лактозы могут информировать только результаты химических испытаний состава продукта. В данном случае проведение экспертизы невозможно ввиду отсутствия в наличие спорного товара. Согласно удостоверениям качества и безопасности N 1090 от 20.05.2014, N 1112 от 22.05.2014, N 1104 от 21.05.2014, N 1103 от 21.05.2014, выданных ООО "Техмолпром", в продукте сырном полутвердом "Монастырский" массовая доля молочного жира в жировой фазе составляет 13,75 %, что не соответствует требованиям, предъявляемым к молокосодержащим продуктам.
Вместе с тем, в 2014 году при ввозе аналогичного товара таможенным органом были проведены экспертизы, по результатам которых ввезенных товар отнести к молокосодержащим не представлялось возможным.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы таможенного органа, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт" по ДТ N N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 на территорию Белгородского таможенного поста Белгородской таможни был ввезен и представлен к таможенному оформлению товар - продукт молокосодержащий сырный полутвердый "Монастырский" с массовой долей жира в сухом веществе 50%, изготовитель ООО "Техмолпром".
Товар в спорных ДТ классифицирован в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 2106909809. Исходя из описания товара, заявленного в графе 31 ДТ, Обществом ввезены товары наименованием: "продукты молокосодержащие сырные полутвердые".
Таможенное оформление вышеуказанного товара от имени Общества в силу Договора N 0147/01-13-161 от 26.11.2013 произведено таможенным представителем - ООО "НПП КОНТАКТ" (ИНН 3124004331).
Инспекцией Федеральной налоговой службой по Советскому району г.Воронежа (далее - Инспекция) в отношении Общества проведена камеральная налоговая проверка.
Уплаченный при ввозе указанного товара налог на добавленную стоимость по ставке 18 % был заявлен Обществом к налоговому вычету в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 года.
По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией ФНС России по Советскому району г.Воронежа были приняты решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.12.2014 и решение об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость от 24.12.2014 N 6.
Согласно решению Инспекции от 24.12.2014 N 16 камеральной проверкой установлено, что код ТН ВЭД 2106 90 980 9, поименованный в указанных таможенных декларациях на товары, ввезенные по импорту с налоговой ставкой по НДС в размере 18%, соответствует коду ТН ВЭД из Перечня кодов видов продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов", в связи с этим Обществом излишне уплачен НДС при ввозе "продукта молокосодержащего сырного полутвердого "Монастырский", жирностью 50 %, по указанным ТН в размере 1 135 288 руб.
Указанным решением налогового органа Обществу отказано в налоговых вычетах по НДС по ставке 18%, ввиду того, что ввезенный Обществом товар облагается по ставке 10 %.
Решением УФНС России по Воронежской области от 11.03.2015 N 15-2-18/04262 жалоба Общества была оставлена без удовлетворения, а решения ИФНС России по Советскому району г.Воронежа без изменения.
ООО "НПП КОНТАКТ" по поручению ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт" в Белгородский таможенный пост поданы заявления от 26.04.2017 исх. N N 57, 58, 59 о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 в части изменения ставки НДС на ввезенный товар с 18% на 10%.
22.05.2017 таможенный орган письмом исх. N 25-15/12354 отказал во внесении изменений в декларации на товары N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 в части изменения ставки НДС на ввезенный товар с 18% на 10%.
При этом таможенный орган исходил из того, что ввезенный Обществом товар отсутствует в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
Полагая решение таможенного органа от 22.05.2017 N 25-15/12354 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Согласно статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии с положениями статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии со статьей 164 НК РФ обложение НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), являющихся объектом обложения налогом, производится по различным налоговым ставкам (0, 10 и 18 процентов).
В абзаце 4 пункта 1 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
В силу пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлен перечень продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства и других товаров, при реализации которых применяется ставка 10 процентов.
В соответствии с п.2 ст.164 НК РФ налогообложение по ставке 0% осуществляется в отношении молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда).
Из последнего абзаца пункта 2 статьи 164 НК РФ следует, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены два перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС:
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301), облагаемых НДС по ставке 10 процентов при реализации;
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
В Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых по пониженной ставке налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации, предусмотрен код ОКП 92 2692 "Сырные продукты полутвердые" ( 922600 Продукты и консервы молокосодержащие (922610-922697).
Исходя из этого для применения ставки 10% НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или ТН ВЭД.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Как следует из материалов дела, во 2 квартале 2014 года во исполнение внешнеторгового договора N 2711-1 от 27.11.2013 ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт" через Белгородскую таможню ввезло сырный продукт. Общество уплатило НДС по ставке 18%.
Общество реализовало продукт с применением ставки НДС 10%.
При декларировании продукта таможенному органу представлен Сертификат соответствия N С-ЦА.АИ91.В.03243 от 14.08.2013 выдан иностранному заявителю ООО Техмолпром (Украина) ФГБУ Брянская межобластная ветеринарная лаборатория, изготовлен на номерном бланке строгой отчетности N ТР 1682218 в подтверждение прохождения обязательной сертификации, сроком действия с 14.08.2013 по 13.08.2016.
Данным Сертификатом подтверждено соответствие заявленной продукции требованиям технического регламента, а именно, Технического регламента на молоко и молочную продукцию, утвержденного Федеральным Законом N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", в ред. ФЗ от 22.07.2010 N 163-ФЭ, а так же в нем содержится указание на код ОКП ОК 005-93 - 92 2692.
Порядок проведения сертификации определен Законом о техническом регулировании.
Сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (статья 2 Закона N 184-ФЗ).
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); обязательной сертификации (статья 20 Закона о техническом регулировании).
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия в числе прочих сведений включает в себя информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект, а именно код ОКП по ОК 005-93 (статья 25 Закона о техническом регулировании, приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22.03.2006 N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов").
Согласно статье 4 Федерального закона РФ от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" к молочной продукции относятся продукты переработки молока, включающие в себя молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, побочный продукт переработки молока.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.06.2008 N 88-ФЗ молокосодержащий продукт - пищевой продукт, произведенный из молока, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира в количестве его массовой доли не более чем 50 процентов от жировой фазы исключительно заменителем молочного жира и допускается использование белка немолочного происхождения не в целях замены молочного белка, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее чем 20 процентов.
Согласно пункту 59 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.06.2008 N 88-ФЗ сырный продукт - это молокосодержащий продукт, произведенный в соответствии с технологией производства сыра.
Как установлено судом первой инстанции спорный товар относится к молокосодержащим продуктам, а именно является сырным продуктом полутвердым.
Согласно "ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции" под кодами 92 2690 - 92 2697 подгруппы 92 2600 "Продукты и консервы молокосодержащие" группы 92 "ПРОДУКЦИЯ МЯСНОЙ, МОЛОЧНОЙ, РЫБНОЙ, МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ, КОМБИКОРМОВОЙ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" поименована продукция "Продукты и консервы молокосодержащие", в том числе, под кодом 92 2692 поименованы сырные продукты полутвердые, что подтверждено сертификатом соответствия N С-ЦА.АИ91.В.03243 от 14.08.2013.
Факт того, что спорный товар является молокосодержащим продуктом подтверждается также представленным в материалы дела протоколом испытаний, на основании которого Федеральным государственным бюджетным учреждением "Брянская областная ветеринарная лаборатория" был выдан сертификат соответствия в отношении спорной продукции.
Ввезенному продукту был присвоен код ТНВЭД 2106 90 980 9. В соответствии с п. 2 ст. 52 ТК ТС, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Согласно п. 3 ст. 52 ТК ТС, а также положению ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст. 9 ТК ТС.
В силу ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (п. 4 ст. 122 ТК ТС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД при таможенном декларировании всегда основан на оценке свойств, характеристик, признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, таких как: назначение, сырье, пищевая ценность, химический состав, вид товара, его особенности, способ производства, характер отделки, размеры.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный товар классифицирован в товарной подсубпозиции 2106909809.
