г. Самара |
|
12 января 2018 г. |
А72-8744/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Кузоватовская районная больница"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года по делу N А72-8744/2017 (судья Страдымова М.В.),
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области (ОГРН 1027301171776, ИНН 7303003042), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Государственному учреждению здравоохранения "Кузоватовская районная больница" (ОГРН 1027300871740, ИНН 7308001306), Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п. Кузоватово,
третьи лица: Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951), Министерство финансов Ульяновской области (ОГРН 1027301178860, ИНН 7325001151),
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 426 561 руб. 41 коп., пени,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Государственному учреждению здравоохранения "Кузоватовская районная больница" (далее - медицинское учреждение) о взыскании денежных средств использованных не по целевому назначению в сумме 426 561 руб. 41 коп., пени.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года исковые требования удовлетворены, с Государственного учреждения здравоохранения "Кузоватовская районная больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области взыскано 426 561 (четыреста двадцать шесть тысяч пятьсот шестьдесят один) руб. 41 коп., - средств, использованных не по целевому назначению, 116 713 (сто шестнадцать тысяч семьсот тридцать) руб. 50 коп. - пени, в соответствии с п. 9 ст. 39 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за период с 29.09.2014 по 20.06.2017.
В апелляционной жалобе учреждение просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года по делу N А72-8744/2017, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требований фонда оставить без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 указанной статьи).
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, контрольно-ревизионным отделом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области (далее - ТФОМС Ульяновской области) в соответствии с приказом ТФОМС Ульяновской области N 133/01-02 от 31.07.2014 была проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в процессе финансово-хозяйственной деятельности в Государственном учреждении здравоохранения "Кузоватовская центральная районная больница".
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области является некоммерческой организацией, созданной Ульяновской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ульяновской области и действует в соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 07.06.2011 N 251-П.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее -средства ОМС) страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Таким образом, средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением; нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
В ходе комплексной проверки использования средств ОМС в процессе финансово-хозяйственной деятельности, кроме прочих нарушений и недостатков в ГУЗ "Кузоватовская центральная районная больница" было выявлено нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 426 561,41 руб., был предъявлен к уплате штраф на сумму 42 656, 14 руб.
В 2012 году в нарушение "Соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2012 год" использованы не по целевому назначению средства ОМС в общей сумме 175 904, 10 рублей:
- на оплату расходных материалов для оказания стоматологических услуг (для зубопротезирования) на сумму 36 987, 60 рублей, приобретенных у ООО фирма "Инверсия";
* на оплату наконечников стоматологических на сумму 35 750 рублей приобретенных у ООО фирма "Инверсия";
* на оплату тонометров на сумму 6 800 рублей приобретенных у ООО "НИКТЕКС";
* на оплату глюкометров на сумму 3 200 рублей, приобретенных у ООО "Мел-трейд";
* на оплату санитарно-эпидемиологических услуг (лабораторно-инструментальные замеры влажности, температуры, освещенности и др.) на сумму 89 666,50 рублей, оказанных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Кузоватовском районе";
* на оплату бланков (медицинских справок на оружие) на сумму 3500 рублей, приобретенных у ООО "Медицинские документы".
В 2013 году ГУЗ "Кузоватовская центральная районная больница" в нарушение "Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2013 год" использованы не по целевому назначению средства ОМС в общей сумме 250 657, 31 рублей, в том числе:
* на оплату кредиторской задолженности за 2012 год в сумме 11 600,56 рублей за санитарно-эпидемиологические услуги (лабораторно-инструментальные замеры влажности, температуры, освещенности и др.) оказанных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Ульяновской области в Кузоватовском районе";
* на оплату обучения врача фтизиатра в сумме 12 000 рублей;
* на оплату основного долга в сумме 187 354,75 рублей по решению суда по делу N А72-11673/2012 за сухие молочные смеси, приобретенные у ООО "Астрон";
* на оплату расходных материалов для оказания стоматологических услуг (для зубопротезирования) на сумму 39 702 рублей, приобретенных у ООО фирма "Инверсия".
