Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1502/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 января 2018 г. |
дело N А53-23013/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "Донэнерго": Путилина И.А., паспорт, по доверенности от 09.01.2018 N 38,
от Ростовского УФАС: Опруженков А.В., паспорт, по доверенности от 10.01.2018 N 13,
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": Михайлюкова Н.А., паспорт, по доверенности от 01.07.2017 N 513,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2017 по делу N А53-23013/2017, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению акционерного общества "Донэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии третьего лица: ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" (далее - АО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2017 по делу N 907/02 о привлечении АО "Донэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Решением от 13.11.2017 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Донэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие возможности осуществления технологического присоединения жилого дома ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Представитель АО "Донэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представитель третьего лица в судебном заседании изложил позицию по существу спора, представлен отзыв.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС поступило обращение гр. Кравченко о неправомерных действиях АО "Донэнерго", выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, Садовое товарищество N 6, уч. N 22 (далее - энергопринимающее устройство).
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Ростовского УФАС в отношении АО "Донэнерго" составлен протокол об административном правонарушении от 01.06.2017 N 907/02 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 08.02.2017 гр. Кравченко обратилась в АО "Донэнерго" с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, Садовое товарищество N 6, уч. N 22.
АО "Донэнерго" письмом от 13.02.2017 отказало заявителю в заключении договора на технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям, сославшись на порядок, предусмотренный пунктом 8 (5) "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)
Управление пришло к выводу о том, что АО "Донэнерго" необоснованно уклонилось от нормативно установленной обязанности по осуществлению технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
Управление указало, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, АО "Донэнерго" неправомерно отказало в заключении договора о технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома расположенного по адресу Ростовская область, г. Новочеркасск, Садовое товарищество N 6, уч. N 22.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Ростовского УФАС вынесено постановление от 11.07.2017 по делу N 907/02 о привлечении АО "Донэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относится, в том числе, услуга по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Общество является электросетевой организацией, которая включена в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На основании п. 2(2) Правил N 861 действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор, в том числе, с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п. 8 Правил N 861).
В пункте 8(5) Правил N 861 (введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 N 219) предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В п. 7 Правил N 861 установлена следующая процедура (порядок) технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г. 1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г. 2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Из материалов дела следует, что в заявке N 93/17 от 08.02.2017, и в письме от 27.02.2017 гр. Кравченко поставила АО "Донэнерго" в известность о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Садовое товарищество N 6 прекратило свою деятельность с 13.01.2012.
Таким образом, на территории нахождения жилого дома заявителя, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не создано.
В этой связи Кравченко обратилась в АО "Донэнерго" с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома в соответствии с пунктом 8 Правил.
Установив отсутствие на момент обращения у гр. Кравченко членства СНТ, прекратившего деятельность, и подачу заявок в сетевую организацию непосредственно на технологическое присоединение к сетям общества, а не к сетям садоводческого товарищества, общество выдвинуло незаконное требование о представлении указанными лицами договора на право пользования инфраструктурой и иным имуществом общего пользования, в том числе объектами электросетевого хозяйства садоводческого товарищества.
В силу положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан -некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 5 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнерство".
Место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения определяется местом его государственной регистрации.
Частью 2 ст. 6 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики.
Письмом от 27.02.2017 заявитель поставил АО "Донэнерго" в известность о том, что согласно сведениям ЕГРЮЛ Садовое товарищество N 6 не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, на территории нахождения жилых домов заявителей никакого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не создано.
Согласно ответу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 01.03.2017 N 25/2502-2404, являющемуся гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ростовской области, между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и Садоводческим товариществом N 6 заключен договор энергоснабжения N 628 от 01.01.2008 на точку учета: "садовые дома", п. Ключевое, по присоединению АС-11 ВЛ 1106 КТП461, ПАО "МРСК Юга".
Вместе с тем, как указано, Садоводческое товарищество N 6 прекратило деятельность в качестве юридического лица, в связи с чем заявитель обратился в АО "Донэнерго" с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома в соответствии с п. 8 Правил.
В силу п. 3 Правила сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, АО "Донэнерго" неправомерно отказало в заключении договора о технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, Садовое товарищество N 6, уч. 22.
АО "Донэнерго" необоснованно уклонилось от нормативно установленной обязанности по осуществлению технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности осуществления технологического присоединения жилого дома ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
При этом, доказательств отсутствия технической возможности осуществления технологического присоединения, не представлено.
С учетом изложенного, материалами дела об административном правонарушении подтверждено наличие в действиях общества "Донэнерго" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку обществом допущено повторное нарушение Правил технологического присоединения N 861, за что общество было привлечено к административной ответственности.
АО "Донэнерго" как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившим нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Кроме того, о пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности.
АО "Донэнерго" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ постановлениями Ростовского УФАС от 16.09.2016 N 1236/02, от 24.10.2016 N 1373/02.
При таких обстоятельствах, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Судом также не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Таким образом, Ростовским УФАС вынесено законное постановление от 11.07.2017 по делу N 907/02 о привлечении АО "Донэнерго" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решение суда от 13.11.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13 ноября 2017 года по делу А53-23013/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23013/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1502/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ДОНЭНЕРГО", ОАО "Донэнерго" в лице филиала Новочеркасские межрайонные электрические сети
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону", ПАО ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ НА ДОНУ