Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф08-2606/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2017 г. |
дело N А32-5196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 по делу N А32-5196/2017 по заявлению Федерального агентства морского и речного транспорта, заинтересованное лицо: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела (далее - управление, заинтересованное лицо) от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:43, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:43, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральное агентство морского и речного транспорта обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела на спорный земельный участок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов не соответствует действующему земельному законодательству. Оспариваемыми действиями управления нарушены права Федерального агентства морского и речного транспорта, действующего от имени Российской Федерации, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, так как отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок лишает возможности передать спорный земельный участок в аренду, арендные платежи от которой будут поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Также податель жалобы ссылается на то, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р "Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:43. Данные действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела явно доказывают тот факт, что решение управления от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 об отказе в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 25.12.2017 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Смотрову Н.Н. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Росморречфлот 22.11.2016 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: 23:30:0401003:43, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк (далее - спорный земельный участок).
Сообщением от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела проинформировало Росморречфлот об отказе в государственной регистрации прав Российской Федерации на спорный земельный участок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
Считая данный отказ незаконным, агентство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что 07.02.2017 Росморречфлот повторно обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. Как установлено судом, на основании представленных документов 16.02.2017 была проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок. Так, согласно выписке из ЕГРН на спорный земельный участок Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела 16.02.2017 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р "Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)" зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: 23:30:0401003:43. Таким образом, на настоящее время отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел, об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) устанавливает действующие с 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Пункт 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) называет территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
В соответствии со статьей 5 Закона о морских портах границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о морских портах до установления границ морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта. Под сложившимися границами морского порта понимаются границы морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в "Извещениях мореплавателям".
Границы морского порта Темрюк установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р "Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)".
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о морских портах земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
По смыслу норм Закона о морских портах морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (пункт 1 статьи 6 Закона о морских портах).
На основании пункта 2 статьи 30 Закона о морских портах управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с указанным Положением Росморречфлоту предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям:, подведомственным Росморречфлоту (пункт 5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.11).
Таким образом, в силу Закона о морских портах Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
Из системного анализа приведенных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью.
Кроме того, письмом от 19.12.2008 N 07/7061 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю указало на соответствие границ территории морского порта Темрюк сведениям государственного кадастра недвижимости и согласовало документацию об утверждении границ территории и акватории морского порта Темрюк. Нахождение участка в границах морского порта Темрюк подтверждается справкой за подписью и.о. капитана морского порта Темрюк от 12.12.2016 N 1755/23.
Поскольку спорный земельный участок находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена.
Управлением не указано, какой именно правоустанавливающий документ должен быть представлен в подтверждение возникновения права федеральной собственности, возникшего в силу закона.
Спорные земельные участки, находящиеся на территории морского порта, отнесены к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, а потому являются землями, государственная собственность на которые разграничена.
Материалы дела свидетельствуют о том, что для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: 23:30:0401003:43, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Темрюк. Росморречфлот при подаче заявления 22.11.2016 представлены все необходимые документы.
Кроме того, в рассматриваемом случае наличие зарегистрированного договора аренды на спорный земельный участок не может являться основанием для отказа в государственной регистрации прав, так как наличие действующего договора аренды спорного земельного участка не изменяет принадлежность земельных участков, находящихся в границах морского порта Темрюк, Российской Федерации.
Судом установлено, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 в государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на спорный земельный участок не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а именно Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральному закону от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р "Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)".
Факт последующей регистрации права на спорный земельный участок (после обращения агентства в суд) не исключает удовлетворение заявленных требований о признании незаконным оспариваемого отказа от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации права является незаконным.
При таких обстоятельствах требование о признании отказа незаконным следует удовлетворить.
Суду представлены доказательства того, что право собственности Российской Федерации на спорный участок Управлением Росреестра было зарегистрировано в феврале 2017 года по другому (повторному) заявлению.
В связи с этим, в части обязания ответчика провести государственную регистрацию заявителю следует отказать.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2017 по делу N А32-5198/2017, от 21.11.2017 по делу N А32-5197/2017.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора, а его выводы о законности отказа управления являются ошибочными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 по делу N А32-5196/2017 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: 23:30:0401003:43, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5196/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф08-2606/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное агентство морского и речного транспорта
Ответчик: Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