Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2018 г. N 09АП-30238/18
г. Москва |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А40-220062/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 апреля 2018 года по делу N А40-220062/17 (139-323)
по заявлению ООО "НПК ИРВИК"
к Московской областной таможне
о признании незаконными и отмене решений,
при участии:
от заявителя: |
Гришанов Е.Д. по дов. от 15.12.2017, Пятыгин А.С. по дов. от 02.02.2018, |
от ответчика: |
Кучма А.П. по дов. от 15.12.2017, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПК ИРВИК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными вынесенные Московской областной таможней решения о классификации товара РКТ-10130050-17/000015 от 30.06.2017, РКТ-10013000-17/000002 от 03.07.2017, РКТ-10013000-17/000002И от 07.07.2017, РКТ-10013000-17/000011 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000021 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000022 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000024 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000023 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000017 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000018 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000019 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000020 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000010 от 14.07.2017, РКТ-10013030-17/000004 от 03.08.2017, РКТ-10013030-17/000011 от 09.08.2017, РКТ-10013030-17/000012 от 11.08.2017, РКТ-10013000-17/000065 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000066 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000067 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000068 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000069 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000070 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000071 от 17.08.2017, РКТ-10013030-17/000016 от 24.08.2017, РКТ-10013030-17/000020 от 31.08.2017, РКТ-10013030-17/000023 от 05.09.2017, РКТ-10013030-17/000024 от 05.09.2017
Решением суда от 26.04.2018 решения Московской областной таможни N N РКТ-10130050-17/000015 от 30.06.2017, РКТ-10013000-17/000002 от 03.07.2017, РКТ-10013000-17/000002И от 07.07.2017, РКТ-10013000-17/000011 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000021 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000022 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000024 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000023 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000017 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000018 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000019 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000020 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000010 от 14.07.2017, РКТ-10013030-17/000004 от 03.08.2017, РКТ-10013030-17/000011 от 09.08.2017, РКТ-10013030-17/000012 от 11.08.2017, РКТ-10013000-17/000065 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000066 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000067 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000068 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000069 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000070 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000071 от 17.08.2017, РКТ-10013030-17/000016 от 24.08.2017, РКТ-10013030-17/000020 от 31.08.2017, РКТ-10013030-17/000023 от 05.09.2017, РКТ-10013030-17/000024 от 05.09.2017, признаны незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного Союза, Соглашению от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
Суд обязал Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления возврата излишне уплаченных платежей в размере 3 848 838,62 руб., излишне уплаченный НДС в размере 692 790,95 руб.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ООО "НПК ИРВИК" просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представили письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ООО "НПК "ИРВИК" в соответствии с главой 27 ТК ТС осуществляет таможенное декларирование частей градирни, импортируемых по контракту N 1029/04-2017 от 25.04.2017 с GWA Industrietechnik GmbH (ФРГ) для монтажа и эксплуатации на ОАО "Гродно Азот".
В отношении импортируемого товара Московской областной таможней (далее Таможенный орган) приняты решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, которыми частям градирни были присвоены различные коды ТН ВЭД ЕАЭС: РКТ-10130050-17/000015 от 30.06.2017, РКТ-10013000-17/000002 от 03.07.2017, РКТ-10013000-17/000002И от 07.07.2017, РКТ-10013000-17/000011 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000021 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000022 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000024 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000023 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000017 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000018 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000019 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000020 от 14.07.2017, РКТ-10013000-17/000010 от 14.07.2017, РКТ-10013030-17/000004 от 03.08.2017, РКТ-10013030-17/000011 от 09.08.2017, РКТ-10013030-17/000012 от 11.08.2017, РКТ-10013000-17/000065 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000066 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000067 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000068 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000069 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000070 от 17.08.2017, РКТ-10013000-17/000071 от 17.08.2017, РКТ-10013030-17/000016 от 24.08.2017, РКТ-10013030-17/000020 от 31.08.2017, РКТ-10013030-17/000023 от 05.09.2017, РКТ-10013030-17/000024 от 05.09.2017.
Не согласившись с вынесенными решениями о классификации таможенного органа, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 2, 3 ст.52 ТК ТС).
Частью 1 ст. 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено следующее: Положениями пунктов 1-3 статьи 52 ТК ТС предусмотрена классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) при их таможенном декларировании, в случае неверности которой таможенные органы вправе принимать решения по классификации.
Обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (Положение).
Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в 4 соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 26 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 36 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ За, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 36.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения (подпункт 7.1 Положения). Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 -ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;... и так далее до достижения необходимого уровня классификации (подпункт 7.2 Положения).
В соответствии с Разделом III Положения "ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно".
В связи с тем, что к сложившимся отношениям нельзя применить ОПИ 2 и ОПИ 3а, применению подлежит ОПИ 3б.
Согласно ОПИ 3б многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство.
В соответствии с п. 8.4 РД 34.22.402-94 "Типовой инструкции по приемке и эксплуатации башенных градирен" "Ороситель является основным технологическим элементом градирни, определяющим охлаждающую способность, а также аэродинамическое сопротивление этого сооружения. Конструкция оросителя должна обеспечивать получение достаточной поверхности контакта воды с воздухом, а, следовательно, требуемый охлаждающий эффект".
Следовательно, все части градирни должны классифицироваться в позиции 841990, как и ороситель.
Классификация таможенным органом исключительно по правилам 1 и 6 ОПИ без установления функций товара нарушает единообразие и последовательность применения ОПИ, установленную Разделом III Положения о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров.
Указанная позиция суда согласуется с позицией Арбитражного суда Московского округа (Постановление ФАС МО от 20.05.2014 N Ф05-3806/14 по делу N А40-93024/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2015 N Ф05-14190/2015 по делу N А40-5235/15).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 3 "Международной Конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" от 14.06.1983, участником которой являются в том числе ФРГ и Российская Федерация" "С учетом исключений, перечисленных в статье 4:
a) каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется, за исключением случаев применения положений подпункта (с) настоящего пункта, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления настоящей Конвенции в силу по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам:
i) использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
ii) применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы..."
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) Верховный суд подтвердил обоснованность и законность применения Международной Конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая подтверждает, что код товара, указанный в экспортных декларациях на товар и накладных CMR, по которым товар выпущен с территории Евросоюза и ввезен на территорию Таможенного союза (таможня республики Беларусь) подлежит применению на территории Российской Федерации.
При этом в соответствии с контрактом N 1029/04-2017 от 25.04.2017 с GWA Industrietechnik GmbH товар поступает декларанту из Германии под кодом 84198998, что подтверждается экспортными декларациями N N 17PL412020E0181191, 17LTVR5000EK0ACB21, 17LTVR5000EK0B6D90, 17PL412020E0194896, 17LTVR5000EK0C00D3, 17LTVR5000EK0BA5C9, 17LTVR5000EK0C0A34, 17LTVR5000EK0BBB30, 17LTVR5000EK0BD7B7, 17DE485162777371E0, 17LTVR5000EK0BF684, 17PL412020E0194810, 17PL412020E0194802, 17LTVR5000EK0C0D22, 17PL412020E0194789, 17PL412020E0194896, 17PL412020E0194936, 7PL412020E0194837, 17PL412020E0194910, 17PL412020E0195071, 17LTVR5000EK0DBCD3, 17LTVR5000EK0DBCE1, 17PL412020E0222740, 17PL412020E0225446, 17BEE0000030857733, 17LTVR5000EK0F00D5, 17LTVR5000EK0F1064, 7PL412020E0245408, 17PL412020E0249829 и накладными CMR N N 2017026902 от 23.06.2017, 29/06/2017 от 29.06.2017, 2017026901 от 23.06.2017, 2017017201 от 25.07.2017, 2017017202 от 25.07.2017, 2017017203 от 26.07.2017, 20170293 от 09.08.2017, 20170097 от 28.04.2017, 2017026301 от 18.08.2017, 2017026302 от 22.08.2017, 2017026303 от 23.08.2017, 20170406 от 23.08.2017, 20170430 от 08.09.2017.
Следовательно, декларант обоснованно в соответствии с Международной конвенцией применил код к ввозимому товару по группе 8419 ТН ВЭД, под которым товар выпускается с территории ФРГ.
В соответствии с Декларацией соответствия TP ТС градирня - химическое оборудование, изготавливаемое по ТУ N 3612-003-60506533-2011 с кодом ТН ВЭД N8419891000 с нулевой таможенной пошлиной.
Градирня ввиду крупногабаритности поставляется частями, которые однозначно идентифицируются по спецификации контракта N 1029/04-2017 от 25.04.2017, конструкторской документации N 1212-16, Схемам градирни, Инструкции по монтажу, которые были представлены таможенному органу.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" "Если представленные заявителем документы и сведения недостаточны для принятия решения по классификации товара, таможенный орган, рассматривающий заявление о принятии решения по классификации товара, в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомляет заявителя в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного заявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, о необходимости представления дополнительной информации".
