город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2017 г. |
дело N А32-28386/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РустАль",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2017 по делу N А32-28386/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РустАль",
к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края,
об оспаривании постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ,
принятое судьей Суминой О.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) об оспаривании постановлении от 22.06.2017 N 13 -25/258 по делу об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ,
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.жалоба мотивирована тем, что общество полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "РустАль" осуществляет деятельность в соответствии с лицензией ДК 001205 регистрационный номер 23РПА0013341 от 20 мая 2016 года сроком действия с 21 мая 2016 года по 3 июня 2019 года.
Административным органом установлено, что в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности ООО "РустАль", в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме Приложения N 12 Правил за 3 квартал 2016 года представленной 19 октября 2016 года в 10 часов 48 минут допущено искажение информации, а именно была закуплена алкогольная продукция от поставщика при этом из представленной декларации видно, что в разделе I и II представлена информация о производителе, закупке и розничной продаже с нулевыми показателями.
В соответствии с положением раздела 14 Порядок заполнения декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", организации заполняют декларации об объеме об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (декларация N 12) по утвержденному Порядку.
Доказательствами по делу являются: письмо от 5 апреля 2017 года N уЗ-8102/0718 Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, письмо от 23 мая 2017 года N 59-7408/17-13-11 департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС на CD- диске, декларация по форме Приложения N 12 Правил представления деклараций ООО "РустАль".
Данное административное правонарушение совершено по месту регистрации юридического лица: Краснодарский край, г. Армавир, снт. Заря Востока, 676.
Таким образом, ООО "РустАль" не принято надлежащих мер к осуществлению контроля за соблюдением требований закона, предъявляемых к порядку подачи деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части включения в поданную декларацию достоверных данных, так как ООО "РустАль" располагало сопроводительными документами, указанными в статье 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, а также имело первичные документы, необходимые для заполнения достоверной декларации.
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 13-25/258 от 08.06.2017.
22.06.2017 заместителем руководителя департамента вынесено постановление N 13-25/258, которым юридическому лицу назначено административное наказание по статье 15.13 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом в силу части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Данная норма включает в себя три самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на уклонение от подачи названных деклараций либо их несвоевременную подачу, либо включение в них заведомо искаженных данных.
При этом искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171 -ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п. 20 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
С учетом изложенного, при неисполнении обществом обязанности по предоставлению деклараций об объеме, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный орган, или предоставление с искаженными данными, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам административного производства обществу вменено внесение недостоверных сведений в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Следовательно, в нарушение ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, общество предоставило в уполномоченный орган декларации, содержащие искаженную информацию.
В силу пункта 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ) запрещается искажение сведений декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
На дату рассмотрения материалов дела и привлечения общества к административной ответственности, обществом не представлены корректирующие декларации которые бы устранили выявленные управлением нарушения.
Имея возможность для соблюдения установленного законом запрета на искажение вносимых в декларацию данных, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых Федеральным Законом N 171-ФЗ, так как располагало первичными учетными документами для отражения в декларации достоверных данных, однако, не приняло всех необходимых мер для соблюдения публично-правовой обязанности по представлению достоверных данных в декларации.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
В данном случае суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии вины предприятия в совершенном правонарушении.
Довод жалобы о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 данного постановления).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также запрета на внесение в декларации искаженных данных, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю и поставщику алкогольной продукции относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям.
Нарушение установленного государством порядка декларирования видов и объемов алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
Поэтому представление недостоверных сведений об обороте алкогольной продукции, в том числе, о первичных документах - ТТН, не может свидетельствовать о малозначительности совершенного деяния.
С учетом того, что обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, имел место исключительный случай, данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение судом апелляционной инстанции также не установлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Назначенное административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение управлением процедуры привлечения к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 по делу N А32-28386/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28386/2017
Истец: ООО "РустАль"
Ответчик: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя КК, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края