г. Пермь |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А50-24153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Городская поликлиника" - Гаврилин С.А., предъявлен паспорт, доверенность от 16.11.2017; Гусарова Н.С., предъявлен паспорт, доверенность от 16.11.2017;
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Демшина Ю.В., предъявлен паспорт, доверенность от 29.12.2017 N 07/8544;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2017 года
по делу N А50-24153/2017
вынесенное судьей Шаламовой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника" (ОГРН 1105906001960 ИНН 5906098442)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460 ИНН 5906071680)
о признании акта от 14.07.2017 N 67 недействительным в части,
установил:
ООО "Городская поликлиника" (далее - общество, заявитель, медицинская организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта от 14.07.2017 N 67, вынесенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края, в части расходования не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в 2016 г. в размере 151 448,84 руб. (в том числе на обучение сотрудников Ширинкиной А.А., Злобиной Р.Г. по циклу "Профессиональная патология" и оплату на период обучения Ширинкиной А.А.), в части требования о возврате указанных средств в бюджет фонда, а также уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств (15 144,89 руб.).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2017 года заявленные требования общества "Городская поликлиника" оставлены без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что расходы на проведение обязательных медицинских осмотров работников медицинских организаций, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, могут оплачиваться за счет прочих услуг, которые входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. По мнению общества суд отказывая в удовлетворении заявленных требований неверно определил понятия оказания медицинской помощи гражданам в рамках реализации Территориальной программы и осуществление заявителем мероприятий, необходимых для его работы и оказания медицинской помощи; ссылка на Территориальную программу, постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" и Тарифное соглашение в части того, что данный вид медицинской помощи не может быть оплачен за счет средств ОМС (т.к. финансируется за счет средств бюджета) несостоятелен, т.к. в рассматриваемом случае общество не оказывало медицинскую помощь гражданам, а осуществляло мероприятия, необходимые для его работы и оказания медицинской помощи, что подтверждается отсутствием предъявления страховым медицинским организациям случаев оказания медицинской помощи по проведению профосмотров для оплаты. Заявитель жалобы полагает, что отсутствие факта оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС сотрудниками в период их обучения не является доказательством того, что обучение не было направлено на выполнение территориальной программы ОМС и не может быть признано нецелевым расходованием средств, т.к. проведение предварительных и периодических медицинских осмотров своих сотрудников является необходимым условием для работы заявителя и оказания медицинской помощи в рамках ОМС. Так как, медицинские осмотры были проведены сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь за счет средств ОМС и поступлений от иной приносящей доход деятельности, затраты на обучение сотрудников были распределены пропорционально объему средств, полученных от оказания медицинской помощи из соответствующих источников.
Территориальной фонд обязательного медицинского страхования Пермского края письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представителя заявителя на доводах жалобы настаивали, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, письма N ГП/3 - 116 от 01.11.2017 и ответ на него N 12995/30-4/6156 от 27.11.2017.
Ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 16.06.2017 N 264 ТФОМС Пермского края проведена плановая проверка общества (медицинской организации) за периоды с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в соответствии с типовой программой проверки использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовой обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Проверкой выявлен, в том числе, факт использования средств ОМС в 2016 г. в сумме 151 448,84 руб. не по целевому назначению на оплату видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки оформлены актом от 14.07.2017 N 67, в котором отражено спорное нарушение. Фондом указано, что в нарушение п. 11.2 раздела III Тарифного соглашения на 2016 г., обществом направлены средства ОМС в сумме 39 747 руб. за обучение сотрудников по циклу "Профессиональная патология", на оплату заработной платы и начисление на период обучения в суммах 85 792,50 руб., 25 909,34 руб.
В целях устранения допущенного нарушения в акте потребовано возвратить спорные суммы, путем перечисления на счет фонда, уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Разногласия к акту проверки от 18.07.2017 не приняты фондом.
Не согласившись с актом в указанной части, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что использование медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС, а также на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
На основании пункта 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее Положение о контроле).
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ст. 37 Закона N 326-ФЗ).
По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация (далее - СМО) обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ).
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации ТП ОМС и которым решением комиссии по разработке ТП ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и СМО, участвующей в реализации ТП ОМС, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования, данное положение также отражено в п. 6 ст. 14 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2015 N 1139-п (далее - территориальная программа), в рамках Программы ОМС в амбулаторных условиях застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам осуществляется: профилактические медицинские осмотры определенных групп взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше); медицинские осмотры несовершеннолетних и обучающихся в образовательных организациях по очной форме: профилактические, предварительные при поступлении в образовательные организации, периодические.
Согласно разделу V территориальной программы за счет средств краевого бюджета осуществляется финансирование обеспечения первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) педагогических работников муниципальных и государственных организаций; медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края. Также за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи по профессиональной патологии, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях.
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС).
В силу пункта 158 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом, указано, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: на коммунальные услуги; на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); на приобретение услуг связи; на приобретение транспортных услуг; на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); на прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что расходы на обучение сотрудников Ширинкиной А.А., Злобиной Р.Г. по циклу "Профессиональная патология", осуществлялись за счет средств ОМС.
Поскольку в соответствии с Пунктами 11.1, 11.2, 11.4 Тарифного соглашения на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. такие расходы медицинской организации не финансируются за счет средств ОМС, и в соответствии с разделом V Территориальной программы финансируются за счет бюджетов всех уровней или других источников, судом первой инстанции сделан верный вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы на проведение обязательных медицинских осмотров работников медицинских организаций, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, могут оплачиваться за счет прочих услуг, которые входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, основаны на неправильном толковании норм материального права отклоняются судом апелляционной инстанции.
Действительно как указывает общество, в соответствии с разделом V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, возмещение расходов на прохождение медицинского осмотра относится на подстатью 212 "Порядок выплаты" статьи 210 "Оплата труда и начисление на выплаты по оплате труда" и включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, т.е. расходы на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров медицинских работников, состоявших в штате медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, могут быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем расходование обществом средств ОМС на обучение сотрудников по циклу "Профессиональная патология" не входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которые могут быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку доказательств оказания данными сотрудниками медицинской помощи в рамках программы ОМС в период их обучения материалы дела не содержат, обучение не было направлено на выполнение территориальной программы ОМС, следовательно, выводы суда о нецелевом расходовании средств ОМС на оплату средней заработной платы на период обучения Ширинкиной А.А. являются правомерными.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы не имеется, поскольку изложенные выше нормы федерального и регионального законодательства являются императивными и не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, учитывая, что данный порядок закреплен территориальной программой и тарифным соглашением.
Ссылки заявителя жалобы на позицию, изложенную в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12995/30-4/6156 от 27.11.2017, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку фактически разъясняют возможность возмещения спорных расходом за счет средств обязательного медицинского страхования с соблюдением существующего порядка, который в указанном случае соблюден не был, что установлено судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В силу вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2017 года по делу N А50-24153/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24153/2017
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