Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2018 г. N Ф05-5744/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А40-54819/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И., судей Савенкова О.В., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыбкой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ПАО "ФСК ЕЭС", Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2017
по делу N А40-54819/17 (133-521), принятое судьей Михайловой Е.В.
по иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ИНН 3666057069, ОГРН 1023601570904)
к ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Скрынников Р.А. по доверенности от 18.10.2017
от ответчика: Лимонова Т.М. по доверенности от 05.05.2017
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о взыскании долга в размере 5 717 313, 94 рублей за период с 01.10.2012 по 31.03.2016 г., неустойки в размере 7 405 606,46 руб. за период с 26.07.2012 г. по 07.07.2017 г.
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса РФ и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком (арендатором) своих обязательств по своевременному внесению арендной платы за земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2017 г. исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца 1 855 924 руб.80 коп. основного долга за период с 20.02.2014 г. по 01.03.2014 г., в остальной части требований отказал за необоснованностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применен срок исковой давности, а выводы суда об отсутствии у ответчика задолженности за период с 01.03.2015 г. по 31.03.2016 г. являются незаконными.
Апелляционная жалоба ПАО "ФСК ЕЭС" мотивирована тем, что расчет арендной платы за период с 20.02.2014 г. по 01.03.2014 г. установлен судом на основании Постановления Администрации Воронежской области N 349, тогда как к правоотношениям сторон подлежит применению Постановление Правительства РФ N 582 и приказ Минэкономразвития N 507.
Представители истца и ответчика поддержали каждый доводы своей жалобы возражали против доводов апелляционной жалобы оппонента.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение от 19.09.2017 г. следует отменить в части взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" 1 855 924 руб.80 коп., в указанной части в удовлетворении исковых требований Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказать. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Как следует из материалов, между Главным управлением государственного имущества Воронежской области (арендодатель) и ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 521-08/гз от 26.03.2008 г. (далее по тексту - Договор), по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул. Шехерева, 16, площадью 100 592 кв.м., целевое назначение - электроподстанция "Воронежская".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, спорный участок имеет категорию земель населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации электроподстанции "Воронежская".
В силу статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Для расчета размера арендной платы истец применяет постановление администрации Воронежской области от 25.04.2008 г. N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской, области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В силу п. 2.5. указанного постановления, размер арендной платы на год за земельные участки рассчитывается по формуле:
Аг = К( х Act х К1 х К2,
где:
Аг - величина годовой арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка;
АСт - арендная ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от разрешенного (функционального) использования;
К1 - корректирующий (повышающий) коэффициент,
К2 - корректирующий (понижающий) коэффициент.
При этом, вид разрешенного использования указан в приложении N 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условия и сроках внесения арендной платы.
Согласно приложению N 2 к Положению в случаях значения удельного показателя кадастровой стоимости ниже 0,1 руб. за квадратный метр, применяется корректирующий повышающий коэффициент 10 000.
В соответствии со справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.02.2017, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 9053,28 руб.
Таким образом, как указывает истец, размер арендной платы в год в 2012- 2015 годах составлял 1 810 656,00 руб. (9 053,28* 1 * 1 *2%* 10000). Размер арендной платы в квартал составлял 452 664,00 руб. (1 810 656,00 / 4 (количество кварталов) = 452 664,00 руб.
В соответствии с кадастровым паспортом от 13.12.2016 с 01.01.2016 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 74 493 405,60 руб.
Таким образом, как полагает истец, размер арендной платы в год составляет 1 489 868,11 руб. (74 493 405,60 * 2% *1 *1). Размер арендной платы в квартал у арендатора составляет 372 467,03 руб. (1 489 868,11 / 4 (количество кварталов) = 372 467,03 руб. с 2016 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании арендной платы за период с 01.10.2012 г. по 19.02.2014 г., суд правомерно исходил из пропуска истцом срока исковой давности, поскольку исковое заявление было направлено почтой в арбитражный суд 19.02.2017 г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в отношении платежей с 20.02.2014 г. до 01.03.2014 г. в размере 1 855 924 руб.80 коп., исходил из того, что истец правомерно начислял плату в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 г. N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской, области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". А также принял во внимание вступившее в законную силу решение суда по делу N N А40-138648/13 (Арбитражный суд Московского округа от 11 мая 2017 г. по делу N А40-138648/2013), по спору между этими же сторонами, в котором дана оценка всем доводам ответчика.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее:
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила, утвержденные постановлением N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, неверен вывод суда о невозможности применения указанных ставок, поскольку к объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, а нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, на которых расположены вышеназванные объекты, являются Правила, утвержденные постановлением N 582 и Приказом Минэкономразвития N 507.
Между тем, как следует из материалов дела при расчете арендной платы истец в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 25.04.2008 г. N 349, а с 11.06.2012 г. - согласно постановлению Правительства Воронежской области от 23.05.2012 г. N 442 применял корректирующие (повышающие, поправочные) коэффициенты, что не соответствует изложенным выше нормативным правовым актам и является неправомерным.
С учетом вышеизложенного, к спорным правоотношениям за период с 20.02.2014 г. по 01.03.2014 г., подлежит применению 1,5% кадастровой стоимости (в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 507 от 22.09.2011 г.), однако, как следует из материалов дела, спорный период был оплачен ответчиком исходя из 2% от кадастровой стоимости, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии задолженности по арендной плате за спорный период.
Выводы суда о том, что следует принимать во внимание вступившее в законную силу решение суда по делу N N А40-138648/13 (АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 мая 2017 г. по делу N А40-138648/2013), являются необоснованными, поскольку судебные акты по указанному делу не являются преюдициальными и вынесены в отношении иного договора аренды и по иным основаниям.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным, доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - подлежащими отклонению как необоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, п.2 ст. 269, 271АПКРФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2017 по делу N А40-54819/17 отменить в части взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" 1 855 924 руб.80 коп., в указанной части в удовлетворении исковых требований Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54819/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2018 г. N Ф05-5744/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС"- Верхне-Донское ПМЭС