г. Москва |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А40-143925/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Раджабовой М.Д. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Головкина А.А.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2017 по делу N А40-143925/17, принятое судьей Паршуковой О.Ю.(140-1828)
по заявлению ИП Головкина А.А.
к ИФНС России N 43 по г. Москве
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Горкин Н.В. по дов. от 09.01.2018 г. |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Головикн Антон Алексеевич обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г.Москве (Налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным требования от 17.05.2017 N 88863.
Решением суда от 18.10.2017 ИП Головкину Антону Алексеевичу в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 налоговым органом были выявлены противоречия в представленных документах, о чем сообщено налогоплательщику письмом N 88863 от 17.05.2017 направленным по почте.
В данном сообщении налоговый орган предложил налогоплательщику представить платежные документы, оформленные в 2016, подтверждающие оплату страховых платежей в 2016 и соответствующие строке 143 налоговой декларации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
Пунктом 2.7 приказа ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ (ред. от 04.04.2017) "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" утвержден перечень документов направляемых налоговым органом по ТКС налогоплательщику: справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (справка о состоянии расчетов). Формы и форматы документа утверждены приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@; (в ред. Приказа ФНС России от 04.04.2017 N ММВ-7-6/283@) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - справка об исполнении обязанности). Форма и формат документа утверждены приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@; (в ред. Приказа ФНС России от 04.04.2017 N ММВ-7-6/283@) выписка операций по расчетам с бюджетом (выписка). Форма документа приведена в приложении N 4 к Методическим рекомендациям; перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году (перечень). Форма документа приведена в приложении N 5 к Методическим рекомендациям; акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (акт сверки). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, формат документа утвержден приказом ФНС России от 04.10.2010 N ММВ-7-6/476@ (в ред. Приказа ФНС России от 04.04.2017 N ММВ-7-6/283@).
Обязанность по направлению требования по ТКС с целью получения пояснений от налогоплательщика у налогового органа отсутствует.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщик обязан: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые), периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ); 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и другие обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик в силу пункта 4 статьи 88 НК РФ, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.
При этом, пунктом 7 статьи 88 НК РФ прямо установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом (исключение сделано только для деклараций по НДС, в которых заявлено возмещение, деклараций, в которых заявлена льгота и деклараций по налогам, связанным с использованием природных ресурсов).
Как правильно указал суд первой инстанции, инспекцией вышеуказанное требование, направлено в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ никаким образом само по себе не нарушало и не могло нарушать права налогоплательщика, поскольку содержало предложение (не обязательное для исполнение требование) представить определенные документы, отсутствие его исполнения, в силу статьи 88, 93 и 126 НК РФ не могли повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия, в том числе не могли повлечь привлечение его к ответственности за отказ или не представление документов.
Довод налогоплательщика о незаконности сообщения в виду отсутствия в нем подробной расшифровки документов, которые необходимо представить в Инспекцию, несостоятелен, поскольку в требовании N 88863 от 17.05.2017 указано на необходимость представить платежные документы, оформленные в 2016, подтверждающие оплату страховых платежей в 2016 и соответствующие строке 143 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016.
Таким образом, оспариваемое сообщение, направленное налоговый органом в ходе проведения камеральной проверки декларации по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 само по себе не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика, поскольку право на вынесение такого сообщения предоставлено налоговому органу статьей 88 НК РФ, само сообщение не содержит властных предписаний и не налагает ответственность за неисполнение, соответственно, требование налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы 18.10.2017 по делу N А40-143925/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143925/2017
Истец: Головкин Антон Алексеевич
Ответчик: ИФНС России N 43 по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФНС России по г. Москве