Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2018 г. N Ф07-3324/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А05-7912/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 декабря 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Ставцевой О.В. по доверенности от 25.12.2015 N 30/23, от ответчика Сучкова О.Н. по доверенности от 06.12.2017 N 04-11/5803,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Металлургический завод "Электросталь" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 сентября 2017 года по делу N А05-7912/2017 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
акционерное общество "Металлургический завод "Электросталь" (ОГРН 1025007109929, ИНН 5053000797; место нахождения: 144002, город Электросталь, Московская область, улица Железнодорожная, дом 1; далее - АО "МЗ "Электросталь", завод) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2/142; далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным пункта 1 решения от 21.04.2017 по делу N 18юл-17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (ОГРН 1022900002861, ИНН 2902015930; место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, шоссе Архангельское, дом 58; далее - АО "ПО "Севмаш", общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 сентября 2017 года по делу N А05-7912/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "МЗ "Электросталь" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что УФАС с учетом собранных доказательств по результатам рассмотрения жалобы должно было признать ее обоснованной.
УФАС и АО "ПО "Севмаш" в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом 12.04.2017 подана в управление жалоба на действия заказчика - АО "ПО "Севмаш" - при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку металлопродукции - проволоки сварочной марки Св-10х19Н23Г2М5ФАТ (ЭП868) ТУ 14-1-2989-80 (извещение N 31704840604 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
По результатам рассмотрения согласно статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) жалобы общества управлением делу N 18юл-17 принято решение от 21.04.2017, пунктом 1 которого жалоба АО "МЗ "Электросталь" признана необоснованной.
Фактически доводы общества при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции сводятся к тому, что заказчик не имел право присваивать заявке общества по критерию "опыт поставок" 0 баллов, что в итоге привело к тому, что общество не было признано победителем процедуры закупки, а также к нарушению порядка определения победителя.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 1 данного Закона целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанное положение Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в нем перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ должны применяться с учетом данного положения.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено частью 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Аналогичные выводы нашли свое отражение и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, а также изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592.
Поскольку в данном случае в жалобе, поданной УФАС, общество указало два основания оспаривания действий (бездействия) заказчика: нарушение порядка определения победителя и неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей размещению, то с учетом положений пункта 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (жалоба на неразмещения в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе), УФАС правомерно приняло такую жалобу к производству.
В оспариваемом решении УФАС содержится вывод о нарушении заказчиком подпункта 4 пункта 6.5.8 и пункта 6.5.9 Порядка проведения процедур закупки товаров, работ, услуг, являющегося приложением к Положению о закупках товаров, работ, услуг ОАО "ПО "Севмаш" (далее - Положение о закупках), утвержденного решением Совета директоров 11.06.2014 (пункт 2 резолютивной части решения).
В этой части решение антимонопольного органа обществом не оспаривается.
При этом в части рассмотрения доводов жалобы на предмет доводов общества о нарушении порядка определения победителя, УФАС вышло за пределы оснований, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, данное обстоятельство в рассматриваемом случае не свидетельствует о недействительности пункта 1 решения антимонопольного органа, поскольку названный пункт решения не повлиял на процедуру закупки и не нарушил прав и законных интересов ни заявителя, ни заказчика, ни каких-либо иных лиц, что свидетельствует об отсутствии совокупности оснований, необходимых для признания ненормативного акта недействительным.
Помимо того следует отметить, что согласно пункту 6.4 Положения о закупках участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Из пункта 6.10 раздела I "Общие сведения" Информационной карты закупочной документации следует, что выигравшим является предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в закупной документации, наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах (работах, услугах).
Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе предложений, закупочная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки в соответствии с критериями, указанными в закупочной документации (приложение N 10 к Информационной карте).
Одним из таких критериев определен "опыт поставки", который должен быть подтвержден определенными в подпунктах 5, 6, 7 пункта 4.2.1 раздела I "Общие сведения" Информационной карты, документами.
Однако предъявленный обществом пакет документов являлся неполным.
Обратного обществом, вопреки положениями статьи 65 АПК РФ, не доказано.
Выводы суда, изложенные в решении от 07.09.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно, и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 сентября 2017 года по делу N А05-7912/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Металлургический завод "Электросталь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7912/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2018 г. N Ф07-3324/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД "ЭЛЕКТРОСТАЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"