По результатам проверки был составлен акт проверки от 12.09.2014 подписан со стороны ГУЗ "Кузоватовская центральная районная больница" без указания на наличие возражений или разногласий. В указанном акте проверки имеется отметка (подпись руководителя) о том, что один экземпляр акта проверки получен медицинской организацией.
Согласно указанного акта проверки от 12.09.2014, в 2012 году в нарушение "Соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2012 год" использованы не по целевому назначению средства ОМС в общей сумме 175 904,10 рублей; в 2013 году ГУЗ "Кузоватовская центральная районная больница" в нарушение "Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2013 год" использованы не по целевому назначению средства ОМС в общей сумме 250 657, 31 рублей.
По результатам проверки медицинскому учреждению был назначен штраф и было предложено вернуть ТФОМС Ульяновской области денежные средства, израсходованные не по целевому назначению.
19.09.2014 штраф медицинским учреждением был оплачен, денежные средства возвращены не были.
В адрес ответчика истцом направлена претензия от 24.01.2017 с требованием о возврате средств, использованных не по целевому назначению.
В ответе на претензию и в своих возражениях на иск, ГУЗ "Кузоватовская центральная районная больница", не оспаривая факта нарушений, отраженных в Акте проверки от 12.09.2014, ссылается на то, что денежные средства в размере 426 561,41 рублей были восстановлены им на счете медицинской организации.
Действительно, согласно справок-уведомлений от 17.09.2014 N N 10, 11, 12 на сумму нецелевого использования в размере 426 561,41 рублей были восстановлены кассовые расходы по лицевому счету для учета операций со средствами ОМС (22261136817) с лицевого счета бюджетного учреждения (20261136817) за счет платных медицинских и иных услуг, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного/автономного учреждения за 17.09.2014 (20261136817) и отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного/автономного учреждения за 17.09.2014 (22261136817).
Вместе с тем, доводы медицинского учреждения о том, что спорные денежные средства были восстановлены на счетах ОМС, отклоняются судом, поскольку положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
При этом последующее так называемое "восстановление" этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм - нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Операции самостоятельно совершенные ГУЗ "Кузоватовская районная больница" 17.09.2014 по восстановлению на лицевой счет средств ОМС в сумме 426 561, 41 руб. за счет средств иных источников не влекут для медицинской организации никаких негативных последствий поскольку были призваны лишь перегруппировать средства на лицевых счетах и не были направлены на надлежащее исполнение требований по акту проверки от 12.09.2014 года, т.е. на возврат нецелевых средств в бюджет ТФОМ Ульяновской области.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2015 по делу N А19-690/2015.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 116 713 руб. 50 коп. за период с 29.09.2014 по 20.06.2017.
Согласно части 9 статьи 39 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Расчет пени, произведенный истцом, проверен судом, и признан верным, не нарушающим прав ответчика.
Ответчик контррасчет суммы пени не представил.
Таким образом, требования истца в части взыскания неустойки подлежит удовлетворению в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске исковой давности.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности судом исследован и признан несостоятельным. Контрольно-ревизионным отделом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в процессе финансово-хозяйственной деятельности в Государственном учреждении здравоохранения "Кузоватовская центральная районная больница" проводилась в период с 20.08.2014 по 12.09.2014. Результат проверки оформлен актом от 12.09.2014.
ТФОМС Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с рассматриваемым заявлением 23.06.2017.
В соответствии с приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" в случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Предоставление отчетности по форме 14-ф "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями", на своевременное представление которых ссылалось медицинское учреждение, никаким образом не связанно с контрольно-ревизионной деятельностью, не выявляло факта нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании в части возмещения средств использованных не по целевому назначению, и не могло послужить основанием для обращения ТФОМС Ульяновской области в суд.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что срок исковой давности, предусмотренный статьями 195, 196 ГК РФ, истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и являлись предметом подробного рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года по делу N А72-8744/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8744/2017
Истец: Территориальный фонд ОМС Ульяновской области, Фонд Территориальный Обязательного медицинского страхования Ульяновской области
Ответчик: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КУЗОВАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ "Кузоватовская районная больница"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