Уведомлений от таможенных органов о необходимости предоставления дополнительной информации не поступало.
С целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД в качестве вспомогательного рабочего материала Коллегией Евразийской экономической комиссии рекомендовано применять Пояснения к ТН ВЭД (Рекомендация от 12.03.2013 N 4).
Согласно Пояснениям к разделу XVI ТН ВЭД (том IV) при условии соблюдения некоторых исключений, приведенных в примечаниях к данному разделу и группам 84 и 85, и, кроме товаров, более конкретно поименованных в других разделах, данный раздел охватывает все механическое и электротехническое оборудование, механизмы, установки, аппараты и устройства и их части, а также определенные аппараты и установки, не являющиеся ни механическими, ни электрическими (такие как котлы и котельные, фильтрационные установки и пр.), и части таких устройств и установок.
В соответствии с п. "Б" общих положений к разделу XVI Пояснений "Как правило, товары данного раздела могут быть из любого материала. В подавляющем большинстве случаев они из недрагоценного металла, но в данный раздел также включается определенное оборудование из других материалов (например, насосы целиком из пластмассы) и части из пластмассы, дерева, драгоценных металлов и т.п."
Как указано в примечании 2 к разделу XVI Пояснений к ТН ВЭД "При условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:
а. Части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
б. Другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517...".
В общих положениях к разделу XVI Пояснений к ТН ВЭД установлено, что "части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 или 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте (1) выше".
Пункт 1 не содержит среди исключений частей оборудования и устройств для охлаждения воды.
На основании изложенного, импортируемые Заявителем части градирни (промышленного оборудования для охлаждения воды) должны классифицироваться в тех же позициях, что и оборудование в целом (код ТН ВЭД 8419).
Кроме того, импортируемый заявителем товар прошел проверку таможенным органом Республики Беларусь (члена Таможенного союза) при ввозе и транзите по территории Таможенного Союза.
В соответствии с п. 12 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 "О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" "Таможенный орган отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита после регистрации транзитной декларации и предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Таможенного кодекса Таможенного союза".
Согласно ст. 216 ТК ТС "Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:... 6) обеспечена идентификация товаров в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса".
В соответствии с ч. 1 ст. 109 ТК ТС "Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами".
Все поступившие на территорию Таможенного союза товары, импортируемые заявителем, были идентифицированы таможенными органами Республики Беларусь. Замечаний с их стороны не поступало. Иная идентификация товара Таможенным органом РФ противоречит ст. 109, 216 ТК ТС, является необоснованной и создает противоречия при применении норм ТК ТС внутри Таможенного союза.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" установлено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
Как неоднократно указывал Заявитель, таможенный орган при обосновании своей позиции не учитывает указанные нормативные положения - при классификации спорного товара не производит оценку его признаков.
Согласно ст. 52 ТК ТС определение кода ТН ВЭД осуществляется декларантом. При определении кода декларант основывается на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Анализ признаков товара является ключевым моментом при его классификации по ТН ВЭД.
В силу пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
Утверждение Московской областной таможни о том, что ввезенные элементы градирни из пластика представляют собой пластмассовые фасонные профили, имеющие постоянное поперечное сечение по всей длине, просто нарезанные по длине, превышающей размер максимального поперечного сечения, но не обработанные иным способом - не рассверлены, не отфрезерованы, не склеены, не прошиты, не вырезаны в размер, не соответствует действительности.
В рамках контракта N 1029/04-2017 от 25.04.2017 Заявитель ввез следующие части градирни из пластика: Оросительное устройство "FK-19": ДТ 10130220/290617/0017923, 10013030/100717/0000150, 10013030/100717/0000211, 10013030/010817/0000835, 10013030/010917/0001796.
Оросительное устройство является основным технологическим элементом градирни, определяющим охлаждающую способность, а также аэродинамическое сопротивление этого сооружения, изготовлено согласно рабочей конструкторской документации N 1212-16, (представлена в материалы дела), Технических условий N ТУ2291-018-97320154-2009 и представляет собой представляет собой объемные блоки из гофрированных листов поливинилхлорида размером 2400х300х600мм и 2400х300х600мм в зависимости от местоположения в градирне.
Блоки оросителя изготовлены в заводских условиях согласно заданным размерам и не требуют иной доработки на территории РФ.
В соответствии с п. 111.4 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного Распоряжением ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" "Изделия типа отливок, поковок, штамповок могут классифицироваться в качестве частей машин и механизмов лишь при условии, что упомянутые товары имеют основные признаки завершенных в производстве частей".
Таким образом, элементы оросителя имеют основные признаки завершенных в производстве частей, в связи с чем должны классифицироваться по коду 8419908509.
Панели покрытия (кровля) из FRP: ДТ 10130050/270617/0003176
Панели покрытия из FRP предназначены для покрытия верхней части градирни, вырезаны в размер 500 мм х 40 мм х 4 мм, обработаны специальным антискользящим покрытием на верхней поверхности для передвижения эксплуатирующего персонала, по торцам изделия выполнены специальные выступы и выемки для сборки модулей методом шип-паз, которые при сборке в проектное положение обеспечиваются герметичность кровли от протечек воды и отсутствия подсоса воздуха.
Таким образом, панели покрытия (кровля) подверглись специальной обработке, имеют признаки завершенных в производстве частей, должны классифицироваться по коду 8419908509.
Система водораспределения: ДТ 10013030/100717/0000151.
Система водораспределения изготовлена в соответствии с рабочей конструкторской документацией N 1212-16, состоит из труб, в которых специально вырезаны отверстия под установку разбрызгивающих сопел, для закрепления сопел просверлены другие специальные отверстия. Трубы согласно рабочей конструкторской документации склеены в узлы и отводы с фланцами, торцевые части обработаны и заклеены специальными заглушками.
Таким образом, трубы системы водораспределения подверглись резке, рассверловке, склейке и представляют собой законченное в производстве изделие, в связи с чем должны классифицироваться по коду 8419908509.
Панели обшивки из стеклопластика FRP (GRP), армированные стекловолокном: ДТ 10013030/100717/0000151.
Панели обшивки из стеклопластика FRP (GRP) армированные стекловолокном вырезаны определенной различной длины с пазами для соединения с конструкциями кровли. В панелях сделаны отверстия для крепления лестниц, козырька, прохождения трубопроводов и датчиков согласно рабочей конструкторской документации N 1212-16. Панели изготовлены методом склейки стекловолокна с расплавленным полиэстром с несколько слоев.
Таким образом, панели обшивки из стеклопластика FRP (GRP) армированные стекловолокном вырезаны изготовлены заданной длины и формы, в них рассверлены специальные отверстия, что характеризует их как законченные производством изделия, которые должны классифицироваться по коду 8419908509.
Инспекционные люки из стеклопластика FRP (GRP): ДТ 10013030/010917/0001796 Инспекционные люки устанавливаются на панелях покрытия (кровле) градирни с целью прохода и обслуживания персоналом внутренних конструкций градирни, изготовлены из специально нарезанных элементов, склеенных между собой, имеют определенный документацией размер 800 мм х 800 мм и проектное положение в соответствии с рабочей конструкторской документации N 1212-16.
Таким образом, инспекционные люки представляют собой законченное производством изделие, не требуют иной доработки на территории РФ и должны классифицироваться по коду 8419908509.
Довод Московской областной таможни о том, что товар, ввезенный согласно ДТ 10013030/100717/0000151, 10013030/070817/0001041, 10013030/070817/0001078, 10013030/290817/0001682, 10013030/230817/0001521, относится к частям общего назначения противоречит материалам дела.
Московской областной таможней в отношении комплекта деталей каркаса градирни из нержавеющей стали по проекту N 1212-16-КМД для размещения основных технологических элементов градирни и восприятия нагрузок: оросителей, водоуловителей, водораспределительной системы, вентиляторного оборудования, обшивки, кровли, надземной части приняты следующие решения по классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС:
- Решение РКТ-10013030-17/000011 от 09.08.2017 по ДТ 10013030/070817/0001041 (1. Сборочные детали для балок (крепёжные связи из уголкового профиля с отверстием) различных размеров, 2. Балки без сборочных деталей (трубы прямоугольного сечения) различных размеров, 3. Связи (трубы квадратного сечения) различных размеров, 4. Балки со сборочными деталями (балки прямоугольного сечения с приваренными (приваренной) связью из уголкового профиля с отверстием) различных размеров, 5. Колонны со сборочными (фасонными) деталями различных размеров).
