г. Хабаровск |
|
11 января 2018 г. |
А73-6388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от МКП "Городской водоканал": представителя Шелковой С.К.;
от Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: представителя Владовой А.А.;
от Управления Росприроднадзор по Сахалинской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение от 08.11.2017 по делу N А73-6388/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Муниципального казенного предприятия "Городской водоканал"
к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов
о признании незаконным отказа
третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Городской водоканал" (ОГРН 1166501051870, ИНН 6501281770; далее - МКП "Городской водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Сахалинской области (далее - Амурское БВУ, управление) в утверждении нормативов допустимых сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты поступающих в р. Пригородный со сточными водами по выпуску N 7 (от ОСК-7) МКП "Городской водоканал" от 24.01.2017 N 11-21/48, об обязании управления в лице Отдела водных ресурсов по Сахалинской области рассмотреть и утвердить представленные заявителем нормативы допустимых сбросов веществ (далее - НДС).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее - управление Росприроднадзора).
Решением суда от 08.11.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Амурское БВУ в поданной апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт. Также просит в порядке статьи 47 АПК РФ заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сахалинской области.
По мнению заявителя, управление действовало в точном соответствии с предоставленными полномочиями и поскольку в Амурском БВУ отсутствуют специалисты в области природопользования, то у него отсутствуют полномочия по оценке мотивировочной части отказа уполномоченных органов в соответствующих сферах деятельности.
В ходе судебного разбирательства во второй инстанции представитель заявителя на удовлетворении жалобы настаивала, указывая также на состоявшуюся судебную практику по аналогичным спорам.
Предприятие в апелляционном суде и поступившем возражении просило в удовлетворении жалобы отказать.
Управление Росприроднадзора участия в судебном заседании не принимало, но в отзыве просило решение оставить без изменения.
Относительно заявленного в порядке статьи 47 АПК РФ ходатайства.
Согласно части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Следовательно, заявленное управлением ходатайство о замене его на управление Росприроднадзора подлежит отклонению.
Более того, судебная коллегия считает необходимым указать, что предметом настоящего дела является ненормативный акт, вынесенный Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Сахалинской области, а не Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области. Таким образом, арбитражным судом правильно определен надлежащий ответчик.
Изучив материалы настоящего дела, обсудив доводы жалобы, отзыва и возражения, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Муниципальное казенное предприятие "Городской Водоканал" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению абонентам, находящимся в г. Южно-Сахалинске, пл/р Луговое, пл/р Хомутово, пл/р Хомутово-2, с. Дальнем, с. Весточка, с. Лиственничном, подключенным к централизованным муниципальным системам водоснабжения и водоотведения.
16.11.2016 предприятием в Отдел водных ресурсов по Сахалинской области Амурского БВУ направлено заявление N 4171 об утверждении НДС и микроорганизмов в ручей Пригородный со сточными водами по выпуску N 7 (от ОСК-7).
Управление письмом от 24.01.2017 N 11-21/488 отказало в утверждении НДС, в связи с отказом в согласовании Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно в статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности таких условий.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данным выводом суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 23 Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 статьи 56 ВК РФ установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) указанные нормативы утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 469 Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ (НДС), в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно- бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 12 Методики предусмотрено, что величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций, являющихся водопользователями. Разработка величин нормативов допустимых сбросов может осуществляться как организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Административный регламент) утвержден приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246.
Пунктом 5 данного регламента предусмотрено, что государственная услуга предоставляется территориальными органами Росводресурсов по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора.
Из материалов дела видно, что в настоящем споре управление действовало в соответствии с указанным Регламентом и полномочиями.
В соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в
ручей Пригородный со сточными водами по выпуску N 7 (от ОСК-7) согласован Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу (от 23.12.2016 N 02-28/1170), Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (от 16.12.2016 N 09-07/7145).
Однако предприятие получило отказ Амурского БВУ в согласовании НДС и основанием для этого послужил отказ в согласовании проекта НДС Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 21.12.2016 N МЯ-05-31/6088. Уполномоченным органом установлено, что согласно представленным протоколам результатов анализа проб сточной воды после очистки на ОСК-7 за 2015 год в проекте применены заведомо ложные сведения о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, т.к. согласно Приложению N 12 проекта в Протоколах N 127 от 11.05.2015, N 143 от 23.06.2015, N 147 от 14.07.2015, N 164 от 24.08.2015, N 178 от 14.09.2015, N 201 от 27.10.2015, N 239 от 29.12.2015 приводятся данные пробы N 2 в створе выпуска сточных вод N 7 (контрольный створ), которые выведены в общую таблицу по Приложению N 3 проекта "Протокол результатов анализа пробы сточной воды после очистки на ОСК-7". Указанные данные между представленными протоколами за 2015 год (лабораторных испытаний) и Протоколом результатов пробы по приложению N 1 и N 3 не совпадают; в таблице N 8 проекта НДС неверно рассчитана концентрация фосфатов (по Р) за февраль, апрель, май, июнь, август, октябрь, ноябрь, декабрь. Концентрация указанная в Протоколе анализов за 2015 год должна делиться на 3,066. Если за основу для расчета применен Протокол за 2015 в Приложении N 1 проекта, значение приведенных фосфатов при переводе в фосфат (по Р) необходимо умножить на 3,066.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства в первой инстанции установлено, что вывод управления Росприроднадзора о предоставлении недостоверных сведений о качестве воды является необоснованным, поскольку в соответствии с протоколами лабораторных исследований отбиралась и исследовалась вода водного объекта, тогда как в приложение N 3 "Протокол результатов анализа сточной воды после очистки на ОСК-7 за 2015 год" сведены данные о результатах анализа пробы сточной воды после очистки ОСК-7. Кроме того, ошибочно указано на необходимость умножить значения приведенные в Протоколе за 2015 в Приложении N 1 проекта на 3,066 (расчет фосфатов (по Р) произведен предприятием верно).
Данные обстоятельства позвали арбитражному суду согласиться с заявителем по делу, что приведенные обстоятельства являются необоснованными и не могли служить основанием для мотивированного отказа в согласовании проекта НДС.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, а также определил способ восстановления нарушенного права, связанный с предметом заявленного требования и направленный на соблюдение баланса интересов участников спора.
Учитывая изложенное оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.11.2017 по делу N А73-6388/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6388/2017
Истец: Муниципальное казённое предприятие "Городской водоканал"
Ответчик: Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сахалинской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области