Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2018 г. N Ф06-32710/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А72-6779/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.01.2018 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экопром" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.10.2017 по делу N А72-6779/2017 (судья Стародымова М.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (ОГРН 1047301011559, ИНН 7325049499) к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1107329002670, ИНН 7329002389), г.Димитровград, Ульяновская область, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (далее - ООО "Экопром") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года в сумме 9837790,76 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.10.2017 по делу N А72-6779/2017 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Экопром" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ООО "Экопром", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципе платности природопользования.
К негативному воздействию на окружающую среду, согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды, относится воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Как следует из материалов дела, ООО "Экопром" осуществляет удаление, обработку и очистку сточных вод. В результате своей деятельности ООО "Экопром" оказывает негативное воздействие на окружающую среду: осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водный объект (Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища), размещает отходы производства и потребления. Указанное подтверждается расчетами платы ООО "Экопром" за негативное воздействие на окружающую среду, разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 15.11.2012 N 406-р-12.
В связи с этим ООО "Экопром" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В представленных в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчетах платы за 2013 год ООО "Экопром" указало, что им осуществлялись, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водный объект: в пределах ПДС, ВСС, а также сверхлимитные сбросы, и рассчитало указанную плату исходя из оказываемого им негативного воздействия.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) - за сбросы загрязняющих веществ в водный объект за 1-4 кварталы 2013 года составила 10553818,12 руб.
ООО "Экопром" обязанность по внесению платы за НВОС - за сбросы загрязняющих веществ в водный объект за 1-4 кварталы 2013 года исполнило частично, размер задолженности составил 9837790,76 руб.
В расчетах платы за НВОС за 1-4 кварталы 2013 года ООО "Экопром" вышеприведенную сумму указало как сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы (1 квартал 2013 года - 2401580,31 руб., 2 квартал 2013 года - 1839796,83 руб., 3 квартал 2013 года - 2813054,66 руб., 4 квартал 2013 года - 2783358,96 руб.).
Законодательством об охране окружающей среды предусмотрена возможность вычета из суммы платы за НВОС затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 11 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Расчеты платы за НВОС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года сданы ООО "Экопром" в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области по окончании соответствующих отчетных периодов (кварталов).
Действовавшая в период сдачи расчета платы за НВОС ООО "Экопром" за 1 квартал 2013 года часть 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также предусматривала возможность уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) на величину фактически произведенных организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций затрат на реализацию природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов.
Во исполнение действовавшей в 2013 году части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-03 "О водоснабжении и водоотведении" Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 N 347 были утверждены Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий (далее - Правила N 347).
Пункт 3 Правил N 347 устанавливал, что затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.
При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, абоненты, проводящие природоохранные мероприятия, включенные в план, вычитают из рассчитанной платы за негативное воздействие на окружающую среду фактически произведенные ими затраты на реализацию природоохранных мероприятий. Вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду (пункт 5 Правил N 347).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании плана за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255). Кроме того, указанным постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 N 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий".
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что Правила N 255 применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 25 Правил N 255 из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов).
Пункт 26 Правил N 255, устанавливает, что затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Несоблюдение вышеприведенных требований указанных правил послужило основанием для отказа в удовлетворении ходатайств ООО "Экопром" о проведении корректировки платы за четыре квартала 2013 года.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "Экопром" о наличии оснований для уменьшения платы за НВОС на сумму расходов, затраченных на природоохранные мероприятия.
Довод ООО "Экопром" о применении к периоду 1 квартала 2013 года Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993, основан на ошибочном толковании норм материального права.
На момент подачи ООО "Экопром" ходатайства от 28.08.2017 о проведении корректировки размера платы за НВОС за 1 квартал 2013 года названные указания утратили силу согласно Приказу Минприроды РФ от 04.07.2014 N 302 (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.08.2014, регистрационный N 33499).
Вопрос проведения ООО "Экопром" корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года в счет проведения природоохранных мероприятий являлся предметом рассмотрения Арбитражным судом Ульяновской области в рамках дела N А72-15990/2016.
В решении Арбитражного суда Ульяновской области от 22.02.2017 по делу N А72-15990/2016, оставленном без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного суда от 28.04.2017 и Арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2017, содержится вывод о том, что размер платы за НВОС по результатам рассмотрения поданного после отмены Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993, ходатайства о корректировке размера платы за негативное воздействие на окружающую среду должен корректироваться в соответствии с новым порядком.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, невозможно применение утративших силу на момент подачи соответствующего ходатайства Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993.
Довод ООО "Экопром" о применимости к периоду 2-4 кварталы 2013 года Правил N 347 является ошибочным, поскольку на момент обращения ООО "Экопром" с ходатайством от 30.08.2017 применению при осуществлении корректировки указанной платы подлежали Правила N 255.
Довод ООО "Экопром" о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал ООО "Экопром" в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А72-14559/2017, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не влияющий на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на ООО "Экопром" расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 октября 2017 года по делу N А72-6779/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6779/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2018 г. N Ф06-32710/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЭКОПРОМ"