г. Самара |
|
24 января 2018 г. |
А65-32527/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Государственного бюджетного учреждения "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение" - представителя Аскарова Ф.Ф. (доверенность от 12.01.2018 N 2),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-32527/2017 (судья Иванов О.И.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Государственному бюджетному учреждению "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение", Республика Татарстан, Кукморский район, пгт. Кукмор,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Татарстан (далее - заявитель; Управление Роспотребнадзора по РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному бюджетному учреждению "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение" (далее - ответчик; учреждение) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года заявление удовлетворено частично, ГБУ "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и учреждению назначено наказание в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе административный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-32527/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, привлечь учреждение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на грубые допущенные учреждением нарушения лицензионных требований, а также на неправомерную переквалификацию судом совершенного учреждением правонарушения.
В материалы дела поступил отзыв учреждения на апелляционную жалобу административного органа, в котором учреждение просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-32527/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную, указывая на правильную квалификацию правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и отсутствие оснований для привлечения Общества по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, в том числе по причине истечения на настоящий момент срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с указанной нормой - ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель учреждения в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы административного органа по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-32527/2017 оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из заявления по настоящему делу, в ходе проведения сотрудником Управления Роспотребнадзора по РТ по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ от 14.08.2017 N 2902/13-п/в плановой выездной в отношении ГБУ "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение" установлено, что ГБУ, расположенном по адресу: Республика Татарстан, п.г.т. Кукмор, ул. Чернышевского, д. 4, осуществляется деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, в части выполнения диагностических исследований материала зараженного или с подозрением на зараженность микроорганизмами, гельминтами III-IV групп патогенности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которые могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников ветеринарной лаборатории, жителей п.г.т. Кукмор, а именно:
- территория, на которой расположена ветеринарная лаборатория ГБУ "Кукморское РГВО", не имеет охранную сигнализацию;
- на ветврача серолога - Харину З.А., лаборанта - Хисматуллину Р.Х., ветфельдшера - Хазиеву М.И. документы, подтверждающие наличие дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология" или "микробиология", отвечающих требованиям и характеру выполняемых работ, не представлены;
- в ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" в блоке для работы с инфицированными животными отсутствует комната для обеззараживания инвентаря;
- в ветеринарной лаборатории "Кукморское РГВО" в помещении для приема и регистрации проб, в помещении для проведения серологических исследований на стене имеются дыры, в коридоре "заразной" зоны, предбоксе для микробиологических исследований на стене щели;
- в помещениях "заразной" зоны ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" используется мебель, выполненная из древесины (столы, стулья, стеллажи), покрытие которой не гладкое, с острыми краями и шероховатостями, имеются щели, трещины, швы, также установлены стулья с мягким покрытием, в помещении для проведения серологических исследований установлены подставки под термостаты, поверхность которых не гладкая, шероховатая, с острыми краями, краска местами облупилась, имеется ржавчина;
- в ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" отсутствуют светозащитные пленки, жалюзи из материала, устойчивого к дезинфицирующим средствам, для защиты рабочих столов от попадания прямого солнечного света;
- в помещения "заразной" зоны ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" выступающие и проходящие трубы (батареи отопления) расположены в плотную к стенам, т.о. отсутствует возможность проведения их дезинфекции; в предбоксе для микробиологических исследований места ввода инженерных коммуникаций не герметичны;
- двери помещений "заразной" зоны ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" не герметичны и выполнены из материалов, не устойчивых к дезинфекционной обработке;
- приготовление дезинфицирующих средств осуществляется в моечной, специально отведенное помещение или вытяжной шкаф для приготовления дезинфицирующих средств отсутствуют;
- в ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО" отсутствует гидропульт (автомакс);
- ветеринарный фельдшер Хазиева М.И., осуществляющая обслуживание сосудов, находящихся под давлением, работает без определения полей зрения, исследования вестибулярного анализатора, аудиометрии, спирометрии, остроты зрения;
- система приточной вентиляции П2 обеспечивает подачу воздуха в коридор "чистой" зоны, в помещение для обеззараживания, предбокс для микробиологических исследований, помещение для микробиологических исследований, коридор "заразной" зоны, помещение для приема и регистрации проб, помещение для серологических исследований, т.о. боксированные помещения, микробиологические комнаты ветеринарной лаборатории не оборудованы автономной системой приточной вентиляции;
- приемник сточных вод ветеринарной лаборатории ГБУ "Кукморское РГВО", присоединенный к сети канализации, не оборудован гидрозатвором;
- в приложении имеющегося санитарно - эпидемиологического заключения от 16.06.2015 N 16.11.13.000.М.000619.06.15 отсутствует ссылка о соответствии выполняемых работ по паразитологическим исследованиям требованиям санитарных правил; помещение для выполнения работ по паразитологическим исследованиям размещено в отдельно стоящем здании без функциональной взаимосвязи с остальными помещениями ветеринарной лаборатории, санитарно-техническое состояние помещения где проводятся исследования материала зараженного или с подозрением на зараженность гельминтами III-IV групп патогенности неудовлетворительное: на стене имеются щели, места ввода инженерных коммуникаций не герметичны; используется мебель выполненная из древесины (столы, стулья, стеллажи), покрытие которой не гладкое, с острыми краями и шероховатостями, имеются щели, трещины, швы, также установлены стулья с мягким покрытием; вытяжной шкаф не работает, фильтр тонкой очистки отсутствует;
- при размещении помещений вивария не обеспечивается соблюдение принципа разделение площадей на "чистые" и "грязные" помещения, условия, исключающие встречные и перекрестные потоки перемещения оборудования, инвентаря, персонала вивария: помещения для содержания животных расположено разрознено, отдельное помещение для мойки инвентаря отсутствует;
- помещения для содержания экспериментальных животных не оборудованы системами вентиляции, помещения для содержания кроликов также не оборудованы системами отопления, хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения и канализации, отсутствуют условия для мытья рук персонала;
- в составе помещений вивария отсутствует отдельные помещения для хранения чистого (обеззараженного) инвентаря для ухода за животными, для персонала вивария.
Управлением Роспотребнадзора по РТ установлено, что учреждением нарушены требования статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", подпункт 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктов "г", "е" пункта 5 Положения о лицензировании в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317; пунктов 1.4.4., 2.1.1.1., 2.1.14., 2.3.4., 2.3.7., 2.3.15., 2.3.17, 2.3.24., 2.3.25., 2.3.40, 2.12.1. СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)", п. п. 2.1.2, 2.2.1, 2.2.6, 2.3.7, 2.3.11, 2.3.12, 2.3.13, 2.3.17, 2.3.20, 2.2.6, 2.3.9, 2.3.11, 2.3.13, 2.3.17, 2.3.32, 2.12.13. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IY групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", п.п. 2.6, 2.6.1, 2.6.3, 3.5, 4.10. СП 2.2.1.3218-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально - биологических клиник (вивариев)", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" и квалифицируется по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)".
По фактам выявленных нарушений в отношении учреждения составлены: акт проверки N 2902 от 29.09.2017, предписание, протокол об административном правонарушении от 29.09.2017, которым действия ГБУ "Кукморское РГВО" квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявитель в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГБУ "Кукморское РГВО" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Суд установил, что учреждение осуществляет деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, на основании лицензии N 77.99.18.001.Л.000080.08.15 от 31.08.2015; лицензия предоставлена бессрочно.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (далее - Положение).
В соответствии с подпунктами "г", "е" пункта 5 Положения лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать следующим лицензионным требованиям:
- наличие в штате лицензиата специалистов, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология" или "микробиология", отвечающих требованиям и характеру выполняемых работ (подпункт "г");
- соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (подпункт "е").
На основании пункта 6 Положения грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
На основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В обоснование заявления административный орган указал на то, что выявленные нарушения требований биологической безопасности могут привести к выходу патогенного биологического агента во внешнюю среду, а также к возникновению массовой инфекционной заболеваемости среди сотрудников лаборатории (диагностический отдел) и населения п.г.т. Кукмор.
Вместе с тем доказательств того, что в результате допущенных ответчиком выявленных нарушений лицензионных требований возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угроза чрезвычайных ситуаций техногенного характера, административным органом не предоставлено. Сведений о том, что хоть один работник ветеринарной лаборатории ответчика получил инфекционную заболеваемость в связи с его профессиональной деятельностью, из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что протокол об административном правонарушении от 29.09.2017, приложенный к заявлению административного органа о привлечении к административной ответственности по настоящему делу, содержит неправильную квалификацию вменяемого ответчику административного правонарушения.
Вместе с тем, указанное обстоятельство с учетом положений пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2004 года N 10 и части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не является препятствием для принятия судом решения о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией, если указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства являются достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости квалификации допущенных ответчиком правонарушений по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, объективной стороной которой является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт осуществления ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами дела, ответчиком признается.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также доказательств принятия ответчиком мер по недопущению нарушений, суду не представлены. Представленные ответчиком доказательства принятия им еще до проведения плановой проверки мер по обеспечению охраны объекта, а также по вопросу оснащения ветеринарной лаборатории необходимыми приборами и оборудованием, свидетельствуют о недостаточности принятых мер и не исключают фактов нарушений иных требований и условий, предусмотренных лицензией.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершённого заявителем правонарушения малозначительным судом не установлено, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (КоАП РФ) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела судом установлено, что ответчик ранее к административной ответственности не привлекался, допущенные ответчиком нарушения лицензионных требований и условий никому вреда не причинило и угрозу причинения не создало. Из представленных ответчиком сведений и материалов усматривается, что большинство выявленных нарушений им устранено, а также принимаются меры по их устранению.
Указанные обстоятельства суд были обоснованно признаны судом первой инстанции смягчающими ответственность обстоятельствами, в силу чего, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о возможности назначения ответчику административного наказания в виде предупреждения.
Административным органом не представлено доказательств наступления негативных последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Объективных данных о том, что существует угроза выхода патогенного биологического агента во внешнюю среду, а также возможность массовой инфекционной заболеваемости среди населения пгт. Кукмор либо сотрудников лаборатории, в материалах дела не имеется.
Следовательно, квалификация нарушений, допущенных учреждением по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначение в настоящем случае наказания в виде предупреждения является обоснованным.
Обратного административным органом не доказано.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2017 года по делу N А65-32527/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-32527/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: ГБУ "Кукморское районное государственное ветерианрное объединение", Государственное бюджетное учреждение "Кукморское районное государственное ветеринарное объединение", Кукморский район, пгт Кукмор