Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2018 г. N Ф01-1249/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А31-780/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2017 по делу N А31-780/2017, принятое судом в составе судьи Серобаба И.А.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Защитные сооружения Костромской низины"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
с участием в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области; Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы
о признании незаконными действий,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Защитные сооружения Костромской низины" (далее - заявитель, ФГУ "ЗСКН", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с уточненным заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - ТУ Росимущества в Костромской области, Территориальное управление) в котором просило суд:
1. Признать незаконными действия ТУ Росимущества в Костромской области, по установлению требования о проведении рекультивации земельного участка с кадастровым (или условным) N 44:27:010401:2, реестровым N П11450000191, площадью 10575 кв.м, адрес (местоположение): Россия, Костромская область, г. Кострома, относительно ориентира район реки Игуменка.
2. Признать незаконным решение ТУ Росимущества в Костромской области (доведенное письмом от 01.02.2017 N 438) об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым (или условным) N 44:27:010401:2, реестровым N П11450000191, площадью 10575 кв.м, адрес (местоположение): Россия, Костромская область, г. Кострома, относительно ориентира район реки Игуменка,
3. Обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (правопреемник ТУ Росимущества в Костромской области) принять решение о прекращении у ФГУ "ЗСКН" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 44:27:010401:2, площадью 10575 кв.м, расположенного по адресу (местоположение): Россия, Костромская область, г. Кострома, относительно ориентира район реки Игуменка.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 02.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 27.04.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 07.07.2017 произведена замена ТУ Росимущества в Костромской области на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2017 уточненные требования ФГУ "ЗСКН" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, судом первой инстанции не применен закон, подлежащего применению, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ответчик приводит доводы о том, что на спорном земельном участке необходимо провести рекультивацию почвы в связи с нарушением почвенного покрова; изъятие земельного участка у ФГУ "ЗСКН" повлечет невозможность проезда к объекту федерального имущества (дамбы) и дальнейшего его обслуживания, так как иные земельные участки с подходом к данному объекту у Учреждения отсутствуют.
ФГУ "ЗСКН" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение считает, что земельный участок с кадастровым N 44:27:010401:2 не относится к категории нарушенных земель, в связи с чем рекультивации не подлежит.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым (условным) номером 44:27:010401:2 общей площадью 10575 кв.м, расположенный по адресу: Костромская область, г.Кострома, район реки Игуменка (назначение объекта: земли населенных пунктов, для автодороги N 2-Стрелка) находится в собственности Российской Федерации и закреплен за ФГУ "ЗСКН" на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи N 44-44-01/067/2007-427 от 22.05.2007, N 44-44-01/123/2006-657 от 22.01.2007.
14.09.2016 ФГУ "ЗСКН" обратилось в ТУ Росимущества в Костромской области с заявлением о прекращении права постоянного бессрочного пользования указанным выше земельным участком.
Письмом от 18.10.2016 Территориальное управление сообщило заявителю о необходимости обеспечения рекультивации земельного участка и представления акта приемки-сдачи рекультивированных земель для дальнейшего рассмотрения вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования землей.
09.11.2016 Учреждение обратилось в ТУ Росимущества по Костромской области с повторным заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, указав, что земельный участок с кадастровым (условным) номером 44:27:010401:2 не относится к категории нарушенных земель и рекультивации не подлежит.
Письмом от 01.02.2017 N 438 ТУ Росимущества по Костромской области сообщило ФГУ "ЗСКН" об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с отсутствием проекта рекультивации земельного участка.
Не согласившись с данным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями статьи 201 АПК РФ, статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 (далее - Административный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется и прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены в статье 53 названного Кодекса.
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (часть 2 статьи 53 ЗК РФ).
Положениями пунктов 2, 3, 3.1, 4 статьи 53 ЗК РФ предусмотрены следующие условия и порядок отказа лица от права на земельный участок.
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
- копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
- кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
- документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 4).
В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги "Прекращение прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки" являются:
- земельный участок не относится к федеральной собственности;
- наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
- заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
В данном случае ТУ Росимущества в Костромской области приняло решение об отказе ФГУ "ЗСКН" в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 44:27:010401:2, ссылаясь на непроведение Учреждением рекультивации указанного земельного участка.
Вместе с тем приведенными выше положениями ЗК РФ и Административного регламента такое основание отказа в предоставлении рассматриваемой государственной услуги не предусмотрено.
Порядок проведения работ по рекультивации земель в настоящее время урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", а также принятым во исполнение данного Постановления Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее - Основные положения).
Указанными актами устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (пункт 3 Основных положений).
Согласно пункту 1 Приложения N 6 к Основным положениям, нарушенные земли - это земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа - прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (пункт 5 Основных положений).
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств, что наличие грунтовой автодороги на земельном участке с кадастровым N 44:27:010401:2, разрешенное использование (согласно кадастровому плану): автодорога N2 - Стрелка, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, в том числе, в связи с нарушением почвенного покрова.
Доводы ФГУ "ЗСКН" о том, что спорный земельный участок не относится к категории нарушенных земель и рекультивации не подлежит, ответчиком не опровергнуты.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, отказ в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с непроведением работ по его рекультивации противоречит существу правоотношений, урегулированных в статье 45 ЗК РФ. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв является самостоятельным основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, осуществляемым в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 ЗК РФ.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, установив, что заявителем предоставлены все необходимые документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Учреждением пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, подлежит отклонению, поскольку с заявлением об оспаривании решения ТУ Росимущества в Костромской области от 01.02.2017 ФГУ "ЗСКН" обратилось в суд 09.02.2017 в пределах трехмесячного срока.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными оспариваемого решения ответчика.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2017 по делу N А31-780/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-780/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2018 г. N Ф01-1249/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ "Защитные сооружения Костромской низины"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ТУ Росимущества по КО
Третье лицо: МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Яросалвской областях - представитель Смирнов Р.А., Росреестр, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области