Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2018 г. N Ф05-5225/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А41-915/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Немчиновой М.А., Коновалова С.А.,
судей: при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - представитель не явился, извещен,
от ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания" - Шаталов, представитель по протоколу N 1 от 25.09.2016,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Лужаков Р.Г., представитель по доверенности от 09.01.2018 г.,
от Администрации городского округа Красногорск -представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорская торгово-промышленная компания", на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41- 915/17, принятое судьей Ю.С.Петропавловской,
по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания", третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Красногорск, об изъятии объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к открытому акционерному обществу "Красногорская торгово-промышленная компания" (далее - ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания") с требованиями изъять для государственных нужд Московской области здание с кадастровым номером 50:11:0010306:351, площадью 119,8 кв. м. установить размер возмещения 6 697 469 (шесть миллионов шестьсот девяносто семь тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей. (т. 1 л.д. 2-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Красногорск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41- 915/17 суд изъял в пользу Российской Федерации принадлежащее на праве собственности ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания" и расположенное на земельном участке площадью 1 350 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010410:30 здание площадью 119,8 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010306:351, установил возмещение в размере рыночной стоимости здания - 6 798 000 руб., убытки в связи с изъятием - 111467 руб., всего в общей сумме 6909467 руб.. (т. 4 л.д. 155-158).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации городского округа Красногорск извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1179/57 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в Красногорском муниципальном районе Московской области" Главным управлением дорожного хозяйства издано распоряжение от 27.06.16 N 179-р, согласно которому подлежит изъятию земельный участок, площадью 1 350 кв.м с кадастровым номером 50:11:0010410:30 и расположенное на нем здание площадью 119,8 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0010306:351.
Указанные объекты расположены по адресу: Московская область, г. Красногорск. Ул. Почтовая, 16.
Данный земельный участок принадлежит ОАО "Красногорская торгово- промышленная компания", на праве аренды.
Ответчик письменно уведомлен о предстоящем изъятии, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма.
Согласно отчету от 11.08.2016 N 1664/16 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 1 350 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010410:30 составляет 15 773 869 (пятнадцать миллионов семьсот семьдесят три тысячи восемьсот шестьдесят девять) рублей.
В том числе: - рыночная стоимость земельного участка составляет 9 076 400 (девять миллионов семьдесят шесть тысяч четыреста) рублей, - рыночная стоимость здания составляет 6 325 500 (шесть миллионов триста двадцать пять тысяч пятьсот) рублей, - величина убытков в связи с изъятием составляет 371 969 (триста семьдесят одна тысяча девятьсот шестьдесят девять) рублей.
В адрес ОАО Красногорская торгово-промышленная компания" направлено уведомление с предложением, заключить соглашение о выкупе объектов недвижимого имущества, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области, что подтверждается почтовой квитанцией.
Так как соглашение ответчиком подписано не было, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции указал, что выкупная стоимость земельных участков подлежит возмещению ответчику в размере, определенном в экспертном заключении.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания"указывает на то, что решение суда первой инстанции незаконное и необоснованное.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г.), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.2 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу положений пункта 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.04.2015 года) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Рыночная стоимость земельных участков, согласно ст. 66 ЗК РФ, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно ст. 8 указанного закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции проведена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости изымаемого имущества.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы: - определить рыночную стоимость объекта недвижимого имущества, площадью 119,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Почтовая, д. 16 по состоянию на 12 июля 2017 года; - определить размер возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества по состоянию на 12 июля 2017 года.
Согласно экспертному заключению, на первый вопрос был дан ответ, что величина рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, площадью 119,8 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Почтовая, д. 16, составляет (округленно): 6 798 000 (Шесть миллионов семьсот девяносто восемь тысяч) рублей. На второй вопрос был дан ответ, что, величина убытков, причиненных изъятием земельного участка, и упущенной выгоды, составляет (округленно) 111 467 (Сто одиннадцать тысяч четыреста шестьдесят семь) рубля.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ обоснованно признано арбитражным судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Судом первой инстанции установлен факт необходимости, согласно нормам законодательства, изъятия испрашиваемого истцом земельного участка для государственных нужд, принадлежность расположенного на нем здания ответчику. Стоимость возмещения за земельный участок определена заключением проведенной оценочной экспертизы.
Указание подателя жалобы на допущенное судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушение норм процессуального права не принимается апелляционным судом в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку решение суда соответствует требованиям п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, а отсутствие в содержании решения оценки всех представленных документов и доводов ответчика, не означает, что судом согласно требованиям АПК РФ не была дана им оценка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41-915/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-915/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2018 г. N Ф05-5225/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУДХ Московской области, ООО "Аналитик-Эксперт"
Ответчик: ОАО "Красногорская торгово-промышленная компания"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО