Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф02-669/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А74-7696/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Севастьяновой Е.В., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от истца (Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия): Мосмана Л.Ф., представителя по доверенности от 15.03.2017, Драгуна Л.Н., представителя по доверенности от 15.03.2017,
от ответчика (государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница"): Сапожникова В.Д., представителя по доверенности от 14.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница",
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "10" октября 2017 года по делу N А74-7696/2017, принятое судьёй Коршуновой Т.Г.
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092, далее - ситец, ТФОМС Хакасии, фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (с учетом изменения наименования) (ИНН 1903004248, ОГРН 1021900700711, далее - ответчик, ГБУ РХ "Черногорская МБ", учреждение) 1 013 717 рублей 41 копейки нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 101 371 рубля 74 копеек штрафа, 69 337 рублей 93 копеек пени, пени с момента вынесения решения Арбитражного суда Республики Хакасия до момента фактического исполнения обязательств.
Определением арбитражного суда от 01.08.2017 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия (ИНН 1901017682, ОГРН 1021900521246, далее - соответчик, Минздрав Хакасии, министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" октября 2017 года исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия удовлетворены частично.
С государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 1" в доход Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия взыскано 854 016 рублей 65 копеек, из них: 732 705 рублей 11 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 73 270 рублей 51 копейка штрафа, 48 041 рубль 03 копейки пени, начисленных за период с 07 марта по 05 октября 2017 года.
Указано с 06.10.2017 года начисление пеней производить на сумму 732 705 рублей 11 копеек, исходя из процентной ставки, равной ключевой ставке, установленной Банком России, действующей на момент погашения задолженности, по день фактической оплаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Хакасия отказано.
С государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 1" в доход федерального бюджета взыскано 17 863 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда в части удовлетворения иска и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а именно ссылается на то, что гистологическое исследование является прижизненным патолого-анатомическим исследованием, медицинской услугой и частью медицинской помощи, а именно диагностическим исследованием, необходимым для определения диагноза заболевания, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
При этом ответчик указывает, что согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 названного Федерального закона, диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Согласно пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н обязательного медицинского страхования, в расчёт тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
По мнению ответчика, проведение гистологических исследований пациентов патолого-анатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций законодатель намеренно отнёс на финансирование из средств обязательного медицинского страхования, как часть медицинской помощи. Остальные услуги, оказываемые в патолого-анатомическом отделении, касаются трупов пациентов и напрямую к оказанию медицинской помощи не относятся.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 апелляционная жалоба государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 1" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21.12.2017.
Определение изготовлено в форме электронного документа, подписано судьей усиленной квалифицированной электронной подписью и размещено в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделе "Картотека арбитражных дел" 08.11.2017.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение в обжалуемой части отменить.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители соответчика (Министерства здравоохранения Республики Хакасия) не прибыли. Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции от соответчика не поступал.
Принимая во внимание то обстоятельство, что материалами дела подтверждается надлежащее извещение Министерства здравоохранения Республики Хакасия, о рассмотрении дела судом первой инстанции, а также положения частей 1, 6 статьи 121, части 1 статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает соответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие его представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части - в части удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 2" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.1999 администрацией города Черногорска, о чём 19.09.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900697378.
23.03.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности медицинского учреждения путём реорганизации в форме присоединения к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 1", являющегося его правопреемником.
В целях осуществления контроля за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования на основании приказа директора фонда от 19.09.2016 N 460-п проведена комплексная проверка деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 2" за период работы 2015 года, по отдельным вопросам за период январь - сентябрь 2016 года.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе в размере 247 990 рублей 09 копеек путём выплаты заработной платы помощнику врача-эпидемиолога, что отражено в акте проверки от 25.10.2016 N 33. По мнению фонда, введение штатной единицы названного специалиста с финансированием за счёт средств обязательного медицинского страхования привело к нарушению пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
31.10.2016 фонд выдал учреждению предписание (требование) N Л-2793 об устранении выявленных нарушений и направлении в адрес фонда в срок до 21.11.2016 плана мероприятий по их устранению, о возврате на лицевой счёт фонда средств, использованных не по назначению, в сумме 247 990 рублей 09 копеек, об уплате штрафа за нецелевое использование средств в размере 24 799 рублей 01 копейки. Факт получения требования (предписания) учреждением признаётся и не оспаривается.
На основании приказа директора фонда от 28.12.2016 N 622-п проведена комплексная проверка деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 2" за период работы 2016 года.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе в размере 765 727 рублей 32 копеек путём выплаты заработной платы помощнику врача-эпидемиолога за период октябрь - ноябрь 2016 года в размере 33 022 рублей 21 копейки и медицинским работникам патологоанатомического отделения в сумме 732 705 рублей 11 копеек, что отражено в акте проверки от 10.02.2017 N 4.
17.02.2017 фонд выдал учреждению предписание (требование) N Л-427 об устранении выявленных нарушений и направлении в адрес фонда в срок до 01.03.2017 плана мероприятий по их устранению, о возврате на лицевой счёт фонда средств, использованных не по назначению, в сумме 765 727 рублей 32 копеек, об уплате штрафа за нецелевое использование средств в размере 76 572 рублей 73 копеек. Факт получения требования (предписания) учреждением признаётся и не оспаривается.
В связи с несоблюдением учреждением сроков возвратов в полном объёме средств, использованных не по назначению, фондом начислены пени в размере 69 337 рублей 93 копеек пеней за период с 15.11.2016 и с 07.03.2017 соответственно по 13.09.2017.
Поскольку сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и сумма штрафа не возвращены в фонд в полном объёме, фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Учитывая положения пункта 5 части 1 статьи 6, статьи 13, пункта 12 части 7 статьи 34, части 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктов 2, 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктов 9.4, 9.15 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, пунктов 3.2.12, 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 N 435, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец правомерно провел проверку деятельности учреждения на предмет целевого использования средств обязательного медицинского страхования, предъявил требование о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных учреждением по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению, обоснованно обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с учреждения средств, использованных не по целевому назначению, а также пеней за просрочку их восстановления. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки специалистами фонда установлено, что в проверяемом периоде (2015 год, январь - май 2016 года) учреждением произведено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, путём выплаты заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения в сумме 732 705 рублей 11 копеек.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части взыскания нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, возникшего в связи с выплатой заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нецелевого расходования денежных средств, а также неисполнения ответчиком требований фонда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 9 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с положениями части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются помимо прочего в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Согласно частям 1, 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, транспортные расходы, прочие выплаты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
Пунктом 158.2 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации обязательного медицинского страхования, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ обязательного медицинского страхования и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 и от 19.12.2015 N 1382 утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов соответственно. Постановлениями Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 N 721 и от 29.12.2015 N 725 утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, на 2016 год соответственно (далее - территориальные программы). При этом и в федеральных программах, и территориальных программах на 2015 и 2016 годы виды бесплатной медицинской помощи (виды медицинских услуг) разграничены по источникам финансирования - за счет федерального, регионального, местного бюджетов, а также за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном порядке оказывается медицинская помощь, предоставляются иные государственные услуги (работы) в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро.
Согласно пункту 13 письма Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных и муниципальных услуг (работ), в соответствии с разделом IV Программы, в том числе в патологоанатомических бюро.
Пунктом 2.9.1. Территориальной программы на 2016 год установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования предоставляются, в том числе, проведение гистологических и цитологических исследований пациентов патологоанатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования.
При этом перечень медицинской помощи и медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, указанный в пункте 2.9.1. Территориальной программы на 2016 год, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 2.9.3 Территориальной программы на 2016 год за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные услуги (работы), за исключением видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД", Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический центр медицинской реабилитации" в части спортивной медицины, Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский центр крови", Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы", Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский центр медицины катастроф", Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр", Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия особого типа "Республиканский медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", Государственном казенном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский центр медицинской профилактики", Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая психиатрическая больница", в патологоанатомических отделениях, отделениях переливания крови, а также осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в специализированных медицинских организациях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация" при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ), а также расходов медицинских организаций, в том числе на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря).
Учитывая, что за счет средств обязательного медицинского страхования финансируется именно проведение гистологических и цитологических исследований пациентов патологоанатомическими отделениями, специалисты патологоанатомических отделений не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, их деятельность направлена на проведение отдельных исследований, которые входят в стандарт оказания иных видов медицинской помощи, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что оплата труда врачей и медицинского персонала патологоанатомического отделения должна осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что, оказание услуги - проведение гистологического и цистологического исследования биоматериала не является самостоятельно страховым случаем. Указанные исследования входят в стандарт определенного вида медицинской помощи. Как дополнительная услуга, данные исследования в системе обязательного медицинского страхования не оплачиваются.
Медицинские организации, осуществляя гистологические и цитологические исследованиями, с целью прижизненной диагностики заболеваний с помощью исследований биопсий и операционного материала, несут расходы, связанные с данными исследованиями за счет средств обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение патологоанатомических отделений без выделения выполнения работы по данному направлению, согласно Территориальной программе, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, включая оплату труда всех работников патологоанатомического отделения.
Несостоятельным является ссылка заявителя на пункт 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила).
В соответствии с данным пунктом Правил, расходы на проведенные гистологических и цитологических исследований включены в тариф на оказание медицинской помощи застрахованным лицам и оплачены из средств обязательного медицинского страхования.
Следовательно, содержание данного структурного подразделения, в том числе, расходы по выплате заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения медицинского учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования - является нецелевым использованием средств.
Ссылки ответчика на то, что проведение гистологических исследований пациентов патолого-анатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций законодатель намеренно отнес на финансирование из средств обязательного медицинского страхования, как часть медицинской помощи; остальные услуги, оказываемые в патолого-анатомическом отделении, касаются трупов пациентов и напрямую к оказанию медицинской помощи не относятся, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенного нормативно правового регулирования и не опровергают изложенные выводы арбитражного суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 732 705 рублей 11 копеек на выплату заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения произведено учреждением с нарушением требований действующего законодательства.
Таким образом, требования о возврате денежных средств в сумме 732 705 рублей 11 копеек, использованных не по назначению, является законным и обоснованным.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О изложил правовую позицию о том, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение. Потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, а потому оспариваемые законоположения конституционные права заявителя не нарушают.
На основании изложенного, учитывая выводы арбитражного суда о законности требования о возврате основной суммы нецелевого использования, принимая во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает обоснованным начисление фондом штрафа в размере 101 371 рубля 74 копеек.
Также Фондом заявлено требование о взыскании с ответчиков пени с момента вынесения решения по настоящему делу до момента фактического исполнения обязательств.
Частью 9 статьи 39 Закона о медицинском страховании предусмотрены пени за несвоевременный возврат денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в данной ситуации подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации о неустойке.
Пунктом 5 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 65 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчёта неустойки.
Принимая во внимание, что ответчик на дату рассмотрения дела не исполнил обязательство по возврату 732 705 рублей 11 копеек суммы нецелевого использования бюджетных средств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании пени, начисленных на указанную сумму, с момента вынесения решения суда по день фактического исполнения. Учитывая положения Закона о медицинском страховании, с 06.10.2017 начисление пени следует производить на сумму 732 705 рублей 11 копеек исходя из процентной ставки, равной ключевой ставке, установленной Банком России, действующей на момент погашения задолженности, по день фактической оплаты.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания, в том числе установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница N 1" подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" октября 2017 года по делу N А74-7696/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7696/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф02-669/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Республики Хакасия
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЧЕРНОГОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА N 1", Министерство здравоохранения Республики Хакасия
Третье лицо: ГБУ Здравоохранения РХ Черногорская межрайонная больница
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-669/18
25.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7696/17
27.03.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7696/17
28.12.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6646/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7696/17
10.10.2017 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7696/17