г. Москва |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А40-140912/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
И.В. Бекетовой, Д.В. Каменецкого |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.И. Матетой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Архип М.Ю.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2017 по делу N А40-140912/17 судьи Шевелевой Л.А. (115-1747)
по иску ИП Архип М.Ю.
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
о признании недействительным Акта
при участии:
от заявителя: |
Архип М.Ю. - лично (паспорт), от Архип М.Ю. - Петкогло И.М., дов. от 24.07.2017. |
от ответчика: |
Голубева Е.К., дов. от 29.08.2017, Борисова К.И., дов. от 26.12.2017 |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Архип Марта Юрьевна (заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным Акта N 11580 от 26.04.2017.
Решением суда от 24.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель департамента просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда от 24.10.2017 отсутствуют исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ, торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации. Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы. Согласно п. 1 ст. 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором. Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (Уполномоченный орган). Согласно пункту 2.1. Порядка (в редакции, действующей на момент составления Актов) под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается одно или несколько действий:
Получение сведений об объектах осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, государственных предприятий и учреждений. В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом (п. 2.1.1. Порядка). Получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка). Получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (Порядок выявления объектов обложения сбором). Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ "Центр налоговых доходов". Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения. Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в интернете в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
В настоящем случае, заинтересованное лицо, получив от ГБУ "Центр налоговых доходов" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, Манежная пл., д. 1, стр. 2, в котором ИП Архип М.Ю. осуществляет торговую деятельность, включил названный Объект в Список объектов.
Вышеназванный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента 30.03.2017, о чем заявителю сообщено письмом N ДПР-31-615/17 от 04.04.2017. При этом вид торговли, осуществляемой через объекты, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в интернете, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объекта из Списка объектов.
По истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока заинтересованным лицом 26.04.2017 составлен Акт N 11580 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Сопроводительным письмом от 03.05.2017 NДПР-30-2739/17 департамент направил указанный Акт в адрес заявителя.
Таким образом, указанное выше подтверждает, что Акт N 11580 от 26.04.2016 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Заявителем осуществляется торговая деятельность.
Указанный объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров и обслуживания покупателей, а также оборудованием для проведения расчетов с покупателями, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
В настоящем случае заявитель, фактически в своем заявлении не отрицает факт осуществления ею розничной торговли, однако допускает ошибочную квалификацию деятельности, полагая, что является участником ярмарки.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках.
Предприниматель считает, что осуществляемая им деятельность подпадает под сферу регулирования Постановления Правительства Москвы от 04.05.2011 N 172-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы" (кратко - Порядок организации ярмарок).
В соответствии с абз. 2 п. 3 раздела I Порядка организации ярмарок, специализированная ярмарка - ярмарка, периодически или разово организуемая и проводимая в соответствии с правовыми актами Департамента торговли и услуг города Москвы, на которой не менее 80 % мест предназначено для продажи товаров одного класса в соответствии с Общероссийским классификатором продукции либо товаров, связанных единой тематикой, либо приуроченная к культурно-массовым и иным мероприятиям, а также праздничным датам и городским событиям.
Разделом VI Порядка организации ярмарок определены правовые основы организации специализированной ярмарки. Так, орган исполнительной власти города Москвы, в том числе по заявкам хозяйствующих субъектов, имеющих намерение организовать специализированную ярмарку, обращается в Департамент торговли и услуг города Москвы для подготовки проекта правового акта Департамента торговли и услуг города Москвы об организации и проведении специализированной ярмарки.
Таким образом, специализированная ярмарка может быть организована только на основании правового акта Департамента торговли и услуг города Москвы.
Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлена копия правового акта департамента об организации и проведении специализированной ярмарки "MATRESHKA" адресу Манежная пл., д. 1, стр. 2, равно как в Заявлении не указаны реквизиты данного правового акта.
По результатам обращения в Департамент торговли и услуг, заинтересованным лицом было получено письмо N 04-168/7 от 31.08.2017, согласно которому в Департамент торговли и услуг не поступало образе - (заявок) от хозяйствующих субъектов об организации и проведении ярмарки: "MATRESHKA" в торговом комплексе "Охотный ряд" (Манежная площадь, д. 1. стр. 1). Поскольку вышеуказанного обращения в Департамент торговли и услуг не поступало, праве" акт, на основании которого может быть организована ярмарка, не издавался.
В соответствии с п. 35 Порядка организации ярмарок после принятия правового акта Департамент торговли и услуг об организации и проведении специализированной ярмарки организатор ярмарки течение 10 календарных дней разрабатывает план мероприятий по организации ярмарки продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Информация о таком мероприятии по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней публикуется организатором ярмарки в средствах массовой информации. Подтверждений опубликования организатором ярмарки "MATRESHKA" вышеуказанной информации в материалы дела не представлено.
В п. 7 Порядка организации ярмарок содержится требование об обязательном оформлении площадки ярмарки вывеской с указанием организатора ярмарки (наименование, место нахождения - для организации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя), адреса и режима работы ярмарки, а также наименования ярмарки.
Данная информация в торговом павильоне отсутствует, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Кроме того, на основании обращения Ответчика в ДТиУ был проведен мониторинг деятельности магазина дизайнерской одежды "MATRESHKA", в ходе которого был выявлен ряд нарушений законодательства. По результатам мониторинга ДТиУ обратился в префектуру ЦАО письмом N 04-168/7 от 31.08.2017 с поручением о проведении разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данной торговой площадке (Приложение N 6). Указанное письмо является дополнительным доказательством того, что торговая площадка "MATRESHKA" является магазином.
Описанное подтверждает, что ни по внешним, ни по содержательным признакам магазин (ярмарка) российских дизайнеров "MATRESHKA", расположенная по адресу: Манежная пл., д. 1, стр. 2, не соответствует требованиям, предусмотренным Порядком организации ярмарок и не может относиться к числу специализированных ярмарок. Таким образом, слово "ярмарка" является исключительно элементом наименования торговой площадки "MATRESHKA" и не характеризует ее как специализированную ярмарку по смыслу Постановления Правительства Москвы от 04.05.2011 N 172-ПП.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что он является участником ярмарки на основании договора субаренды.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, правовая конструкция договора аренды сама по себе не предполагает установления и регулирования правоотношений между организатором и участником ярмарки.
Между заявителем (субарендатор) и ООО "Управляющая компания "Мкапитал" (арендатор) был заключен договор субаренды от 01.08.2016 N Манеж-1001/15 (договор).
Согласно п. 1.1. договора, Арендатор передает, а Субарендатор принимает во временное пользование площади в части нежилого помещения/помещений для использования по назначению, указанному в Приложении N 1.
В соответствии с п. 1.5 Приложения N 1 к договору целевое назначение передаваемых в субаренду площадей определено как "для розничной торговли женской одеждой". Следовательно, деятельность, которую Заявитель правомочен осуществлять на объекте, не специфицирована как торговля на ярмарке. Кроме того, п. 3.1.1. договора обязывает Субарендатора использовать помещение в соответствии с Правилами для арендаторов Торгового центра. Таким образом, эксплуатация Заявителем указанного помещения осуществляется на общих основаниях с прочими арендаторами помещений в Торговом центре "Охотный Ряд".
В указанном договоре отсутствуют сведения о том, что передаваемая в субаренду площадь относится к площади специализированной ярмарки; название ярмарки; упоминание Заявителя как участника ярмарки.
Как правильно указал суд первой инстанции в решении, договор субаренды помещения, заключенный ИП Архип М.Ю. с ООО "Управляющая компания "Мкапитал", не определяет ее статус как участника ярмарки.
Предприниматель также полагает, что соблюдение им требований к организации торгового места на ярмарке, предусмотренных п. 41 и 43 Порядка организации ярмарок, является подтверждением его статуса участника ярмарки. Так, у продавца имеется товаросопроводительная документация на реализуемую продукцию и копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, кроме того реализуемые товары снабжены ценниками.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В п. 2 указанной статьи определен состав информации о товарах (работах, услугах), обязательной для предоставления.
Ссылка заявителя на то, что им соблюдены требования к организации торгового места на ярмарке, не имеет правового значения, поскольку данные требования предъявляются Законом "О защите прав потребителей" к любому объекту, на котором осуществляется розничная торговля. Заявителем также не подано уведомление о применении льготы. Главой 33 "Торговый сбор" Кодекса не предусмотрено особого порядка представления в налоговый орган плательщиками торгового сбора, в отношении которых установлены льготы по этому сбору, уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
В случае применения льгот по торговому сбору, предусмотренных статьей 3 Закона о торговом сборе, у плательщика торгового сбора также возникает обязанность представить соответствующее уведомление в налоговый орган на общих основаниях в срок, установленный п. 2 ст. 416 НК РФ. Предпринимателем не представлено сведений о подаче соответствующего уведомления в налоговый орган с приложением документов, подтверждающих право на получение льготы. Доказательства обратного заявителем не представлены.
Исходя из изложенного, выявленный объект не является частью специализированной ярмарки, заявитель осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, и является плательщиком торгового сбора.
Соответственно, Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, обоснованно составил Акт N 11580 от 26.04.2017.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.10.2017 по делу N А40-140912/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140912/2017
Истец: Архип Марта Юрьевна, ИП Архип М.Ю.
Ответчик: Департамент экономической политики и развития города Москвы