Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф01-1492/18 настоящее постановление оставлено без изменения
22 января 2018 г. |
А38-7553/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2017
по делу N А38-7553/2017,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24.05.2017 N 7,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл - Боева О.Л. по доверенности от 25.09.2017 N 14-14-16/1702 сроком действия до 31.12.2019,
и установил:
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее - Казначейство, орган бюджетного надзора) от 24.05.2017 N 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дом мечты" (далее - ООО "Дом мечты") и Отдел капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район" (далее - Отдел капстроительства).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Министерство настаивает на том, что в его действиях отсутствует нарушение положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку им не допущено нарушение принципа эффективности использования средств федерального бюджета в рамках исполнения Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16, заключенного с Правительством Республики Марий Эл.
Министерство ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Казначейство в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, что в период с 06.03.2017 по 17.04.2017 в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 02.03.2017 N 58, пунктом 21 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, пунктом 4 Плана контрольных мероприятий Казначейства на 2017 год его уполномоченные специалисты провели выездную проверку соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2016 году.
В ходе проверки Казначейство выявило нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, пункта 32 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Приложение N 8 к ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика"); пункта 4.1 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16, что выразилось в неэффективном расходовании средств республиканского бюджета, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, в сумме 1 061 790 руб. 42 коп. в связи с невыполнением показателя результативности использования субсидии "Количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе" по подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" по мероприятию "Оснащение бизнес-инкубатора в пос. Медведево".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.04.2017.
24.05.2017 по результатам проверки УФК по РМЭ выдало предписание N 7, которым обязало Министерство в срок до 01.07.2017 принять меры по устранению выявленного нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашения о предоставлении средств из бюджета и обеспечению возврата в доход федерального бюджета средства в размере 1 061 790 руб. 42 коп. О результатах исполнения представления информировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения предписания.
Посчитав предписание Казначейства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, от 30.09.2014 N 999 и исходил из того, что орган бюджетного надзора доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Пункт 4.3 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Приложение N 8 к ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика") (далее - Правила N 316), в силу пункта 4 которых
бизнес-инкубатор - инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, созданная в форме организации в целях поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999), пункт 8 которых в качестве условий предоставления и расходования субсидий правилами предоставления субсидий предусматривают, в том числе, возврат субъектом РФ средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил.
Согласно пунктам 9 и 10 Правил N 999, пункту 38 Правил N 316 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения. Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами предоставления субсидий, должно, кроме прочего, содержать: значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению (подпункт "б" пункта 10 Правил N 999, подпункт "ж" пункта 38 Правил N 316), последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии (подпункт "к" пункта 10 Правил N 999, подпункт "к" пункта 38 Правил N 316), ответственность сторон за нарушение условий соглашения (подпункт "л" пункта 10 Правил N 999, подпункт "и" пункта 38 Правил N 316).
Исходя из подпункта "б" пункта 61 Правил N 316 специальным показателем результативности использования субсидии в рамках реализации мероприятия по созданию и (или) развитию бизнес-инкубатора (за исключением капитального ремонта) является количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе.
В случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии и до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 01 июня текущего финансового года определяется по формуле, предусмотренной пунктом 32 Правил N 316.
Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 16 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 20 Правил N 999, пункт 36 Правил N 316).
В силу пункта 22 Правил N 999 в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 24 Правил N 999, пункт 49 Правил N 316).
Установлено по делу, что 14.07.2016 Министерство и Правительство Республики Марий Эл заключили соглашение N 089-БИ-16, по условиям которого республиканскому бюджету Республики Марий Эл предоставляется субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ГП РМЭ "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 N 326, в размере 9 500 000 руб. на реализацию мероприятия по оснащению бизнес-инкубатора в пос. Медведево.
Согласно пункту 2.2.3 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16 Министерство определено уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития и торговли РФ по реализации мероприятия, на реализацию которого выделяется федеральная субсидия.
В качестве показателя результативности использования субсидии по реализуемому мероприятию определено количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, ед. - 21 (подпункт "в" пункта 2.2.4 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16).
На основании пункта 4.1 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16, в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года средств в размере, рассчитанном по формуле в соответствии с пунктом 32 Правил N 316.
Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего соглашения, является исключительно документальное подтверждение наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. Не являются обстоятельством непреодолимой силы действия третьих лиц, не выполняющих какие-либо обязательства перед стороной, если данное обстоятельство (действия, бездействие третьих лиц) влияет на исполнение обязательств одной стороной перед другой (пункты 4.3, 6.1 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16).
Государственная программа Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 N 326.
Ответственным исполнителем указанной государственной программы является Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе по мероприятию создания и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, бизнес-инкубаторов подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" - строительство и оснащение административного здания бизнес-инкубатора в пгт. Медведево.
Министерство экономического развития и торговли РФ на счет Министерства финансов РМЭ, открытый в органе федерального казначейства, перечислило средства федерального бюджета на общую сумму 8 494 323 руб. 38 коп. платежными поручениями от 22.12.2016 N 213586, от 26.12.2016 N 229371.
Министерство на основании заявок на кассовых расход от 20.12.2016 N 00000896, от 23.12.2016 N 00000908 перечислило на счет ОКС Медведевского муниципального района средства 8 494 323 руб. 38 коп. по коду 840-0412-1230551110-522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", источником которых являлась субсидия из федерального бюджета, предоставленная по коду 139-0412-1520151110522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", за оснащение бизнес-инкубатора в пгт. Медведево.
18.07.2016 ОКС МО "Медведевский муниципальный район" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию бизнес-инкубатора по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а".
14.11.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности МО "Медведевский муниципальный район" на здание бизнес-инкубатора площадью 1 061,9 кв.м, по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а".
29.12.2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Медведевский муниципальный район" (ссудодатель) и ООО "Дом мечты" (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования имуществом N 12, по условиям которого нежилое здание бизнес-инкубатора по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" передается в безвозмездное пользование ссудополучателю сроком на пять лет, с 29.12.2016 по 28.12.2021.
По договору ответственного хранения от 09.01.2017 N 01/17, заключенному между КУМИ администрации Медведевского муниципального района (поклажедатель) и ООО "Дом мечты" (хранитель), на ответственное хранение последнего передано движимое имущество в количестве 1 091 шт. на сумму 8 994 323 руб. 38 коп., расположенное по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а".
29.12.2016 ООО "Дом мечты" (арендодатель) без проведения конкурсных и иных закупочных процедур заключило однотипные договоры аренды нежилого помещения, по условиям которых арендодатель сдает в аренду нежилые помещения под офис в здании бизнес-инкубатора по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а". Передача помещений осуществляется при подписании договора, который имеет силу акта приема-передачи (пункт 1.2 договора).
Согласно пунктам 3.1, 4.1 договоры заключаются на льготных условиях - являются безвозмездными до проведения конкурса на помещения. Договоры являются срочными, действуют один месяц до проведения конкурса на помещения. После проведения конкурса договоры на помещения заключаются с победившей организацией.
В силу пункта 5.1 договоров они прекращают свое действие: по окончании срока, указанного в пункте 4.1.
Согласно представленному ООО "Дом мечты" перечню арендаторов помещений в бизнес-инкубаторе по состоянию на 29.12.2016, данные договоры заключены с субъектами предпринимательства: ИП Мамаевой Т.А., ООО "Тесла", ООО "Марианна", ООО "Галактика", ИП Коптяковой О.С., ИП Журавлевой О.А., ИП Коряковой С.Ю., ИП Шмаковой А.Г., ООО "Триумф", ИП Сафиной Е.В., ИП Москвичевой Т.С., ИП Толстиковой О.Л., ООО "Экспертные системы", ИП Рогачевой Е.С., ООО ТЭК "Велес", ООО "Монтажстройком", ООО "Уютный дом", ООО "Мастер", ИП Мингалеевым В.Ш., ИП Пиржановой Т.В., БФ "Система справедливости", ООО "Медтехпроект", ООО "Инженергрупп".
Письмом от 09.01.2017 N 1701/И ООО "Дом мечты" информировало администрацию МО "Медведевский муниципальный район" о размещении в бизнес-инкубаторе "Медведевский" субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2017 в количестве 23.
В Министерство представлен отчет о достижении значений показателей результативности по мероприятию "Оснащение бизнес-инкубатора в пос. Медведево" по состоянию на 01.01.2017 с отражением в нем сведений о полном исполнении показателей результативности по Соглашению от 14.07.2016 N 089-БИ-16.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 29.01.2017, на основании пункта 4.1 заключенные с субъектами предпринимательства договоры от 29.12.2016 расторгнуты в связи с истечением месячного срока действия договоров.
По состоянию на 01.04.2017 и дату проведения осмотра (17.04.2017) договоры аренды помещений в бизнес-инкубаторе имелись только у 10 субъектов предпринимательства.
Материалами дела подтверждается, что заключенные с вышеуказанными субъектами предпринимательства договоры аренды помещений в здании адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а", свидетельствуют лишь о намерении арендовать помещения. Фактически организации и предприниматели были зарегистрированы и располагались по иным адресам и никогда не пользовались помещениями в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево.
Рассматриваемые договоры аренды помещений были заключены по просьбе сотрудников бизнес-инкубатора, расположенного в пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а", и не сопровождались реальным предоставлением в пользование арендаторам помещений в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево, подачей соискателями заявок и участием в конкурсных процедурах на право заключить договоры аренды.
Доказательства, на которые ссылается Казначейство и суд первой инстанции, получены сотрудниками УФСБ России по Республике Марий Эл на законном основании и в рамках предоставленных им полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий; их достоверность в установленном законом порядке не опровергнута Министерством, ООО "Дом мечты" и Отделом капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район".
Отраженный в перечне Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Система справедливости" является некоммерческой организацией и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, учитываемым при определении показателя результативности по Соглашению от 14.07.2016 N 089-БИ-16.
Из вышеизложенного следует, что шесть из двадцати трех субъектов предпринимательства, с которыми 29.12.2016 были заключены договоры аренды, отрицают реальное предоставление им по этим договорам помещений в бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а", и как следствие, свое размещение в нем. Одна организация не соответствует признакам субьекта малого и среднего бизнеса, которому причитается государственная поддержка.
При этих обстоятельствах Казначейство пришло к обоснованному заключению о том, что оформление 29.12.2016 договоров аренды на непродолжительный срок, совпадающий с отчетной датой (31.12.2016), их расторжение ООО "Дом мечты" 29.01.2017 в одностороннем порядке без реального предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства помещений в бизнес-инкубаторе не свидетельствует о действительном и надлежащем выполнении показателя результативности использования средств поддержки из федерального бюджета.
Из представленных в материалы дела акта осмотра от 12.04.2017 и заключения о результатах обследования от 17.04.2017 следует, что в здании бизнес-инкубатора пгт. Медведево размещено 10 субъектов малого предпринимательства: ИП Коптякова О.С. "юридические услуги" (офис N 5); ИП Журавлева О.А. "кадастровые инженеры" (офис N 6); ИП Корякова С.Ю. "буфет" (офис N 7); ИП Шмакова А.Г. "детский клуб "Эрудит" (офис N 8); ИП Москвичева Т.С. "империя фитнес-клуб" (офисы N 11, 12); ООО "Экспертные системы" "экспертные системы" (офис N 13); ИП Рогачева Е.С. "центр ментальной арифметики" (офисы N 14, 16); ИП Майба Н.Е. "бизнес Марий Эл" (офис N 15); ООО "Деловой муравей", (офисы N 19, 23, 24); ООО "Моноблок", (офисы N 20-22).
По состоянию на 01.04.2017 и дату проведения осмотра действующие договоры аренды помещений в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево имелись только у 10 субъектов предпринимательства: ООО "Экспертные системы", ООО "Деловой муравей", ИП Рогачева Е.С., ИП Журавлева О.А., ИП Коптякова О.С., ИП Корякова С.Ю., ИП Шмакова А.Г., ИП Майба Н.Е., ООО "Моноблок", ИП Москвичева Т.С.
Составленный ООО "Дом мечты" перечень субъектов предпринимательства, с которыми по состоянию на 01.04.2017 имелись действующие договоры аренды, совпадает с перечнем лиц, размещение которых установлено органом бюджетного надзора.
Дополнительно по договору от 01.06.2017 в бизнес-инкубаторе размещена ИП Маркова О.А., по договорам от 01.09.2017 - ИП Ласточкина Е.П., ИП Громов А.К., ИП Малышева В.В., ИП Ефремова Л.А., ООО "Кадастровый центр Марий Эл".
Проанализировав вышеизложенное суд первой инстанции пришел к заключению о том, что в период судебного разбирательства действующие договоры аренды на размещение субъектов предпринимательства в бизнес-инкубаторе имеются в отношении 16 коммерческих организаций и предпринимателей, имеющих право на получение государственной поддержки, что меньше показателя размещения (21 единица).
Согласно Правилам N 316 и Соглашению от 14.07.2016 N 089-БИ-16 на 01.04.2017 должны быть устранены нарушения обязательств по выполнению показателя результативности, по данным управляющей компании ООО "Дом мечты" и результатам осмотра действующие договора аренды на размещение субъектов малого и среднего бизнеса имелись в отношении 10 коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание аргументы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Республики Манрий Эл правомерно поддержал обоснованный вывод Казначейства о том, что по состоянию на 31.12.2016 Министерство не выполнило показатель результативности использования субсидии федерального бюджета "Количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе" (21 ед.), предусмотренный подпунктом "в" пункта 2.2.4 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16, что является нарушением пункта 32 Правил N 316, пункта 4.1 Соглашения от 14.07.2016 N 089-БИ-16.
Казначейство правомерно указало Министерству на необходимость возврата части федеральной субсидии, соответствующей значению невыполненного показателя результативности использования средств.
Исходя из установленного в ходе осмотра и подтвержденного ООО "Дом мечты" количества размещенных по состоянию на 01.04.2017 субъектов предпринимательства в 10 единиц, руководствуясь пунктом 32 Правил N 316, Казначейство произвело расчет размера федеральной субсидии, подлежащей возврату в федеральный бюджет - 1 061 790 руб. 42 коп.
Правильность расчета Министерством не опровергнута, собственный расчет не представлен, у арбитражного суда отсутствуют основания подвергать сомнению размер приведенной суммы.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что орган бюджетного надзора доказал наличие в действиях Министерства нарушений бюджетного законодательства, что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания, которое по форме и содержанию соответствует действующему законодательству и не возлагает на заявителя дополнительных, незаконных обязанностей.
Указанные в предписании Казначейства от 24.05.2017 N 7 нарушения связаны с использованием Министерством бюджетных средств, процедура проведения Казначейством проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства соблюдена.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует положениям действующего бюджетного и иного законодательства и не нарушает права и законные интересы Министерства, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Минэкономразвития РМЭ признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2017 по делу N А38-7553/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2017 по делу N А38-7553/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-7553/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф01-1492/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство экономического развития и торговли РМЭ
Ответчик: УФК по РМЭ
Третье лицо: ООО Дом Мечты, Отдел капитального строительства администрации МО Медведевский муниципальный район