Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2018 г. N Ф05-4603/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А40-15642/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
судей: А.М. Елоева, Е.А. Сазоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2017
по делу N А40-15642/17, принятое судьей Панфиловой Г.Е. (шифр судьи 35-151),
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, адрес: 119021, г. Москва, проспект Комсомольский, д. 18, стр. 3)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании 4.900.352,63 руб.
и встречное исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
о взыскании неустойки по государственному контракту от 21.09.2015 г. N 4-ВКХ в размере 140.236.157 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Грудева Е.А. по доверенности от 01.11.2017, Лепаловская С.Г. по доверенности от 01.11.2017;
от ответчика: Коновалов Д.С. по доверенности от 29.08.2017;
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по государственному контракту от 21.09.2015 г. N 4-ВКХ за период с ноября по декабрь 2015 в размере 4.900.352,63 руб.
Министерство обороны Российской Федерации предъявило встречный иск к АО "ГУ ЖКХ" о взыскании штрафа по государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ в сумме 2.804.723,14 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.06.2017 по делу N А40-15642/17 в удовлетворении первоначальных исковых требований АО "ГУ ЖКХ" к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Встречный иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что 21.09.2015 АО "ГУ ЖКХ" и Министерство обороны Российской Федерации заключили государственный контракт N 4-ВКХ на оказание услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 гг. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей холодной воды и отведению сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.
Согласно Государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ, заключенному с Минобороны России на период с 01.11.2015 по 31.10.2016, АО "ГУ ЖКХ" оказывает услуги связанные с поставкой, передачей холодной воды и отведению сточных вод для нужд подведомственных Минобороны России организаций и учреждений, в том числе, расположенным на территории республики Бурятия.
Согласно приказам Департамента имущественных отношений Минобороны России от 21.09.2015 N 2134 (по объектам водоснабжения) балансодержателем по договору безвозмездного пользования (договор от 19.10.2015 N 1/75/2134) предоставлено Истцу для исполнения Госконтракта N 4-ВКХ на период с 01.11.2015 по 31.10.2016 в безвозмездное пользование недвижимое имущество МО РФ в республике Бурятии (сети и объекты ВКХ).
АО "ГУ ЖКХ", являясь организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), осуществляло на территории республики Бурятия поставку энергоресурсов для нужд Минобороны России от имени АО "ГУ ЖКХ", при этом для поставок в период с 01.11.2015 по 31.12.2015 холодной воды и отведению сточных вод на расположенные в республике Бурятия объекты госзаказчика, определенные в приложении N 1.1 и N 1.2 к государственному контракту N 4-ВКХ, обособленное подразделение "Забалькайское" АО "ГУ ЖКХ" заключало с иными водоснабжающими организациями в республике Бурятия (с МУП "Водоканал") договоры на поставки для нужд ответчика указанных энергоресурсов (сторонняя генерация) согласно прилагаемому реестру договоров.
Истец свои обязательства, согласно п. 2.1 госконтракта N 4-ВКХ по оказанию услуг связанные с поставкой, передачей холодной воды и отведению сточных вод на территории республики Бурятия для нужд Минобороны России за период с 11.01.2015 по 31.12.2015 исполнил надлежащим образом, что подтверждается соответствующими актами, в них представители госзаказчика подтверждают фактические объемы оказанных услуг, указав в актах (без разногласий по объемам), но отказываются в их подписании из-за отсутствия установленного тарифа для АО "ГУ ЖКХ" услуг в период ноябрь - декабрь 2015 года.
АО "ГУ ЖКХ" в ноябре и декабре 2015 осуществило по госконтракту N 4-ВКХ для нужд Минобороны России на территории республики Бурятия поставку следующих объемов энергоресурсов: в ноябре 2015 года: холодное водоснабжение в объеме 63053,695 м3; отведение сточных вод в объеме 72984,251 м3; в декабре 2015 года: холодное водоснабжение в объеме 45731,543 м3; отведение сточных вод в объеме 55081,381 м3.
