г. Москва |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А41-2749/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
В судебном заседании участвуют представители:
от ТУ Росимущества МО- Тимашова К.А., представитель по доверенности от 27.11.2017 г.
от Дачного некоммерческого партнерства "Лесная поляна" - Карташов А.С., представитель по доверенности от 26.12.2016 г.
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) и Дачного некоммерческого партнерства "Лесная поляна" (ИНН 5030041317, ОГРН 1025003747526) на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41-2749/17, принятое судьей Н.В.Плотниковой,
по иску ТУ Росимущества МО к ДНП "Лесная поляна" о расторжении договор аренды от 09.09.2011N 27/11,
по встречному иску ДНП "Лесная поляна" к ТУ Росимущества МО об обязании Территориального управления ФАУГИ в Московской области в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу заключить с Дачным некоммерческим партнерством "Лесная поляна" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 27/11 от 09.09.2011 г,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее -ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Дачному некоммерческому партнерству "Лесная поляна" (далее - ДНП "Лесная поляна) с требованиями: - расторгнуть договор аренды от 09.09.2011N 27/11 земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110607:1, местоположение: Московская область, Наро- Фоминский район, у г. Наро-Фоминск, в районе 17,5 км автодороги "Кубинка-Наро- Фоминск", ДНП "Лесная Поляна", заключенный между Территориальным управлением Росимущества в Московской области и ДНП "Лесная поляна"; - обязать ДНП "Лесная поляна" передать в течение тридцати календарных дней, с момента вступления в законную силу решения суда, по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110607:1, местоположение: Московская область, Наро-Фоминский район, у г. Наро-Фоминск, в районе 17,5 км автодороги "Кубинка-Наро- Фоминск" (т. 1 л.д. 2-10).
ДНП "Лесная поляна" обратилось к ТУ ФАУГИ со встречным иском обязать Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу заключить с Дачным некоммерческим партнерством "Лесная поляна" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 27/11 от 09.09.2011 г. в котором изложить п. 1. И п. 5 договора в следующей редакции: "Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ИНН 7716642273, зарегистрированное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, запись о котором внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 18.05.2009 за основным государственным регистрационным номером 1097746296977, юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1 в лице Руководителя Паткиной Елены Юрьевны, действующего на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 г. за N 66 и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.06.2014 N 1636-л, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и Дачное некоммерческое партнёрство "Лесная поляна" ИНН 5030041317, КПП 503001001, запись о котором внесена 05.08.2002 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области за основным государственным регистрационным номером 1025003747526, в лице председателя ДНП "Лесная поляна" Березина Евгения Васильевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", и совместно именуемые "Стороны", договорились о нижеследующем:
В связи с изменением категории земельного участка, вида разрешенного использования на основании Постановления правительства Московской области N 1344/49 от 25.12.2015 г., а также площади земельного участка, не изменяя остальных условий договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 27/11 от 09 сентября 2011 г., заключенного между Арендодателем и Арендатором, стороны считают необходимым внести изменения в условия договора о предмете договора и размере арендной платы и изложить их в следующей редакции:
1.Предмет договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:26:110607:0001, из земель населенных пунктов, общей площадью 38599+/-359 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, у г. Наро-Фоминск, в районе 17,5 км. автодороги "Кубинка-Наро-Фоминск", ДНП "Лесная поляна", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилого строительства.
5. Размер и условия внесения арендной платы 5.1. Размер годовой арендной платы по договору составляет 171 380 (сто семьдесят одна тысяча триста восемьдесят) рублей 00 копеек Расходы по государственной регистрации дополнительного соглашения возлагаются на Арендатора.
Дополнительное соглашение составлено в 3 (трех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, из которых по одному экземпляру хранится у Сторон, один экземпляр передается в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.". (т. 1 л.д. 59-62).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 встречный иск принят к совместному рассмотрению с первоначальным исковым заявлением.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41-2749/17 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.(т.3 л.д.33-38).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального и материального права.
ДНП "Лесная поляна" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ДНП "Лесная поляна" доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал, просил обжалуемый акт отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска, возражал против доводов апелляционной жалобы ТУ Росимущества.
Представитель ТУ Росимущества доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал в полном объеме, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе ДНП "Лесная поляна".
