Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2018 г. N Ф07-4288/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А66-1903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дилос" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2017 года по делу N А66-1903/2017 (судья Янкина В.Ю.),
установил:
муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятия "Сахарово" (ОГРН 1026900533923, ИНН 6902006058; место нахождения: 170007, Тверская область, город Тверь, Третьяковский переулок, дом 17; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Дилос" (ОГРН 1106952028941, ИНН 6950124862; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Московская, дом 82, помещение 59; далее - Общество) о взыскании 132 594 руб. 34 коп., в том числе 126 590 руб. 55 коп. долга за ноябрь 2016 года и 6003 руб. 79 коп. неустойки за период с 22.12.2016 по 03.02.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания клиентов "Город".
Решением суда от 31 августа 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 12 652 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой (с учетом дополнения к апелляционной жалобе) просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на неправомерное применение для расчета тепловой энергии на горячее водоснабжение (далее - ГВС) на общедомовые нужды (далее - ОДН) показаний общедомового прибора учета. Полагает, что в рассматриваемом случае объем тепловой энергии на нужды ГВС на ОДН надлежит определять исходя из норматива для подогрева 1 куб. м холодной воды для нужд ГВС 0,051 Гкал.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие сторон согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, 01.01.2013 Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (управляющая организация) заключен договор теплоснабжения N 05ю-01/13 (в редакции дополнительных соглашений) (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять управляющей организации ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель для отопления и ГВС) (далее ресурсы) надлежащего качества до точки поставки, для оказания ответчиком коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим (находящимся) в многоквартирных домах, указанных в приложении 1, в количестве, порядке и сроки, предусмотренными договором, а управляющая организация принимает на границе эксплуатационной ответственности и оплачивает поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора, а также обеспечивает надлежащую эксплуатацию внутридомовых тепловых сетей, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителям, исправность используемых ими приборов и оборудования, связанных с потреблением ресурсов.
Согласно пункту 6.3 договора расчетным периодом по договору является календарный месяц. Оплата за поставленные ресурсы осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.4 договора). Во исполнение условий договора истец поставлял потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, тепловую энергию, в том числе в спорный период.
Ссылаясь на наличие долга ответчика за ноябрь 2016 года, образовавшегося в связи с превышением объемов коммунальной услуги ГВС, предоставленной на ОДН, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерацией (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится абонентом за фактически принятое ее количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции разногласия сторон возникли относительно порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленного многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика. Истец рассчитал объем горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа. Ответчик при расчете стоимости приобретенной горячей воды использовал расчетный объем коммунального ресурса, исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
В рамках настоящего спора судом апелляционной инстанции установлено, что в спорных правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный тариф на горячую воду, утвержденный регулирующим органом. Спорные многоквартирные дома оборудованы приборами учета, которые помимо определения количества тепловой энергии в Гкал фиксируют расход горячей воды в куб. м.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрен разделом VII Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по ГВС в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для ГВС, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Указанный правовой подход содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (раздел "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений", пункт 27), в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 21.12.2017 N 306-ЭС17-15822. Данного подхода придерживается Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлениях от 09.11.2017 N Ф07-8519/2017, от 28.11.2017 N Ф07-12064/2017.
Суд первой инстанции принял обжалуемый судебный акт без учета вышеприведенных положений действующего законодательства.
Согласно разъяснениям Главного управления "Региональная энергетическая комиссия", представленным ответчиком суду апелляционной инстанции, нормативный расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды в г. Твери составляет 0,051 Гкал/куб. м. Данный факт истцом не опровергнут.
То обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,051 Гкал/куб. м не утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке, на что ссылается истец в отзыве на апелляционную жалобу, судебной коллегией не принимается во внимание.
Отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно приводить к нарушению прав управляющей организации.
Как следует из дополнения истца к отзыву на апелляционную жалобу именно данный норматив используется при расчетах в случае отсутствия общедомового прибора учета.
В тексте апелляционной жалобе Общество привело расчет стоимости потребленного ресурса, который не противоречит требованиями Правил N 354. При расчете ответчик учитывает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС. Данный расчет судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Указанный расчет истцом надлежащим образом не опровергнут.
Поскольку по расчету ответчика подлежащая им к уплате сумма за спорный период составила 349 658 руб. 48 коп., а Общество уплатило истцу 350 000 руб. (платежные поручения от 10.03.2017 N 140, от 21.03.2017 N 154), долг ответчика перед истцом отсутствует.
В удовлетворении данного требования следует истцу отказать.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 6003 руб. 79 коп. неустойки за период с 22.12.2017 по 03.02.2017.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
При этом размер неустойки определяется с учетом размера основного обязательства.
Частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду, для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной сто семидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичная норма содержится в части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ " О теплоснабжении".
Исходя из установленных сторонами сроков оплаты потребленного ресурса и дат фактического исполнения ответчиком денежного обязательства усматривается нарушение последним своих обязательств по оплате истцу поставленного ресурса.
Откорректировав сумму пеней исходя из признанного обоснованным размера долга, суд апелляционной инстанции определил к взысканию с ответчика неустойку в размере 4405 руб. 70 коп. (349 658 руб. 48 коп. х 9 % : 300 х 42).
Таким образом требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Расходы сторон по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на них пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2017 года по делу N А66-1903/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дилос" (ОГРН 1106952028941, ИНН 6950124862) в пользу муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (ОГРН 1026900533923, ИНН 6902006058) 4405 руб. 70 коп. неустойки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дилос" (ОГРН 1106952028941, ИНН 6950124862; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Московская, дом 82, помещение 59) в доход федерального бюджета 165 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (ОГРН 1026900533923, ИНН 6902006058; место нахождения: 170007, Тверская область, город Тверь, Третьяковский переулок, дом 17) в доход федерального бюджета 4813 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска".
Взыскать с муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (ОГРН 1026900533923, ИНН 6902006058) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дилос" (ОГРН 1106952028941, ИНН 6950124862) 2900 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1903/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2018 г. N Ф07-4288/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САХАРОВО"
Ответчик: ООО "ДИЛОС"
Третье лицо: ООО "Центр обслуживания клиентов "Город", ООО Центр обслуживания клиентов "Город" Тверь