23 января 2018 г. |
А79-2505/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" (ОГРН 1032135001601, ИНН 2116520130, г. Чебоксары, ул. Калинина, д.107)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2017
по делу N А79-2505/2017,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, изложенного в сообщении от 25.12.2016,
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" - Степанова В.Т. по доверенности от 20.07.2017;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Шалагиной О.А. по доверенности от 16.11.2017 N 01/101,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Сад" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 25.12.2016 N 21/001/021/2016-2822,2824,2826, об отказе в государственной регистрации права собственности земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:124802:229, 21:21:124802:230, 21:21:123401:143, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с/п Большекатрасьское; об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки за Кооперативом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Большекатрасьское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
Решением от 11.09.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Кооператив не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 09.08.2016 Кооператив обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Большекатрасьское сельское поселение.
Сообщением от 25.12.2016 N 21/001/021/2016-2822, 2824, 2826 Управление Росреестра со ссылкой на абзацы 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) отказало в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:229, 21:21:124802:230, 21:21:123401:143, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский района, Большекатрасьское сельское поселение.
Посчитав указанное решение Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона 122-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действующей на момент обращения в регистрирующий орган) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также по требованию судебного пристава-исполнителя, и документов, необходимых для ее проведения. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая заявителю в государственной регистрации земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:124802:229, 21:21:124802:230, 21:21:123401:143, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Большекатрасьское сельское поселение, Управление Росреестра исходило из того, что представленный на государственную регистрацию протокол общего собрания Кооператива от 23.05.2015 принят его членами в количестве 5 человек, тогда как в Едином государственном реестре прав на земельный участок с кадастровым номером 21:21:000000:32 - территория единого землепользования Кооператива имеются сведения о зарегистрированных права иных членов Кооператива. При этом в соответствии с имеющимся в регистрирующем органе списком членов Кооператива их количество на момент его создания составляло 740 человек.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 109 ГК РФ (в ранее действующей редакции) решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Таким образом, представленные в регистрирующий орган списки учредителей Кооператива по состоянию на 26.03.1993, на 10.11.1995, на 03.03.1995, на 04.11.1994 не подтверждали состав учредителей Кооператива в количестве пяти человек на момент принятии решения о включении в состав неделимого фонда земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134.
В этой связи у Управления Росреестра обоснованно возникли сомнения в соблюдении кворума для принятия решения об определении состава неделимого фонда на момент его формирования.
По мнению заявителя, в соответствии с положениями Уставов Кооператива редакций 1992, 1996, 2005 годов 600 га земель, занятых многолетними насаждениями, включены в перечень объектов неделимого фонда. Составной частью указанных земель являются земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134, занятые многолетними насаждениями, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет.
Оценив данную позицию, суд признал ее несостоятельной.
В пункте 6.1 Устава Кооператива в редакции 1992 года имелось указание о создании неделимого фонда предприятия, в составе которого были указаны в том числе многолетние насаждения.
Однако согласно пункту 4.2 Уставов Кооператива от 30.01.1996 и от 04.07.2005 в состав неделимого фонда входят в числе прочего имущества многолетние насаждения площадью 600 га, расположенные возле деревень Сархорн, Василькасы, Большие Катраси Чебоксарского района, возле улиц Заовражная, Чандровская, Фермская, Б.Хмельницкого г. Чебоксары, в соответствии с государственным актом N 180, выданным Кооперативу на основании постановления главы администрации Чебоксарского района от 21.12.1993 N 523.
Таким образом, как верно указал суд, Уставы Кооператива не позволяют определить, входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134 в состав неделимого фонда Кооператива.
Какие-либо иные документы, подтверждающие, что спорные участки расположены в составе земельного массива, который при преобразовании совхоза "Чебоксарский" в Кооператив представлял собой сельскохозяйственные угодья в виде многолетних насаждений, при обращении в регистрирующий орган у Кооператива отсутствовали.
В Управление Росреестра заявителем также был представлен акт, подписанный представителями администрации Большекатрасьского сельского поселения, Россельхознадзора по Чувашской Республике, межевой организации ООО "Земля", который, по его мнению, подтверждает, что спорные земельные участки заняты многолетними насаждениями. Кооперативом также было представлено постановление администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района от 13.05.2015 N 43 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики".
Вместе с тем, как верно отметил суд, указанный акт обследования не имеет правового значения для подтверждения наличия права собственности Кооператива и не свидетельствует, что осмотренные земельные участки вошли в состав земель, которые при преобразовании совхоза "Чебоксарский" в Кооператив представляли собой сельхозугодья в виде многолетних насаждений, и были включены в неделимый фонд Кооператива.
Кроме того, суд установил, что нарушен порядок образования вышеуказанных земельных участков. Так, правовых оснований образования заявителем спорных земельных участков из неделимого фонда на основании представленной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, утвержденной постановлением администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района от 13.05.2015 N 43, не имелось.
В соответствии с пунктами 3, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Однако согласно плану земель сельскохозяйственного производственного предприятия - кооператив "Сад" Чебоксарского района, утвержденному постановлением главы администрации Чебоксарского района от 21.12.1993 N 523, земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134 расположены на землях территории единого землепользования - Кооператива и относятся к землям коллективно-совместной собственности.
Таким образом, у администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района отсутствовали правовые основания на образование и распоряжение земельными участками с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229,21:21:123401:134.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Следовательно, как верно указал суд, образование земельных участков из земель, переданных в коллективно-долевую собственность при приватизации сельскохозяйственных угодий, не может осуществляться на основании представленных в материалы дела протокола общего собрания членов Кооператива от 23.05.2015, схемы расположения земельных участков, утвержденной постановлением администрации Большекатрасьского сельского поселения от 13.05.2015 N 43.
Заявитель также ссылается на то, что в Управление Росреестра были представлены решения Чебоксарского районного суда, согласно мотивировочной части которых земельные участки площадью 600 га, занятые многолетними насаждениями, надлежащим образом включены в состав объектов неделимого фонда и являются собственностью Кооператива.
Вместе с тем изучение судом указанных решений показало отсутствие в них вывода о том, что спорные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134 входят в состав неделимого фонда Кооператива.
Таким образом, суд обоснованно согласился с выводом Управления Росреестра о том, что представленные заявителем документы не подтверждают, что именно спорные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134 входят в состав неделимого фонда Кооператива, то есть именно они являются частью 600 га многолетних насаждений.
Заявитель также достоверно не подтвердил, что это именно те земельные участки, которые были заняты многолетними насаждениями 25 лет тому назад, поскольку за это время расположение многолетних насаждений на общем участке 2441 га могло измениться.
В судебном заседании арбитражного суда первой инстанции глава Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики также не смог подтвердить, что осмотренные им с представителями Кооператива земельные участки имеют кадастровые номера 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134.
С учетом установленных обстоятельств у регистрирующего органа имелись основания для отказа Кооперативу в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:124802:230, 21:21:124802:229, 21:21:123401:134.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Кооперативом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кооператива по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2017 по делу N А79-2505/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Сад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2505/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2018 г. N Ф01-1611/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: сельскохозяйственный "Сад"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Большекатрасьское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики, СХПК "Сад", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии"