г. Калуга |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А08-4428/2017 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "МОДЕКС-Импорт" (394038, г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 22Б, офис 405, ОГРН 1133668048821, ИНН 3125016361)
|
Хрячковой Г.В. - представителя (дов. от 01.03.2018 б/н, пост.) |
от Белгородской таможни (308000, г. Белгород, ул. Н.Чумичева, д. 9А, ОГРН 1023101682966, ИНН 3125016361) |
Ивановой М.Е. - представителя (дов. от 27.02.2018 N 03-26/34, пост.) Малорода Н.Н. - представителя (дов. от 23.04.2018 N 03-26/69, пост.) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л. Ольшанская Н.А.) по делу N А08-4428/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "МОДЕКС-Импорт" (далее - ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Белгородской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 22.05.2017 N 25-15/12354 об отказе во внесении изменений в ДТ NN 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права и отказать обществу в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество по ДТ N N 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 ввезло на территорию Российской Федерации товар - продукт молокосодержащий сырный полутвердый "Монастырский" с массовой долей жира в сухом веществе 50%, изготовитель ООО "Техмолпром".
Товар в спорных ДТ классифицирован в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 2106 90 980 9. Исходя из описания товара, заявленного в графе 31 ДТ, обществом ввезены товары наименованием: "продукты молокосодержащие сырные полутвердые".
Таможенное оформление вышеуказанного товара от имени общества в силу договора от 26.11.2013 N 0147/01-13-161 произведено таможенным представителем - ООО "НПП КОНТАКТ".
Уплаченный при ввозе указанного товара налог на добавленную стоимость по ставке 18% заявлен обществом к налоговому вычету в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 года.
Согласно решению инспекции ФНС России по Советскому району г. Воронежа от 24.12.2014 N 16 обществу отказано в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость по ставке 18%, ввиду того, что код ТН ВЭД 2106 90 980 9, поименованный в указанных таможенных декларациях на товары, ввезенные с налоговой ставкой в размере 18%, соответствует коду ТН ВЭД из Перечня кодов видов продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "НПП КОНТАКТ" (по поручению ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт") в таможенный орган с заявлениями от 26.04.2017 исх. N N 57, 58, 59 о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 в части изменения ставки налога на добавленную стоимость на ввезенный товар с 18% на 10%.
22.05.2017 таможенный орган письмом N 25-15/12354 отказал во внесении изменений в декларации на товары NN 10101030/220514/0008753, 10101030/230514/0008796, 10101030/260514/0008917 указав, что ввезенный обществом товар отсутствует в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
Полагая решение таможенного органа от 22.05.2017 N 25-15/12354 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности обществом правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость 10%.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 3 пункта 1 статьи 70); для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру (пункт 2 статьи 77).
В соответствии со статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (с 1 января 2015 года - Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), которая, согласно статье 51 названного Кодекса, основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Данная номенклатура применяется в том числе с учетом Пояснений к ней (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4), которые содержат толкование ее позиций, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых в те или иные позиции номенклатуры или исключаемых из них, и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов. Указанная ставка подлежит применению при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 5). В указанный перечень включены молоко и молокопродукты (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда).
Коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (действовавшем до 01.01.2017), а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень кодов по ОКП), и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень кодов ТН ВЭД).
Согласно примечанию N 2 к Перечню кодов ТН ВЭД при определении ставки налога на добавленную стоимость в отношении товара, входящего в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой ТН ВЭД, следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
Из положений названных норм следует, что ставка налога в размере 10 процентов применяется при условии, что наименование и код ТН ВЭД ввозимого товара включены в Перечень кодов по ОКП или Перечень кодов ТН ВЭД. В иных случаях налог на добавленную стоимость подлежит уплате по ставке в размере 18 процентов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2017 N 19-П, установление федеральным законодателем в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ пониженной ставки налога не предполагает произвольного решения вопроса о ее применении в каждом конкретном случае. Из этого исходил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при разъяснении вопросов, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость. Так, в постановлении Пленума от 30 мая 2014 года N 33 он указал, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения установленной пунктом 2 статьи 164 НК РФ налоговой ставки 10 процентов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 данного Кодекса при осуществлении полномочий по определению кодов Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ; для применения пониженной налоговой ставки - если классификация товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отличается от классификации того же товара в Общероссийском классификаторе продукции - достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух названных классификационных источников (пункт 20).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, обществом при таможенном декларировании заявлен классификационный код ТН ВЭД 2106 90 980 9 "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: прочие", а также представлен сертификат соответствия N С-UA.АИ91.В.03243 от 14.08.2013, выданный ФГБУ Брянская межобластная ветеринарная лаборатория, сроком действия с 14.08.2013 по 13.08.2016, согласно которому ввезенный обществом товар соответствует коду ОК 005 (ОКП) -92 2692 (продукты сырные/полутвердые).
Данные сведения (характеристики товара) таможенным органом документально не опровергнуты.
Указанный код ОКП согласно Перечню кодов видов продовольственных товаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 соответствует сырным продуктам, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке 10 процентов.
При таких обстоятельствах, судами сделан правомерный вывод о том, что с учетом наименования товара, указанный товар подпадает под действие Перечня ОКП, несмотря на то, что классификационный код товара не соответствует заявленному.
Согласно пункту 1 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок)).
Согласно пункту 2 Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ), за исключением случаев, указанных в пункте 9, абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 настоящего Порядка.
КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 N 289.
КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом (пункт 17 Порядка).
Согласно пункту 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 19 Порядка).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в обращениях общества о внесении изменений в спорные ДТ указаны все необходимые сведения в соответствии с вышеприведенным Порядком, к обращению приложены документы, обосновывающие необходимость внесения изменений, в том числе КДТ.
Поскольку общество подтвердило надлежащими доказательствами обоснованность применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении ввезенного по спорным ДТ товара, а также представило в таможенный орган необходимые документы, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа обществу во внесении изменений в ДТ, в связи с чем удовлетворили заявленные ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт" требования.
Доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу N А08-4428/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок)).
...
КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 N 289."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2018 г. N Ф10-1030/18 по делу N А08-4428/2017