В нарушение пп. 2.2 госконтракта N 4-ВКХ, госзаказчик прием этих услуг не организовал и оплату их фактического объема не произвел.
Согласно п. 4.2 контракта стоимость услуг рассчитывается исходя из утвержденных уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с п. 4.3 государственного контракта, оплата оказываемых услуг осуществляется госзаказчиком по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 309, 310, 539, 542, 544, 548 ГК РФ, ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отсутствие нормативного правового акта, устанавливающую регулируемую цену, не является основанием для отказа от исполнения обязательств Минобороны России.
Отсутствие в договоре указания на стоимость оказываемых услуг не свидетельствует о недействительности данного договора, а лишь порождает у исполнителя право требовать у заказчика оплаты своих услуг на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Поскольку до 01.11.2015 аналогичные услуги в сфере холодного водоснабжения и отведения сточных вод на территории республики Бурятия для нужд Минобороны России оказывало АО "Славянка" на основании государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ, то представленный истцом расчет стоимости потребленного ресурса на основании тарифов АО "Славянка", не противоречит положению ч. 3 ст. 424 ГК РФ и требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Необходимо отметить, что, ссылаясь на отсутствие тарифов, и отказываясь по данной причине подписывать акты сдачи-приемки оказанных услуг, ответчик не оспаривал сам факт оказания услуг.
Следует отметить, что ответчик также является стороной контракта, и им права по контракту реализовывались, услуги по водоснабжению и водоотведению, несмотря на отсутствие установленных для истца тарифов, принималась.
Ответчик не пояснил, какой в данном случае должен быть избран правовой механизм для выполнения им своих обязательств по оплате поставленной холодной воды и приему сточных вод.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что 01.03.2017 между сторонами заключено Дополнительное соглашение N 7 к Государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ (т.3 л.д.80-81).
В п.3 Дополнительного соглашения N 7 к Государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ согласовано, что Приложение N 16 "Стоимость услуг водоснабжения и водоотведения на период установления тарифов" к контракту необходимо изложить в редакции Приложения N 5 к соглашению.
В Приложении N 5 к соглашению графа N 3 "период применения тарифов" стороны предусмотрели, что тариф, по которому истец рассчитал задолженность по данному делу, применяются в период 01.11.2015 - 31.12.2015 (т.3 л.д.114-129, т.4 л.д.1-82).
Таким образом, в соответствии со ст. ст. 309, 310, 539, 542, 544, 548 ГК РФ, с ответчика следует взыскать задолженность по Государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ за оказанные услуги за период с ноября по декабрь 2015 года в размере 4.900.352 руб. 63 коп.
Удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что АО "ГУ ЖКХ" нарушило п. 2.1 Контракта, в соответствии с которым исполнитель обязался, в установленный Контрактом срок, оказать услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
Суд отметил, что нарушены параметры качества услуг водоснабжения:
1) в период с 09 ч. 00 мин. по 19 ч. 00 мин. 03.08.2016 на объекте потребления услуг водоснабжения инв. N 36 здания "казарма на 400 человек", что подтверждается актом о нарушении оказания услуг от 04.08.2016,
2) в период с 09 ч. 00 мин. по 19 ч. 00 мин. 3 августа 2016 года на объекте потребления услуг водоснабжения инв. N 10 здания "детский сад", что подтверждается актом о нарушении оказания услуг от 04.08.2016,
3) в период с 16 ч. 00 мин. 7 августа по 04 ч. 00 мин. 8 августа 2016 года на объекте потребления услуг водоснабжения инв. N За здания "казарма на 300 человек", что подтверждается актом о нарушении оказания услуг от 09.08.2016,
4) в период с 16 ч. 00 мин. 7 августа по 04 ч. 00 мин. 8 августа 2016 года на объекте потребления услуг водоснабжения инв. N 36 здания "казарма на 400 человек", что подтверждается актом о нарушении оказания услуг от 09.08.2016,
5) в период с 16 ч. 00 мин. 7 августа по 04 ч. 00 мин. 8 августа 2016 года на объекте потребления услуг водоснабжения инв. N 10 здания "детский сад", что подтверждается актом о нарушении оказания услуг от 09.08.2016.
В соответствии с пунктом 8.3. Государственного контракта, в случае оказания услуг (до подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг), несоответствующих требованиям Государственного контракта к качеству услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063, за оказание услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству услуг.
Между тем, не установлены перерывы холодного водоснабжения более 4 часов подряд.
По первому нарушению телефонограмма N 38 направлена ООО "Триада" в 17 часов 23 минуты 03.08.2016, т.е. через 8 часов 23 минуты.
По второму нарушению телефонограмма N 42 передана ООО "Триада" в 18 часов 25 минуты 03.08.2016, т.е. через 9 часов 25 минуты.
По третьему нарушению телефонограмма N 42 передана ООО "Триада" в 18 часов 25 минуты 07.08.2016, т.е. через 9 часов 25 минуты.
По четвертому нарушению телефонограмма N 42 передана ООО "Триада" в 18 часов 25 минуты 09.08.2016, т.е. через 9 часов 25 минуты.
По пятому нарушению телефонограмма N 44 передана ООО "Триада" в 10 часов 02 минуты 09.08.2016, т.е. после якобы имевшего место перерыва.
Удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции не учел, что военный городок N 1 (Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре-31) включен в число точек поставки услуг водоснабжения (водоотведения) дополнительным соглашением от 01.03.2017 N 7 к Контракту.
Указанный в актах о нарушении оказания услуг военный городок N 1 (Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре-31) включен в приложения N 1.1, 1.2 контракта п.38 приложения 1, п. 6 приложения 3 дополнительного соглашения от 01.03.2017 N 7 к Контракту, вступающего в силу с момента подписания (п. 5).
Услуги на объектах, указанных в приложениях N 1 - 4, оказываются с даты включения (исключения) точки поставки (п. 4 дополнительного соглашения от 03.2017 N 7 к Контракту).
Дата включения точки поставки военный городок N 1 (Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре-31) - 01.11.2015.
Вместе с тем не урегулирован вопрос предъявления претензий по качеству услуг, оказанных с 01.11.2015 по 31.10.2016.
Поскольку это прямо не предусмотрено дополнительным соглашением от 01.03.2017 N 7 к Контракту, в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ, предъявление таких претензий не имеет правовых оснований.
Необходимо отметить, что Актами о нарушении оказания услуг от 04.08.2016, 12.08.2016, 16.08.2016 в качестве причин отсутствия холодного водоснабжения на объектах указаны порывы на сетях водоснабжения и отсутствие необходимого оборудования на водозаборных скважинах.
Вывод суда о несоблюдении ответчиком обязательств по Контракту не обоснован.
Из актов о нарушении оказания услуг усматривается аварийность ситуаций, возникших во внеплановом режиме.
В соответствии с п. 3.1.6 Контракта Исполнитель имеет право временно прекращать или ограничивать водоснабжение и (или) водоотведение в случаях возникновения аварии и (или) устранении последствий аварий на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что замечания к качеству услуг передавались МО РФ в адрес ООО "Триада", которое не является представителем ответчика, уполномоченным взаимодействовать с истцом.
Установив юридически значимые по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что встречные исковые требования Министерства обороны Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.06.2017 по делу N А40-15642/17 отменить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325) задолженность в размере 4.900.352 рубля 63 копейки, расходы по оплате госпошлины по иску в размере 47.501 рубль 76 копеек.
Встречные исковые требования Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15642/2017
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", АО "ГУ ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4603/18
15.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47508/19
19.04.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4603/18
11.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37573/17
20.06.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15642/17