Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф08-2570/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2017 г. |
дело N А32-40364/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Тараканова Н.С. по доверенности от 16.12.2017;
от краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края": Старосвет С.Н. по доверенности от 03.07.2017;
от Бобнева Р.Ф: Коптева Т.Н. по доверенности от 16.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от А32-40364/2017,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А,
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края"; Бобнева Р.Ф.
о признании незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к УФАС по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене решения от 04.08.2017 N 19012/9 по делу N 137/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении производства по делу отказано. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что предоставление указанных участков, в случае победы Физического лица в аукционе для целей ведения ЛПХ невозможно ввиду площади указанных участков, превышающих максимальный размер допустимой площади, установленной законом. Предоставление участков для целей садоводства и огородничеств также невозможно, ввиду того, что для таких целей участки предоставляются органами местного самоуправления из земель, находящихся в муниципальной или не разграниченной государственной собственности. Предоставление земельных участков для осуществления деятельности КФХ лицам, не зарегистрированным в качестве КФХ и не являющихся членами КФХ невозможно, ввиду того, что законом такая возможность не предусмотрена.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал.
Представитель краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" апелляционную жалобу поддерживал.
Представитель Бобнева Р.Ф. апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение Бобнева Р.Ф. (направленное Прокуратурой Краснодарского края) на действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) и КГКСУ "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (далее - Фонд) при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193; 23:23:0701000:187; 23:23:0701000:189, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское".
В результате рассмотрения обращения Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях департамента установлены признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 14.04.2017 N 140 возбуждено дело N 137/2017 по признакам нарушения Департаментом имущественных отношений Краснодарского края части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено решение 04.08.2017 N 19012/9 по делу N 137/2017.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным, полагает, что Бобнев Р.Ф. не имел права на участие в аукционе в связи с тем, что не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявитель считает, что законодателем ограничен субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).
Как следует из материалов дела, 25.05.2016 Бобнев Р.Ф. обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования Отрадненский район о предоставлении в аренду земельных участков, из земель фонда перераспределения земель Краснодарского края, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское", с кадастровыми номерами 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193, 23:23:0701000:187, 23:23:0701000:189.
30.05.2016 администрация муниципального образования Отрадненский район сообщила Бобневу Р.Ф., что вышеуказанные участки будут выставлены на аукцион.
14.06.2016 в адрес Бобнева Р.В. направлено еще одно письмо, в котором Отдел земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Отрадненский район сообщал, что в связи с подписанием 25.05.2016 департаментом имущественных отношений Краснодарского края акта приема-передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское", с кадастровыми номерами 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193, 23:23:0701000:187, 23:23:0701000:189, полномочия по распоряжению администрацией муниципального образования Отрадненский район прекращены. Вся аукционная документация передана в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
05.10.2016 на сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков.
08.11.2016 проведен аукцион краевым государственным казенным специализированным учреждением "Фонд государственного имущества Краснодарского края" на право заключения договоров аренды земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с кадастровыми номерами 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193, 23:23:0701000:187, 23:23:0701000:189. Победителем признан участник с билетом N 1 - ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Корнеев Иван Николаевич.
Целевое назначение участков: для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров, либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; для производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; для создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
В извещении было указано, что участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка могут быть только граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями главами крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянские (фермерские) хозяйства - являющиеся юридическими лицами.
Уполномоченным органом на проведение указанных торгов является департамент имущественных отношений Краснодарского края. КГКСУ "Фонд госимущества Краснодарского края" являлся организатором торгов, действующий на основании приказов департамента и заключенных с департаментом договоров поручения.
Пунктом 10 приказов департамента от 10.08.2016 N 1410, N 1411, N 1412 и N 1413 (в редакции приказа от 28.09.2016 N 1785), о проведении торгов по указанным земельным участкам, установлено, что "граждане, являющиеся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в качестве юридического лица, заинтересованные в предоставлении Участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в течение тридцати дней должны подать лично (либо через представителя по надлежаще оформленной доверенности) в письменной форме заявление на участие в аукционе на право заключение договора аренды земельного участка...".
Как следует материалам дела, департаментом сделан вывод, что Бобнев Р.Ф. не имел права на участие в аукционе, так как не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. На заседании комиссии антимонопольного органа представитель департамента пояснил, что ограничение прав граждан на участие в данных аукционах связано с невозможностью осуществления гражданином предпринимательской деятельности без соответствующего правового статуса (индивидуальный предприниматель либо глава КФХ).
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно части 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не только не ограничивает, но прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, согласно части 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица. Участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод отвечает принципам единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и полностью соответствует сложившейся судебной арбитражной практике, что подтверждается, в частности, определением Верховного Суда РФ от 05.10.2017 N 310-КГ17-13810, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу N А54-1257/2016.
При этом на стадии подачи заявки на участие в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы КФХ, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.
Установление запрета для граждан на участие в указанных торгах препятствует развитию конкуренции и созданию новых крестьянских фермерских хозяйств, что прямо противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите о конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлен в действиях Департамента имущественных отношений Краснодарского края при организации аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193; 23:23:0701000:187; 23:23:0701000:189, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское", факт нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, путем ограничения прав граждан (не имеющих на момент подачи заявок статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), на участие в аукционе на право заключения договоров аренды указанных земельных участков.
При изложенных основаниях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене решения Краснодарского УФАС России от 04.08.2017 N 19012/9 по делу N 137/2017.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу N А32-40364/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40364/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф08-2570/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департмаент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Бобнев Р.Ф., КГСУ Фонд государственного имущества КК