* Решение РКТ-10013030-17/000012 от 11.08.2017 по ДТ 10013030/070817/0001078 (колонны со сборочными (фасонными) деталями различных размеров);
* Решение РКТ-10013030-17/000016 от 24.08.2017 по ДТ 10013030/230817/0001521 (рамы (сварные фермы) со сборочными (фасонными) деталями различных размеров);
- Решение РКТ-10013030-17/000020 от 31.08.2017 по ДТ 10013030/290817/0001682 (1. Сборочные детали козырька: плоский гнутый лист с приваренными элементами, сваренные пластины, пластины различных размеров, 2. Балки без сборочных деталей (трубы прямоугольного сечения) различных размеров 3. Связи (трубы квадратного сечения) различных размеров, 4. Балки со сборочными деталями (балки прямоугольного сечения с приваренными (приваренной) связью из уголкового профиля с отверстием) различных размеров, 5. Колонны со сборочными (фасонными) деталями различных размеров).
Согласно данным решениям ввезенному товару присвоен код 7308909809.
В соответствии с Примечаниями 2 "а" и "в" к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС товары группы 7308 не относятся к Частям общего назначения и не являются исключением из раздела XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности" ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом указанные в решениях части градирни представляют собой законченные производством элементы каркаса градирни, нарезанные определенной различной длины, в которых сделана рассверловка для соединения с другими элементами каркаса градирни.
Согласно пояснениям Заявителя и представленной технической документации дополнительные технологические операции, в том числе подрезка, приведет к невозможности использования конкретной единицы товара при монтаже градирни, т.к. просверленные отверстия не будут совпадать с отверстиями в других элементах каркаса.
Таким образом, ввезенный товара по ДТ 10013030/070817/0001041, 10013030/070817/0001078, 10013030/290817/0001682, 10013030/230817/0001521 не является Частями общего пользования, представляет собой законченные производством части градирни и в соответствии с правилами ОПИ 3б должен классифицироваться по коду 8419908509.
Заявление таможенного органа о том, что классификация приводного вала двигателя, редуктора, подшипников, резиновых уплотнительных колец, датчиков уровня масла, температурных датчиков, датчиков протока исключается из классификации в группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС примечаниями к XV и XVI разделам является необоснованным.
В исключениях, содержащихся в примечаниях к XV и XVI разделам, данные части градирни не содержатся. Доказательств обратного таможенным органом не представлено.
Следовательно, заявление таможенного органа об исключении данных частей градирни из классификации группы 84 не подтверждается представленными доказательствами и не соответствует Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод Московской областной таможни о том, что элементы градирни, такие как приводной вал двигателя, редуктор, подшипники, резиновые уплотнительные кольца, датчики уровня масла, температурный датчик, датчик протока ввозятся в количестве значительно меньшем, чем требуется для сборки одного из элементов градирни и не идентифицируются по своему виду и техническому исполнению противоречит представленным Заявителем документам.
На основании представленных в таможенный орган технических документов: паспорт градирни, инструкция по монтажу градирни, рабочая конструкторская документация, схема градирни можно однозначно определить количество элементов, необходимых для сборки градирни и идентифицировать их с поставляемыми частями градирни.
В обоснование своей позиции таможенный орган не указал, какое количество поставляемого оборудования, по его мнению, необходимо для сборки "одного из элементов градирни" и какие элементы, из перечисленных частей градирни поставляются, в меньшем объеме, а также какие части градирни Московская областная таможня не смогла идентифицировать по представленным документам.
При этом, как указано в заявлении, градирня ввиду крупногабаритности поставляется частями. В настоящее время градирня в полном объеме поставлена на ОАО "Гродно Азот" и готовится к вводу в эксплуатацию, что подтверждает соответствие объема поставленных частей градирни представленной технической документации.
На основании изложенного следует, что доводы таможенного органа являются необоснованными, вышеперечисленные законченные производством изделия являются частями градирни и подлежат классификации по коду 8419908509.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт.
Представленные таможенным органом доказательства оцениваются в совокупности с доказательствами и объяснениями заявителя по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемых решений. Вынесенные Московской областной таможней Решения о классификации товаров по ТН ВЭД приняты без достаточных на то оснований, не соответствуют правилам 3б Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС, не являются законными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 апреля 2018 года по делу N А40-220062/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220062/2017
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ИРВИК", ООО "НПК" "ИРВИК"
Ответчик: Московская областная таможня, МОТ