Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2018 г. N Ф06-32370/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А65-24076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан - Шигабиев Р.Р., доверенность от 07.04.2017 г.,
от ООО "АвтоЗапчасть КАМАЗ" - Свиридова С.А., доверенность от 01.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-24076/2017 (судья Гилялов И.Т.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоЗапчасть КАМАЗ",
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоЗапчасть КАМАЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан о признании недействительным решения N 224 от 07.02.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "АвтоЗапчасть КАМАЗ" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители общества с ограниченной ответственностью "АвтоЗапчасть КАМАЗ" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основе представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой составлен акт налоговой проверки N 1359 от 18.07.2016 г.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов налоговой проверки, а также документов, полученных по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, начальником инспекции вынесено решение N 224 от 07.02.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5 484 330 руб., начислены пени в размере 432 969,74 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 074 614 рублей.
Обществом на данное решение инспекции в Управление ФНС России по Республике Татарстан подана апелляционная жалоба, которая решением данного вышестоящего налогового органа от 02.05.2017 N 2.14-0-18/012692@ оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 224 от 07.02.2017 г., общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований общество указывает на наличие оборудования, постановку его на учет по счету 41, на предъявление надлежащим образом оформленного счета-фактуры, на выполнение надлежащим образом условий применения налоговых вычетов в соответствии с требованиями положений статей 171, 172 НК РФ.
Возражая относительно заявленных требований, налоговый орган обосновывает свою позицию неправомерностью применения налогоплательщиком налогового вычета по приобретенному у контрагента ООО "Торгснаб" оборудования, получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно статье 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам согласно п. 2 данной статьи подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении, в том числе, товаров (работ, услуг), в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 данного Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, установленных упомянутой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 статьи 169 НК РФ основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура. В соответствии с п. 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 53) разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 также разъяснено, что доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды должны рассматриваться в совокупности и взаимосвязи, причем оценке подлежит также и деятельность всех участников хозяйственных операций.
Согласно пунктам 3 и 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также, если налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2010 N 15574/09 и от 20.04.2010 N18162/09).
В определении от 16.11.2006 N 467-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.).
В обоснование своих выводов о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды, создания им видимости формального соблюдения требований законодательства с целью получения налоговой выгоды, налоговый орган ссылается на выявленные им несоответствия условий договора поставки и его исполнения:
- налогоплательщиком не представлены конструкторская и техническая документация, копии паспортов качества/безопасности, сертификатов или деклараций соответствия;
- неоплата налогоплательщиком товара в течение 30 календарных дней с даты поступления товара и подписания товарной накладной (с 30.03.2016);
- не представлены акты о выполнении работ по установке, монтированию, шефмонтажу, пусконаладочным работам и т.п.;
- не представлены путевые листы, товарно-транспортные накладные, доверенности на получение товара, отсутствуют перечисления ООО "Торгснаб" за аренду складских помещений;
- из расчетного счета ООО "Торгснаб" следует, что налогоплательщиком своевременная оплата товара не произведена, поступления пеней по просрочкам платежей за товар отсутствуют;
- у ООО "Торгснаб" отсутствуют в собственности имущество и транспорт, среднеспитсочная численность 1 чел., массовый адрес регистрации, сумма уплаченных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней минимальны.
Также налоговым органом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля проведен осмотр спорного оборудования, рассмотрены представленные налогоплательщиком документы на оборудование, в том числе, сертификат соответствия, было выявлено нарушение налогоплательщиком порядка принятия товара на учет ввиду получения им последней 17-й части комплекта оборудования 31.05.2016, а также неподтверждение факта появления (производства) иностранного оборудования исходя из ответов ООО "Стройинвест", согласно которым данная организация с налогоплательщиком и ООО "Торгснаб" не имела финансово-хозяйственных отношений, что компрессорные установки "GUBOGAS" (составная часть оборудования) с серийными номерами С000552, С000682 ООО "Стройинвест" не приобретались и в Россию не завозились.
Суд первой инстанции правомерно посчитал доводы налогового органа не свидетельствующими о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды.
Из материалов дела следует, что между ООО "Торгснаб" (поставщик) и заявителем (покупатель) 11.03.16 заключен договор поставки N 301-15/N 105-16 (далее по тексту - договор поставки). В рамках данного договора поставщик обязуется передать в собственность покупателю одну единицу блока КПГ и произвести шефмонтаж и пусконаладочные работы. По условиям договора стоимость товара и стоимость работ составляет 35 952 830 рублей в том числе НДС 5 484 330 рублей.
В соответствии с п. 1.2 договора поставки технические характеристики товара представлены в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью данного договора. Согласно приложению N 1 к договору поставки приобретенный обществом блок КПГ состоит из 17 составляющих (компонентов). Последним, 17 компонентом блока КПГ, является установка осушки газа, производительностью 1000 нм3/ч, рабочее давление 250 кг/см2.
Из материалов дела следует, что факт поступления товара на склад заявителя налоговым органом не оспаривается, более того, подтверждается соответствующим протоколом налогового органа об осмотре складских помещений налогоплательщика, и получил отражение в решении налогового органа.
Заявителем представлены документы, подтверждающие получение товара от поставщика, ссылка на доверенность содержится в товарной накладной от 17.03.2016, оплату заявителем приобретенного спорного товара. Имеющиеся документы, а также переписка с ООО "Газпром трансгаз Югорск", поиск поставщиков оборудования, представленные в налоговый орган заявителем, подтверждают, что последний осуществлял реальную деятельность, направленную на получение дохода, произвел экономически оправданные затраты, выраженные в денежной форме и оформленные платежными документами.
Суд с учетом представленных в материалы дела доказательств обоснованно посчитал, что целью заключения заявителем договора поставки с ООО "Торгснаб" являлось приобретение товара для перепродажи, что является одним из видов деятельности общества, и не противоречит действующему гражданскому и налоговому законодательству Российской Федерации.
Довод налогового органа о недобросовестности контрагента и непроявлении заявителем должной степени осмотрительности при выборе контрагента судом первой инстанции правомерно отклонен, как не свидетельствующий о недобросовестности заявителя, так как подобный довод должен быть основан на объективной информации, бесспорно подтверждающей, что его действия не имели разумной хозяйственной цели, а были направлены исключительно на создание необоснованных налоговых последствий. Таких доказательств налоговым органом не представлено, выводы налогового органа в данном случае основываются на предположениях. Данные выводы опровергаются также исчислением и уплатой ООО "Торгснаб" налога на прибыль за 1 квартал 2016 года, что налоговым органом не опровергнуто. Доказательств взаимосвязи заявителя с поставщиком ответчиком также не представлено.
Выявленные налоговым органом несоответствия условий договора поставки и его исполнения не свидетельствуют ни о несогласованности сторонами договора существенных условий данного договора поставки, что свидетельствовало бы о незаключенности означенного договора, ни и о его ничтожности. Указанный договор поставки не был признан судом недействительным, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исполнение договора с нарушениями его условий (при их наличии), в частности, по своевременности оплаты товара, по выполнению сопутствующих поставке работ, является основанием для применения к виновной стороне мер гражданско-правовой ответственности, но не является основанием для вывода об отсутствии факта исполнения данного договора как такового в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, тем более НДС в спорной сумме был предъявлен заявителю в сете-фактуре N 21 от 17.03.2016 безотносительно выполнения сопутствующих работ и их выделения отдельной строкой.
Суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным довод заявителя об ошибочности позиции налогового органа об отсутствии у заявителя лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов ввиду приобретения заявителем данного обрудования для перепродажи, что не предусматривает как запуск заявителем данного оборудования, так и его эксплуатацию.
Доводы налогового органа о нарушении заявителем порядка принятия товара на учет и неподтверждении факта появления (производства) иностранного оборудования суд первой инстанции также обоснованно посчитал ошибочными.
Согласно п. 4.5 договора право собственности на товар происходит в момент передачи товара покупателю и подписания уполномоченным лицом отгрузочно-сопроводительных документов.
Обществом товарная накладная о приеме товара по рассматриваемому договору подписана 17.03.2016, следовательно, отгрузка товара от поставщика в адрес покупателя и переход права собственности на данное оборудование произошли 17.03.2016. Подписание обществом данной товарной накладной (на полную стоимость товара) является основанием для принятия данного товара к учету по стоимости, отраженной в товарной накладной.
