г. Москва |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А40-137127/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" "Домоуправ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2017 года
по делу N А40-137127/17, принятое судьей Ильиной Т.В. (шифр судьи 114-1296)
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" "Домоуправ"
(ОГРН 1077445001512)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1086671005838),
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в сумме 1 935 182 руб.43 коп., неустойки в сумме 280 274 руб.14 коп..
Решением суда от 10.10.2017 года с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ" взыскана задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в сумме 1 935 182 руб.43 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 29 766 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Минобороны России и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на неправильное применение судом норм материального права.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России представило письменные возражения, в которых считает доводы апелляционной жалобы истца необоснованными.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации приобрело квартиры в г.Магнитогорске Челябинской области в соответствии с заключенными Государственными контрактами N 150909/3 от 15.09.2009 года, N 180909/1 от 18.09.2009 года, N 071209/5 от 07.12.2009 года, N111209/1 от 11.12.2009 года: по ул. Зеленый Лог, д. 35 д. 35/1 и ул. Жукова, д. 25.
Факт передачи квартир Министерству обороны Российской Федерации подтверждается копиями акта приема-передачи квартир: от 30.09.2009 года, от 17.12.2009 года, от 13.11.2009 года.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах по вышеназванным адресам: ул. Жукова, д. 25, ул. Зеленый Лог, д. 35, д. 35/1 управляющей и эксплуатирующей организацией было выбрано ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ", что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 16.04.2009 года, от 15.02.2010 года, 25.07.2009 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России по оплате коммунальных услуг и платежей, связанных с содержанием многоквартирного дома за период с 01.08.2014 года по 31.05.2016 года, в отношении квартир по адресу:
ул. Зеленый Лог, 35 в сумме 531 239 руб.79 коп.;
ул. Зеленый Лог, 35/1 в сумме 1 171 124 руб.43 коп.;
ул. Жукова, 25 в сумме 232 817 руб.67 коп.,
а всего 1 935 182 руб.43 коп..
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
В соответствии с Приказами Минобороны России N 696 от 26.06.2010 года, N 707 от 29.06.2010 года, N 946 от 16.07.2010 года, N 1198 от 04.09.2010 года спорные квартиры были закреплены на праве оперативного управления за ФГУ "Челябинская КЭЧ района" Минобороны России.
Приказом Минобороны России N 1871 от 17.12.2010 года ФГУ "Челябинская КЭЧ района" реорганизовано в форме присоединения к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, с учетом изменения типа государственного учреждения в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 года N 422-р.
Таким образом, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является универсальным правопреемником ФГУ "Челябинская КЭЧ района" Минобороны России.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир, должно нести ФГКУ "Приволжско-уральское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако судом не установлено и материалы дела не содержат доказательств направления ответчикам и получения ответчиками ежемесячно платежных документов с расчетом платы, указанием тарифов, и иных показателей, используемых при начислении платы, а также сроков получения таких платежных документов.
Поэтому начисление истцом неустойки за просрочку исполнения обязательства неправомерно.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2017 г. по делу N А40-137127/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" "Домоуправ" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137127/2017
Истец: ООО "УЖЭК Домоуправ", ООО "УЖЭК Домуправ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"ДОМОУПРАВ"
Ответчик: Минобороны России, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4497/18
22.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61503/17
22.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61502/17
10.10.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-137127/17