г. Саратов |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А12-72603/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зиновьевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2017 года по делу N А12-72603/2016 (судья Н.И. Прудникова),
по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240, 400001, Волгоград, ул. Профсоюзная,30)
к муниципальному унитарному предприятию "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156, 400002, г. Волгоград, ул. Песчанокопская, д.2/1)
о взыскании 55 353 896,24 руб. задолженности за 2014 год,
третьи лица - администрация Волгограда (ИНН 3444059139,ОГРН 1023403433822, 400131, г. Волгоград, ул.Володарского, 5),
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362, 400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская,16),
Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (г. Волгоград, ул. Чуйкова,15)
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д.62),
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела N А12-72603/2018 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Городской водоканал г. Волгограда" (далее МУП "Городской водоканал г. Волгограда", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2014 год в размере 55 353 896,24 руб. (т.1 л.д.7-9).
В рамках дела N А12-72604/2018 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Городской водоканал г. Волгограда" (далее МУП "Городской водоканал г. Волгограда", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за I,II кварталы 2015 года в размере 31 036 487,37 руб. (т.1 л.д.131-133).
Определением суда от 27.02.2017 для совместного рассмотрения дела N А72603/2016 и А12-72604/2016 по искам Управления Росприроднадзора по Волгоградской области объединены в одно производство с присвоением статистического номера N А12-72603/2016 (т. 2 л.д.84-86).
В связи с объединением дел в одно производство, Управление в порядке ст. 29 АПК РФ уточнило ранее заявленные требования и просило взыскать задолженность по оплате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за период с 2014 года по I,II кварталы 2015 года в размере 86 390 383,61 руб. (т.2 л.д.105).
Определением суда от 12.04.2017 заявленные уточнения приняты к производству.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.05.2017 по делу N А12-72603/2016 с Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2014 год и 1 кварталы 2015 г. в размере 86 293 134,75 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, указывая на необходимость корректировки данных начислений в виде средств, затраченных предприятием на выполнение природоохранных мероприятий.
В ходе апелляционного обжалования, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" было заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23002/2017 по иску МУП "Городской водоканал г. Волгограда" о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в производстве корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за период 2014 год и 1,2 кварталы 2015 и обязании Управления Росприроднадзора по Волгоградской области произвести корректировку платы МУП "Горводоканал г. Волгограда" за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2014 и 1,2 кварталы 2015 путем ее уменьшения на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий в размере 53 704 190,70 руб.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2017 года производство по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2017 года по делу N А12-72603/2016 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-23002/2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2017 года по делу N А12-23002/2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2017, в удовлетворении иска отказано.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта коллегия суда апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает в силу следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду, среди прочего, относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.
В пункте 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия - постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Субъектами внесения платы являются лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Приказом Ростехнадзора от 06.04.2007 N 207 на территориальные управления Ростехнадзора возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557, установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик по роду своей производственной деятельности имеет источники сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект (река Волга), а также производит размещение отходов производства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением отходов является содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со статьей 23 названного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик владеет на праве хозяйственного ведения производственными объектами по производству воды питьевого качества и по очистке сточных вод, составляющими единую систему коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Волгограда.
В пункте 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды указано, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду в том числе за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
Форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления в государственные органы установлены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. N 204 (далее - Приказ N 204 от 05.04.2007 г.).
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть с учетом пятикратного повышающего коэффициента (пункт 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632).
На основании имеющихся сведений по представленному отчету 2-ТП (водхоз) за 2014 год Управлением произведены расчёты платы за сброс по итогам 2014 года.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 2014 г. истец начислил в сумме 56507591,34 руб.
Оплачено ответчиком за 2014 г. 1153695,10 руб. Не оплачено ответчиком 55353896,24 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) составила в 2014 г., о чем в адрес ответчика выставлено требование N 1952 от 04.04.2016.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 1,2 кварталы 2015 г. истец начислил в сумме 31294525,49 руб.
Оплачено ответчиком за 1,2 кварталы 2015 г. 258038,12 руб. Не оплачено ответчиком 31036487,37 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) составила в 1,2 кварталы 2015 г., о чем в адрес ответчика выставлено требование N 1953 от 04.04.2016.
В связи с неисполнением ответчиком указанного Требования добровольно, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Задолженность образовалась в связи с отсутствием платы, со стороны ответчика, за фактические сбросы загрязняющих веществ, указанных в квартальных расчетах платы, наличия у предприятия разрешений на сбросы загрязняющих веществ в о водные объекты и фактических превышений установленных нормативов в период действия разрешений, также наличия установленного лимита для загрязняющих веществ: сухой остаток, Ионы аммония, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, БПКполн., взвешенные вещества, фосфаты, медь, фториды, марганец, железо общее.
Вместе с тем материалами дела не подтверждено наличие задолженности по показателю СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества). Первичные документы подтверждающие объемы фактических сбросов данного вещества в водные объекты не представлены.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования в части взыскания платы за сброс СПАВ в водные объекты в 2014 г. в размере 59013,06 руб. и 1,2 кварталы 2015 г. в размере 38235,80 руб. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
С учетом фактических масс сбросов загрязняющих веществ, указанных в квартальных расчетах платы (первичных и корректирующих), наличия у ответчика разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и фактических превышений установленных нормативов в период действия разрешений, а также установленного лимита для загрязняющих веществ задолженность за данный вид негативного воздействия с учетом произведенной оплаты составляет 86293134,75 руб. руб., в том числе за 2014 г. 55294883.18 руб. и за 1,2 кварталы 2015 г. 30998251,57 руб.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. (часть 1). Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717, Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (действующая как непосредственно, так и через свои территориальные органы на местах) является главным администратором поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 160.1 БК РФ установлено, что администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Плата за негативное воздействие перечисляется в отделение Федерального казначейства по месту учёта плательщика, ОФК перечисляет указанную плату в бюджеты всех уровней (в т.ч по нормативу 5% в федеральный бюджет; по нормативу 40% в бюджет субъекта Российской Федерации и по нормативу 55% в бюджет муниципальных районов и городских округов).
МУП "Городской водоканал г. Волгограда" в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Субъектами внесения соответствующей платы, в силу статьи 3 настоящего Федерального закона, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 23 Закона об охране окружающей среды сброс химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных соответствующими органами исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы), который, согласно пункту 1 данного постановления, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Фактические объемы сброса и массы (количества) загрязняющих веществ в водные объекты отражены МУП "Городской водоканал г. Волгограда" в квартальных отчетах за 2014 год и 1,2 кварталы 2015 г..
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия - Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, как уже было отмечено выше, а поэтому в силу Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
МУП "Городской водоканал г. Волгограда" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, как правомерно указал суд первой инстанции, обязано вносить плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, установленную законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, равно как и в ходе апелляционного обжалования, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" указывало на необходимость корректировки данных начислений в виде средств, затраченных предприятием на выполнение природоохранных мероприятий.
Между тем, указанный довод отклонён судом со ссылкой на его необоснованность.
Ввиду изложенного, 03.07.2017 МУП "Горводоканал г. Волгограда" обратилось с иском о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в производстве корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за период 2014 год и 1,2 кварталы 2015 и обязании Управления Росприроднадзора по Волгоградской области произвести корректировку платы МУП "Горводоканал г. Волгограда" за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2014 и 1,2 кварталы 2015 путем ее уменьшения на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий в размере 53 704 190,70 руб.
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер N А12-23002/2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2017 года по делу N А12-23002/2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2017, в удовлетворении иска МУП "Горводоканал г. Волгограда" отказано.
Тем самым правовые основания для корректировки произведенных истцом начислений в виде средств, затраченных предприятием на выполнение природоохранных мероприятий отсутствуют.
Вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для уменьшения за спорный период платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной ответчиком.
Ввиду изложенного исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области правомерно удовлетворено судом на сумму 86293134,75 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 мая 2017 года по делу N А12-72603/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-72603/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области
Ответчик: МУП "ГОРОДСКОЙ ВОДОКАНАЛ Г. ВОЛГОГРАДА"
Третье лицо: Администрация Волгограда, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20451/2022
27.12.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11101/2021
19.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7245/17
04.05.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-72603/16
27.04.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-72603/16