Следовательно, заявитель с 17.03.2016 уже являлся собственником спорного оборудования, в связи с чем получение им 31.05.2016 со склада ООО "Сервис", которое в свою очередь реализовало данное оборудование ООО "Торгснаб", одной из составных частей принадлежащего заявителю оборудования не свидетельствует, что данная составная часть была приобретена и принята к учету 31.05.2016, а лишь подтверждает, что часть принадлежащего заявителю с 17.03.2016 оборудования хранилась вне места нахождения заявителя.
Согласно выставленному в адрес общества требования о представлении документов N 20775 от 09.09.2016 налоговым органом были дополнительно получены документы по приобретенному у ООО "Торгснаб" блока КПГ, в том числе сертификат соответствия N ТС RU С-IТ.АЯ45.В.00072 (серия RU N 0036650) на оборудование иностранного производства "GUBOGAS" (фирма МТМ Srl., Италия). Заявителем сертификации ввозимого товара является ООО "СтройИнвест" (официальный представитель "GUBOGAS" на территории России").
Довод налогового органа о неподтверждении факта появления (производства) иностранного оборудования со ссылкой на ответы ООО "Стройинвест" судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку то обстоятельство, что данная организация с налогоплательщиком и ООО "Торгснаб" не имела финансово-хозяйственных отношений, не свидетельствует, что ООО "Стройинвест" не имела финансово-хозяйственных отношений с иными организациями, у которых ООО "Торгснаб" могло приобрести спорное оборудование.
Возможность ввоза и реализации не территории Российской Федерации компрессорные установки "GUBOGAS", входящих в состав спорного оборудования, иными лицами кроме ООО "Стройинвест", налоговым органом не опровергнута, тем более, что нахождение у заявителя компрессорной установки "GUBOGAS" с серийным номером С000682, которую ООО "Стройинвест" в Российскую Федерацию не ввозило, подтверждено самим налоговым органом в ходе осмотра, а также фирмой МТМ Srl., Италия, - производителем данных установок.
При анализе фотографий, содержащихся на представленном заявителем USB-флеш-накопителе и на представленном ответчиком CD-R диске, установлено что спорное оборудование содержит номер С000682, что соответствует серийному номеру оборудования, изготовленного производителем данного оборудования. При таких обстоятельствах доводы налогового органа о несоответствии серийных номеров спорного оборудования опровергаются материалами дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем представлены в налоговый орган все надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды. Требование же налогового органа о необходимости представления в подтверждение правомерности вычета по налогу на добавленную стоимость конструкторской и технической документации, копий паспортов качества/безопасности, не основано на требованиях налогового законодательства и непредставление данных документов налогоплательщиком о необоснованности налоговой выгоды свидетельствовать не может.
В свою очередь, налоговый орган не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о недостоверности поступивших от заявителя документов.
Надлежащих доказательств несовершения заявителем хозяйственной операции, в связи с которой заявлено право на налоговый вычет, равно как и того, что данная операция для целей налогообложения учтена заявителем не в соответствии с ее действительным экономическим смыслом, не обусловлена разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), что налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, налоговым органом в материалы дела также не представлено.
Учитывая, что заявитель приобрел товар для перепродажи и представил первичные документы, касающиеся взаимоотношений со спорным контрагентом, что сведения, указанные в данных документах, являются достоверными, а также что товар, фактически присутствовавший на складе заявителя, на основании надлежащим образом оформленных первичных документов принят к учету (отражен на счетах бухгалтерского учета), требования установленные статьями 169, 171, 172, 252 НК РФ необходимые для предъявления к вычету сумм НДС заявителем выполнены.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ налогового органа в применении заявителем вычета по НДС и доначисление в связи с эти налогоплательщику соответствующих сумм налога, пени, привлечения его к налоговой ответственности является неправомерным, оспариваемое решение не соответствует требованиям НК РФ, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-24076/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24076/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2018 г. N Ф06-32370/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АвтоЗапчасть КАМАЗ", г. Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны, г.Набережные Челны