Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-2708/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А41-86548/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гефест-Инвест": Клепикова Л.В. по доверенности от 16.11.2017;
от администрации городского округа Звенигород: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Ланчава Л.М. по доверенности от 30.10.2017;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Лилиткина В.А. по доверенности от 14.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2017 года по делу N А41-86548/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гефест-Инвест"
к администрации городского округа Звенигород,
при участии в деле третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гефест-Инвест" (далее - ООО "Гефест-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Звенигород (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным отказ администрации, изложенный в письме от 02.11.2016 N 7607-и;
- обязать администрацию заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010108:404, площадью 4 900 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", для стоянок автомобильного транспорта, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, ул. Маяковского, на условиях договоров аренды земельных участков от 27.03.2014 N 10 и от 31.12.2014 N 56.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области (л. д. 63, том 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2017 года по делу N А41-86548/16 заявленные требования удовлетворены (л. д. 88-93, том 2).
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области и администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено, 27.03.2014 между администрацией городского округа Звенигород (арендодатель) и ООО "Гефест-Инвест" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 10, по условиям которого в аренду обществу сроком по 26.03.2019 был предоставлен земельный участок общей площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 50:20:0050523:2445, для размещения коммунальных, складских объектов" (л. д. 10-11, т. 1).
Между администрацией городского округа Звенигород (арендодатель) и Елфимовой Л.Ю. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 31.12.2014 N 56 по условиям которого в аренду сроком по 30.12.2024, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010108:347, площадью 1900 кв. м, для размещения автостоянки и автомойки.
Между ООО "Гефест-Инвест" и гражданкой Елфимовой Л.Ю. был заключен договор уступки прав аренды земельного участка от 30.01.2015, по условиям которого права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 56 перешли к обществу.
В дальнейшем земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0050523:2445 и 50:49:0010108:347 были объединены в один земельный участок, сведения о котором 13.11.2015 года были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 50:49:0010108:404.
Общество 26.10.2016 обратилось к администрации городского округа Звенигород с заявлением, в котором просило расторгнуть ранее заключенные договора аренды земельных участков в связи с образованием нового земельного участка и заключить новый договор аренды в отношении вновь образованного земельного участка.
Письмом от 02.11.2016 за исх. N 7607-и заинтересованное лицо отказало в заключении нового договора аренды земельного участка, указав, что по информации комитета лесного хозяйства Московской области имеется наложение границ вновь образованного земельного участка на границы земель лесного фонда (л. д. 23, том 1).
Ссылаясь на то обстоятельство, что отказ в заключении нового договор аренды является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Гефест-Инвест" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из материалов дела, отказывая в заключении нового договора аренды, администрация указала на то, что имеется пересечение земельного участка с землями лесного фонда.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости
Из положений части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Лесные участки, с которыми, по мнению заинтересованного лица и комитета лесного хозяйства Московской области, имеется пересечение, на государственный кадастровый учет не поставлены.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", действовавшего в редакции, на момент принятия оспариваемого отказа, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Комитет лесного хозяйства, обосновывая пересечение земельного участка с землями лесного фонда, в качестве доказательств пересечения вновь образованного земельного участка с границами лесного фонда, ссылается на справки пересечения границ земельных участков с 50:20:0050523:2445 и 50:49:0010108:347 (земельные участки путем объединения которых был образован земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010108:404), подготовленных на основании ГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области", а также на лесоустройство 2015 года.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Согласно с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Таким образом, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Следовательно, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
В целях установления факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010108:404 с землями лесного фонда судом первой инстанции в рамках настоящего дела была назначена судебная экспертиза.
Оценив представленное в материалы дела экспертное заключение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
При ответе на первый вопрос эксперт определил границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 59 Звенигородского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области, на основании планшета N 16 лесоустройства 2015 года.
Следовательно, при ответе на первый вопрос, эксперт руководствовался лесоустройством 2015 года, в то время как сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:49:0010108:347, 50:20:0050523:2445 были внесены в ГКН в 2014 году.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ни заинтересованным лицом, ни иными лицами, участвующими в деле, в том числе Комитетом лесного хозяйства Московской области, в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о том, что на момент постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:49:0010108:347, 50:20:0050523:2445, спорная территория относилась к землям лесного фонда.
При ответе на второй вопрос экспертом установлено пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда. При этом экспертом отмечено, что в соответствии с утвержденным генеральным планом городского округа Звенигород земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010108:404 расположен в границах земель населенных пунктов.
Генеральный план городского округа Звенигород утвержден решением совета депутатов городского округа Звенигород N 66/4 от 10 марта 2011 года.
Пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральный план городского округа содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с генеральным планом городского округа земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010108:404 полностью входит в границы населенного пункта.
Спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом относится к землям населенных пунктов, что лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции не оспаривалось.
Генеральный план городского округа Звенигород в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействующим.
Кроме того 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно частьи 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, права аренды заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 50:49:0010108:347, 50:20:0050523:2445, из которых был образован спорный земельный участок, возникли до 01.01.2016, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010108:404 не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отказ администрации в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010108:404, оформленный письмом от 02.11.2016 N 7607-и, является недоказанным.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2017 года по делу N А41-86548/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86548/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-2708/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГЕФЕСТ-ИНВЕСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЗВЕНИГОРОД"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЗВЕНИГОРОД"