Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф08-2554/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2018 г. |
дело N А32-34777/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Н.В. Нарышкиной, Е.А. Маштаковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу N А32-34777/2017
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ОГРН 1062308024371, ИНН 2308120713)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тамань Спецстрой" (ОГРН 1052329072070, ИНН 2352037542)
о взыскании суммы субсидии
принятое в составе судьи Дуб С.Н.
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к к обществу с ограниченной ответственностью "ТаманьСпецстрой" о взыскании 264 917 руб. суммы субсидии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что не предоставление отчетности является нарушением условия о предоставлении субсидии, поэтому субсидия подлежит возвращению в бюджет Краснодарского края.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2014 года ответчик обратился в уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), и предоставил документы по договорам финансовой аренды (лизинга):
1) от 28.01.2014 N АХЭЛ/Крд-47853, заключенному с ООО "Элемент Лизинг";
2) от 01.08.2014 N АХЭЛ/Крд-443603, заключенному с ООО "Элемент Лизинг".
Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
Истец и ответчик заключили договор от 23.12.2014 N 103/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на оплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 446 889 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 390695 от 29.12.2014).
Между истцом и ответчиком заключен договор субсидирования, согласно пункту 4.2 которого ответчик принял на себя обязательство по предоставлению отчетной документации, аналогичной установленной приказом Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167.
Истец полагает, что договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования.
Согласно представленному ответчиком графику лизинговых платежей (приложение N 3) срок действия договора финансовой аренды (лизинга) от 28.01.2017 N АХЭЛ/Крд-47853 завершен 03.02.2017.
Поскольку по истечении 30 дней с момента окончания договора финансовой аренды (лизинга) от 28.01.2017 N АХ ЭЛ/Крд-47853 отчетность, а именно: документы, подтверждающие переход права собственности на предмет лизинга, в Уполномоченный орган не поступили, истец направил ответчику уведомление от 12.05.2017 N 333-2954/17-03-03, в котором указал о необходимости вернуть субсидию в краевой бюджет в связи с нарушением условия ее предоставления.
В ответ на указанное уведомление ответчик направил истцу письмо от 07.06.2017 N 26 (вх. N В-333/6051-08.06.17) с приложением копий следующих документов:
- договора купли-продажи транспортного средства от 24.10.2016 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ;
- акта приема-передачи автотранспортных средств от 24.10.2016 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ;
- соглашения о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 28.01.2014 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВ//З;
- акта возврата от 24.10.2016 к договору финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 28.01.2014 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ 28.01.2014 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ;
- паспорта самоходной машины и других видов техники ТТ 280376;
- свидетельства о регистрации машины СЕ 1377744;
- описи вложения в письмо заказное и почтовой квитанции.
В письме ответчик указал, что договор финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 28.01.2014 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ был расторгнут досрочно в связи с выкупом автотранспортного средства по договору купли-продажи транспортного средства от 24.10.2016 N АХЭЛ/Крд-47853/ДВДЗ и что соответствующие документы, подтверждающие переход права собственности на предмет лизинга, были направлены в департамент 08.11.2016, то есть с соблюдением установленных сроков, что подтверждается представленной копией описи вложения в заказное письмо.
Как указывает истец в иске, отчетность, направленная ответчиком 08.11.2016, в департамент не поступила.
Истец полагает, что ответчик не обеспечил своевременное предоставление в департамент отчетности, что повлекло за собой нарушение пункта 1.11.1 Порядка субсидирования, пункта 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, пункта 4.2 договора субсидирования.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Довод апелляционной жалобы о том, что не предоставление отчетности является нарушением условия о предоставлении субсидии, поэтому субсидия подлежит возвращению в бюджет Краснодарского края, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования. Как видно Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
- копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; - копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
- копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
- копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
- копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования:
- срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
- в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в Уполномоченный орган. Согласно пункту 1.4 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 отчетность, указанная в пунктах 1.2, 1.3, предоставляется в Уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Подтверждение указанных обстоятельств из материалов дела и доводов истца не подтверждается.
Как следует из материалов дела, отчетность в соответствии с п. 4.7 договора лизинга была направлена в департамент в установленный договором срок, а именно: 08.11.2016. Ответчик заказным письмом направил документы, что подтверждается копией квитанция серии 353541-71 N 003389 от 08.11.2016 и описью вложения заказного письма от 08.11.2016, проверенные, подписанные и заверенные печатью почтового отделения связи и подписью сотрудника ОПС (т.1 л.д.63).
Ввиду того, что договор купли-продажи лизингового имущества заключен 24.10.2016, а ответчик необходимые документы направил истцу спустя 15 дней после получения имущества в собственность - условия договора N 103/14С о сроках направления отчетной документации ответчиком соблюдены.
Получив претензионное письмо от 12.05.2017 о возврате средств в краевой бюджет, ответчик, предоставил копии документов об отправке и информацию о своевременном исполнении условий договора.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что непредставление обществом установленной договором отчетности не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Из предоставленных истцом в материалы дела документов, а также исходя из предоставленных обществом в материалы дела доказательств следует, что ответчик является лицом, имеющим право на получение субсидии.
Ответчиком представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), а именно: платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на спорное транспортное средство (т.1 л.д. 65-75).
Таким образом, субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на оплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению. Обстоятельств, подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдачи субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судами не установлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований департамента о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 264 917 руб. судом обоснованно отказано.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453 и постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа: от 12.09.2016 по делу N A32-28228/2015, от 18.05.2017 по делу N А32-22257/2016.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Заявитель апелляционной жалобы освобожден от оплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу N А32-34777/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34777/2017
Истец: Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО Тамань Спецстрой