Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2018 г. N Ф07-4238/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А56-38457/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Сергеевой О.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29467/2017) ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2017 по делу N А56-38457/2017 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1"
к Санкт-Петербургскому ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании 4 452 рублей 35 копеек,
установил:
товарищество собственников жилья "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" (далее - ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) 4 452 рублей 35 копеек на оплату освидетельствования лифтов.
Решением от 18.09.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" требует с уполномоченного представителя собственника компенсации расходов по экспертизе лифтового оборудования исходя из доли в праве общей собственности.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в управлении ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мартыновская, д. 12, корп. 1, в котором городу Санкт-Петербургу на праве собственности принадлежит ряд помещений.
ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" в соответствии с требованиями (ТР ТС 011/2011) Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ООО "Приморский ЖК сервис" заключило с ЗАО "Росдиагностика" договор от 15.06.2015 N ПЖКС-РД-Л-176/06/2015 на проведение работ по оценке соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, требованиям ТР ТС 011/2011. Цена работ по договору составила 464 999 рублей и распределена между собственниками по решению общего собрания собственников от 21.04.2016 по ставке 4, 89 руб./кв.м.
ТСЖ "Мартыновская улица, дом 12 корпус 1" предъявило к взысканию с Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" (уполномоченного представителя собственника) 4 452 рубля 35 копеек соответствующей доли расходов на проведение работ по договору от 15.06.2015 N ПЖКС-РД-Л-176/06/2015.
ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" и Комитет финансов Санкт-Петербурга с требованием иска не согласились, полагают, что расходы по оплате стоимости диагностики и обследования лифтов относятся к текущим и возмещены по утвержденным тарифам в составе платы за содержание жилого помещения.
Суд в иске отказал. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании частей 1, 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из части 2 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств, Губернатором Санкт-Петербурга издано распоряжение от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - Помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищюное агентство" по месту нахождения Помещения.
В соответствии с часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Пункт 10 указанных Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований пришел к выводу, что товарищество приняло на себя все обязательства по содержанию и ремонту жилого дома, в том числе и помещений, принадлежащих казне Санкт-Петербурга и у ответчиков отсутствует обязанность по проведению ремонта помещения.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение), предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Согласно пункту 3.6.3 Положения с целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования, входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода; редуктора лебедки или червячной пары редуктора; тормозного устройства; электрощита (панели) управления лифтом; купе кабины; ограничителя скорости; створок дверей шахты и кабины; пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины; канатоведущего шкива; канатов.
При капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации (пункт 7.6.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст).
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
В данном случае исполнитель по договору от 15.06.2015 N ПЖКС-РД-Л-176/06/2015 организовал диагностику, оценку соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы (а не проведение капитального ремонта). Периодическое техническое освидетельствование включено в тариф, утвержденный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 444-р. Необходимости увеличения размера платы за содержание жилого помещения в связи с исполнением договора от 15.06.2015 N ПЖКС-РД-Л-176/06/2015 не имеется.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2017 по делу N А56-38457/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38457/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2018 г. N Ф07-4238/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "МАРТЫНОВСКАЯ УЛИЦА ДОМ 12 КОРПУС 1"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга