город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2017 г. |
дело N А32-33733/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от сторон: представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тазовского района,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.02.2017 по делу N А32-33733/2016,
по заявлению администрации Тазовского района,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица администрации Кущевского сельского поселения Кущевского района,
о признании незаконным отказа
принятое судьей Гордюком А.В.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Тазовского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 01.07.2016 об отказе в регистрации права на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:94, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кущёвская, ул. Прохладная, д. 8, и обязании управления осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кущевского сельского поселения Кущевского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что земельный участок для строительства жилых домов выделен ему на основании постановления главы администрации Кущевского района от 24.03.1994 N 97. Само по себе отсутствие государственного акта на земельный участок не подтверждает отсутствие права администрации на землю, поскольку администрация Кущевского сельского поселения Кущевского района право пользования земельным участком и принадлежность заявителю объектов недвижимого имущества не оспаривает. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73) разъяснил, что отсутствуют препятствия для государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек. В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, от 27.12.2017 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. в порядке статьи 18 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым (условным) номером 23:17:1402033:94, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, ул. Прохладная, 8.
В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок заявитель представил постановление главы администрации Степнянской территории Кущевского района Краснодарского края от 24.03.1994 N 97 "О выделении земельного участка администрации Тазовского района Тюменской области на 4-й резервной территории станицы Кущевской для строительства жилых домов" (далее - постановление от 24.03.1994 N 97), постановление главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 25.03.1994 N 153 "О разрешении строительства жилых домов администрации Тазовского района Тюменской области в станице Кущевской на 4-й резервной территории" (далее - постановление от 25.03.1994 N 153) (т.1, л.д.27-28).
В соответствии с постановлением от 24.03.1994 N 97 заявителю выделен земельный участок площадью 7,2 га в станице Кущевской на 4-й резервной территории, предписано оформить техническую документацию на строительство в Управлении архитектуры и градостроительства.
Постановлением администрации муниципального образования Кущевский район от 08.10.2015 N 1042 внесены изменения в постановление от 25.03.1994 N 153 в части площади земельного участка (уменьшена с 7,2 га до 2,1 га), адресов и кадастровых номеров земельных участков.
Постановлением от 25.03.1994 N 153 администрации было предписано оформить заказ на изготовление строительного паспорта и согласовать в последующем проект строительства в Управлении архитектуры и градостроительства; до начала строительства получить разрешение на право производства работ и государственный акт на землю.
28 ноября 1994 года администрации выдано разрешение N 39 на выполнение строительных работ.
Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 04.06.2015 на объекте - "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке площадью 3000 кв. м, полностью заложен фундамент, процент готовности объекта составляет 63,5% (т.1, л.д.30).
По результатам проведения правовой экспертизы документов государственный регистратор на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) направил в адрес администрации сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3700.
Полагая, что действия управления являются незаконными, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов (статьи 9 и 13 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации права (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Основанием для обращения заявителя в суд послужил вывод управления о том, что на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Как разъяснено в пункте 24 постановлении N 73, в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Указав, что на регистрацию не представлен государственный акт на землю, обязанность по получению которого возлагалась на администрацию постановлением от 25.03.1994 N 153, суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявитель не подтвердил право пользования земельным участком, на котором расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:94.
Между тем, государственный акт подтверждает лишь имеющееся право на земельный участок, не являясь при этом правоустанавливающим документом.
Отсутствие такого государственного акта (правоподтверждающего документа) само по себе не означает отсутствия у администрации прав пользования в отношении земельного участка, если он был выделен в бессрочное (постоянное) пользование в установленном законом порядке в соответствии с законодательством, действовавшим в 1994 году.
В силу ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса РСФСР право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Однако государственный акт не является правоустанавливающим документом. Предоставление земельных участков производится на основании решения соответствующих органов власти или органов местного самоуправления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2000 N 4328/99 и от 29.08.2006 N 16465/05).
Отказывая в государственной регистрации, управление сослалось на отсутствие документов, подтверждающих право общества на земельный участок, в пределах которого расположены объекты незавершенного строительства.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемый администрацией отказ управления в регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства является незаконным, поскольку управление при отказе в удовлетворении заявления администрации не приняло во внимание разъяснения данные в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013.
Так, пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", предусмотрено, что положение пункта 4 статьи 25 Закона о регистрации прав о том, что право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
В силу положений статьи 127 Конституции Российской Федерации, статей 7 и 13 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановления, принятые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам своего ведения, обязательны для исполнения арбитражными судами и применения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2014 по делу N А63-9732/2013.
В качестве доказательств - правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, администрация направила в регистрирующий орган постановление от 24.03.1994 N 97, согласно которому заявителю на основании заключения межведомственной комиссии администрации Краснодарского края от 22.02.1994 N 03-10/80 и договора от 21.02.1994 о строительстве жилья в Кущевском районе, заключенного администрациями Тазовского и Кущевского районов, выделен земельный участок площадью 7,2 га в станице Кущевской на 4-й резервной территории для строительства жилых домов, предписано оформить техническую документацию на строительство в Управлении архитектуры и градостроительства.
Кроме того, в управление направлено постановление администрации муниципального образования Кущевский район от 08.10.2015 N 1042 (далее - постановление N 1042) о внесении изменений в постановление от 25.03.1994 N 153 в части площади земельного участка (уменьшена с 7,2 га до 2,1 га), адресов и кадастровых номеров земельных участков.
Согласно постановлению N 1042 администрации Тазовского района разрешено строительство жилых домов на территории Кущевского сельского поселения Кущевского района на предоставленном земельном участке площадью 2.1 га, в том числе по адресу: ул. Прохладная, 8 (земельный участок с кадастровым номером 23:17:1402033:53).
Представленный для проведения государственной регистрации кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от 22.09.2016 N 2343/12/15-1071682 (т.1, л.д.20) содержит информацию о нахождении объекта с кадастровым (условным) номером 23:17:1402033:94 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:1402033:53.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ управления от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3700 является незаконным и подлежит отмене.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ апелляционный суд с целью устранения допущенного нарушения возлагает на управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:17:1402033:94 и в течение 10 рабочих дней с даты вступления данного постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-33733/2016 в законную силу выдать администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведённую государственную.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Краснодарского края от 15.02.2017 в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении требований администрации.
Сходная правовая позиция по сходным делам с участием тех же лиц об оспаривании сходного решения управления содержится в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-33739/2016, А32-33948/2016, А32-33740/2016.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 по делу N А32-33733/2016 отменить.
Удовлетворить заявление администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Признать недействительным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятый по заявлению администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выраженный в сообщении от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3700, в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:94, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кущёвская, ул. Прохладная, д. 8.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа путём осуществления в течение 10 рабочих дней с даты вступления данного постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-33733/2016 в законную силу государственной регистрации права собственности администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:94, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кущёвская, ул. Прохладная, д. 8, и выдачи администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведённую государственную регистрацию возникновения права собственности.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33733/2016
Истец: Администрация Тазовского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Кущевского сельского поселения Кущевского района