Таким образом, при декларировании спорный товар включен в группу, не связанную с молочными продуктами: раздел 4 "Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и его заменители" - далее группа 21 "разные пищевые продукты", позиция - "пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные", далее субпозиция - "прочие", далее подсубпозиция - "прочие".
Исходя из пояснений к ТН ВЭД ТС в товарную позицию 2106 включаются в том числе: продукты, состоящие из смеси химических веществ для добавления в готовые продукты или в качестве их ингредиентов, или для улучшения некоторых их характеристик (внешнего вида, сохраняемости); продукты, состоящие из смеси растений или частей растений, смешанных с другими веществами, которые как таковые не употребляются в пищу; включая продукты, которые, благоприятно влияют на общее состояние здоровья и самочувствие.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ввезенному товару согласно ТНВЭД не соответствует однозначно определенный код ТНВЭД,
Данные обстоятельства таможенным органом не опровергнуты.
В связи с этим, при данных обстоятельствах - наличие различий в перечнях, в силу п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33. имеются основания для применения пониженной налоговая ставка 10% при ввозе товара исходя из кода ОКП, подтвержденного представленным сертификатом спорный товар включен в перечень продукции, облагаемой по ставке 10%.
Ссылки таможенного органа на то обстоятельство, что спорный продукт не является молокосодержащим судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждены, в то же время данные доводы таможенного органа опровергаются представленными в материалы дела сертификатом соответствия и протоколом испытаний.
Доводы таможенного органа о том, что отраженный в декларации код ТН ВЭД спорного товара указан в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ N 908, однако ставка 10% применяется только в отношении товара "Сыры плавленые" отклоняются судом исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Как указано выше исходя из кода ОКП и наименовании товара, его реализация облагается по ставке 10%.
В силу пункта 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Согласно пункту 1 статьи 191 ТК ТС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза (пункт 2 статьи 191 ТК ТС).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного Союза и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок)).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения (далее - Порядок), указанные в декларации на товары, который определяет случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Согласно пункту 2 Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ), за исключением случаев, указанных в пункте 9, абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 настоящего Порядка.
КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 N 289.
КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Согласно пункту 12 Порядка, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или следующих документов (в случаях, когда обращение декларанта не представляется): корректировка декларации на товары (КДТ); документы, подтверждающие вносимые изменения в ДТ; а также документы, подтверждающие уплату таможенных платежей (в случае необходимости).
При этом обращение не представляется только в следующих случаях (абз. 2, 5, 6 пп. "б" п. 11 Порядка): продление срока действия таможенной процедуры; уплата таможенных платежей при частичном условном освобождении от их уплаты в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска); уплата таможенных платежей, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
В силу пункта 14 Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом (пункт 17 Порядка).
Согласно пункту 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 19 Порядка).
Из изложенных правовых норм следует, что декларант вправе обратиться с заявлением о внесении изменения в поданную декларацию после выпуска товара в случае выявления ошибок либо недостоверных данных в поданной декларации. При этом таможенный орган вправе отказать во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ только в оговоренных законом случаях.
Учитывая изложенное отказ таможенного органа во внесении изменений или дополнений в ДТ, равно и бездействие, заключающееся в невнесении соответствующих изменений путем проставления соответствующих отметок, не может быть произвольным.
Как следует из материалов дела, в обращениях Общества о внесении изменений в спорные ДТ указаны все необходимые сведения в соответствии с вышеприведенным Порядком, к обращению документы, обосновывающие необходимость внесения изменений, в том числе приложены решение УФНС России по Воронежской области и КДТ.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в спорные декларации на товары.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия таможенным органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Таможней не представлено надлежащих доказательств законности решения N 25-15/12354 от 22.05.2017
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Белгородской области Обществом произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 руб. Учитывая, что заявленные требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с таможенного органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3000 руб.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08-4428/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Белгородской таможни без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Таможни, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 по делу N А08-4428/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4428/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2018 г. N Ф10-1030/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "МОДЕКС-ИМПОРТ"
Ответчик: Белгородская таможня