Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф08-2413/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А77-69/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ромашка-85" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.10.2017 по делу N А77-69/2017 (судья Межидов Л.С.), по иску акционерное общество "Чеченэнерго", (ИНН 2016081143, ОГРН 1082031002503) к товариществу собственников жилья "Ромашка-85" (ИНН 2014256140, ОГРН 1072031001822), о взыскании задолженности,
и встречному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Ромашка-85" к акционерному обществу "Чеченэнерго" о признании договора энергоснабжения N 60151005059 от 08.05.2015 недействительным,
при участии в судебном заседании:
от ОАО ""Чеченэнерго": Дукаева А.З. - по доверенности N 1 от 09.01.2017 и Арсунукаева Х.С. - по доверенности N 61 от 15.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чеченэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Ромашка-85" (далее - товарищество) о взыскании задолженности по оплате стоимости электрической энергии, поставленной в августе-ноябре 2015 года на общедомовые нужды, в сумме 71 033,64 руб., пени 9 555,18 руб.
Товарищество предъявило к обществу встречный иск, в котором просило признать договор энергоснабжения N 60151005059 от 08.05.2015, заключенный с АО "Чеченэнерго" недействительным.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.10.2017 исковые требования общества удовлетворены. Во встречном иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, товарищество обжаловало его в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, просило решение суда отменить.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей общества, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ "Ромашка -85" осуществляет функции по управлению жилым многоквартирным домом N 141/4 по ул. Айдамирова, г. Грозный Чеченской Республики, АО "Чеченэнерго" поставляет на спорный объект электроэнергию.
Между истцом и ТСЖ "Ромашка-85" имеется договор энергоснабжения от 08.05.2015 N 60151005059.
За период август - ноябрь 2015 года, АО "Чеченэнерго" поставило в многоквартирный жилой дом коммунальный ресурс для общедомовых нужд на общую сумму 71 033,64 руб., в подтверждение чего представило (счета-фактуры, акты приема - передачи электрической энергии, подписанные сторонами договора).
Направленное 31.01.2017 истцом в адрес ответчика претензионное письмо N 41 с предложением оплатить сумму долга, оставлено последним без ответа и удовлетворения.
Неоплата ответчиком указанной суммы долга послужила истцу основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании долга.
15.08.2017 ТСЖ "Ромашка-85" предъявило встречное исковое заявление, в котором просило признать договор энергоснабжения N 60151005059 от 08.05.2015, заключенный с АО "Чеченэнерго" недействительным, как противоречащий п.п. 6.2 и 6.3 ст. 156 ЖК РФ, постановлению Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 и постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Суд первой инстанции признал требования общества обоснованными по праву и по размеру. При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки АО "Чеченэнерго" электроэнергии на объект ТСЖ "Ромашка-85" за спорный период доказан надлежащими доказательствами. В материалы дела представлены счета-фактуры, акты приема - передачи электрической энергии, подписанные сторонами договора.
ТСЖ "Ромашка-85" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, АО "Чеченэнерго", электрическую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг, в том числе содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354. Согласно пункту 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в Правила N 354 и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в период с 01.07.2016 по 31.12.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Правила N 124 дополнены пунктом 21(1), согласно которому при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: 6 Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Таким образом, по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Согласно пункту 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) собственники помещений и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 ГК РФ), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем.
Таким образом, ТСЖ "Ромашка-85" обязано оплатить весь объем электроэнергии, поступившей в МКД за исключением объема электроэнергии, оплаченной ему непосредственными потребителями.
В рассматриваемой ситуации МКД 141/4 по ул. Айдамирова оснащен общедомовым прибором учета. АО "Чеченэнерго" производит начисление собственникам помещений в МКД стоимость потребленной электроэнергии, потребленной на индивидуальные нужды (по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления).
Разница между электропотреблением всего дома по показаниям ОДПУ за расчетный месяц и индивидуальным потреблением граждан распределяется между гражданами пропорционально площадям их помещений, счета на оплату объема электропотребления на общедомовые нужды также предъявляет АО "Чеченэнерго".
Между тем в августе-ноябре 2015 года разница между объемом электропотребления всего МКД и объемом электропотребления на индивидуальные нужды превысила объем электропотребления на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из соответствующего норматива.
При этом решение о распределении всего объема электропотребления на общедомовые нужды между собственниками помещений не принималось, что сторонами не оспаривается.
Указанные обстоятельства лишили истца возможности распределить между собственниками помещений в МКД весь объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в спорные месяцы. В связи с чем в исковой период АО "Чеченэнерго" правомерно предъявило к оплате ТСЖ "Ромашка-85" объем электропотребления на общедомовые нужды, в части превышающей объем электропотребления на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из соответствующего норматива потребления.
Расчет объема электропотребления, предъявленного к оплате ответчику, представлен в дело. Также истцом представлены сведения об индивидуальном электропотреблении собственников помещений в МКД за спорные периоды. Представленный истцом расчет судом проверен и признан правомерным с учетом вышеизложенных норм права.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что исковые требования о взыскании с ТСЖ "Ромашка-85" 71 033,64 долга являются законными и обоснованными в силу статей 309, 310, 539, 544 ГК РФ, поскольку подтверждены истцом надлежащими доказательствами.
АО "Чеченэнерго" так же просило взыскать с ТСЖ "Ромашка-85" неустойку за несвоевременное исполнение обязательств в размере 9 555,18 руб.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 9.1 договора энергоснабжения от 08.05.2015 N 60151005059, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соответствии с действующим законодательством.
Согласно абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Кроме того, статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок суммы.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
В данном случае истцом правомерно произведено начисление пени на сумму задолженности, которая в общей сумме составила 9 555,18 руб.
Поскольку товарищество допустило просрочку исполнения договорных обязательств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в этой части.
Доводов относительно указанной части решения апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия о предмете договора (п. 1 ст. 539 ГК РФ), количестве энергии (ст. 541 ГК РФ), качестве энергии (ст. 542 ГК РФ), режиме ее потребления, а также об обязанностях сторон по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования (ст. 543 ГК РФ).
Судом установлено, что при заключении договора энергоснабжения стороны пришли к соглашению: предмет договора согласован в п. 1 договора энергоснабжения; условие о количестве электроэнергии согласовано в п. 3 договора энергоснабжения; условие о качестве энергии, условия об обязанностях сторон по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования установлены согласовано в п. 2 договора энергоснабжения.
При заключении договора энергоснабжения сторонами по всем существенным условиям для данного вида договоров было достигнуто соглашение.
Кроме этого, согласно пункту 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) собственники помещений и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, договор энергоснабжения не противоречит действовавшему законодательству, а потому правовых оснований для удовлетворения встречного иска и признания договора энергоснабжения N 60151005059 от 08.05.2015 недействительной сделкой, не имеется.
Доводы ответчика, приведенные в обоснование своей позиции по апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам спорного правоотношения и основаны на неверном понимании ответчиком вышеприведенных норм действующего законодательства.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.10.2017 по делу N А77-69/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-69/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф08-2413/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Чеченэнерго"
Ответчик: ТСЖ "Ромашка-85"