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд, находит апелляционные жалобы не подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ДНП "Лесная поляна" на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Московской области (далее - Территориально управление) от 09.09.2011 N 577 и договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 09.09.2011N 27/11 (далее - договор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110607:1, местоположение: Московская область, Наро- Фоминский район, у г. Наро-Фоминск, в районе 17,5 км автодороги "Кубинка-Наро- Фоминск", ДНП "Лесная Поляна", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" (далее - земельный участок). Ограничение (обременение) указанного земельного участка правом аренды ДНП "Лесная поляна" зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 28.10.2011 N 50-50- 26/069/2011-210). Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 14.04.2005 N 50-50-98/017/2006-232).
Согласно пункту 1.1. договора, в аренду первоначально передавался земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110607:1 со следующими характеристиками: категория земель: "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для нужд Министерства обороны".
Постановлением Правительства Московской области от 25.12.2015 N 1344/49 "О включении земельного участка в границы г. Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области" категория земельного участка изменена с "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования изменен с "для нужд Министерства обороны" на "для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 5.8. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
Согласно пункту 4.1.2. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66 "О реорганизации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 г. N 229 исполнение государственной функции по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации возлагается на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальные органы Росимущества.
Обращаясь к обществу с предложением расторгнуть договор от 29.11.2016 (л.д.28) и с настоящим иском в суд, ТУ Росимущество указало, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду не для целей строительства, на вид разрешенного использования для целей строительства, является существенным изменением условий договора, что в силу норм Земельного кодекса РФ (ст.ст. 39.8, 93), Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 450, 451) влечет расторжение договора аренды.
При этом истец ссылается на письмо Минэкономразвития России от 04.09.2013 N Д23и-2615, согласно которому, если в силу изменения разрешенного использования земельного участка возникает или прекращается возможность строительства на соответствующем арендуемом земельном участке, данное обстоятельство может признаваться существенным изменением обстоятельств, дающих право на расторжение договора аренды.
Поскольку в настоящее время категория и вид разрешенного использования земельного участка представляют собой "земли населенных пунктов", "для индивидуального жилищного строительства", а в договоре аренды указаны иные категория и вид разрешенного использования, то участок фактически используется ответчиком не по целевому назначению, и это является основанием для расторжения договора аренды, истец обратился в суд с настоящим иском.
Во встречных требованиях о внесении изменений в договор аренды ответчик указал, что изменение категории спорного земельного участка, его разрешенного вида использования и площади проведены в соответствии с законодательством. Основанием для изменения характеристик спорного земельного участка послужило постановление N 1344/49 от 25 декабря 2015 "О включении земельного участка в границы г. Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области", принятое правительством Московской области. Данное постановление Территориальным управлением ФАУГИ в Московской области не оспорено. Согласно выписке из кадастрового паспорта на спорный земельный участок от 01 февраля 2016 года, категория земель данного участка - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", а его площадь 38599+-359 кв.м.
Таким образом, по мнению ответчика, в наличии в данном случае имеются все основания, предусмотренные ст. 451 ГК РФ для внесения изменений в договор.
В связи с этим, с целью внесения изменений в договор аренды от N 27/11 ДНП "Лесная поляна" 23 декабря 2016 г. обратилось к ТУ ФАУГИ с письменным предложением о заключении дополнительного соглашения N 1 к договору аренды. Поскольку ответ на данное предложение в адрес ДНП "Лесная поляна" до настоящего момента не поступил, то ДНП обратилось в суд со встречными исковыми требованиями.
.Отказывая в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что изменение категории спорного земельного участка, разрешенного вида использования проведены в соответствии с законодательством.
Существенных нарушений условий договора аренды ответчиком не допущено. Земельный участок используется арендатором в соответствии с его назначением, арендная плата вносится в соответствии с условиями договора. Доказательств об обратном истцом не представлено.
Земельным кодексом РФ не предусмотрена возможность изменения условий договора аренды при изменении его вида разрешенного использования.
Обращение ДНП "Лесная поляна" по делу с требованием о заключении дополнительного соглашения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для нужд Министерства обороны" на "индивидуальное жилищное строительство" по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ДНП "Лесная поляна" и ТУ Росимущества МО указывает, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционных жалобах в силу следующего.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ч. 2 ст. 607 ГК РФ). Согласно ч.1, ч. 3 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Согласно п. 1 ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ЗК РФ право аренды земельного участка прекращается принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при использовании земельного участка не по целевому назначению.
В силу ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (ч. 4 ст. 451 ГК РФ).
Каких-либо существенных нарушений условий договора аренды ответчиком не допущено. Земельный участок используется арендатором в соответствии с его назначением, арендная плата вносится в соответствии с условиями договора.
Доказательств, что земельный участок используется ответчиком не по целевому назначению не представлено..
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении первоначально заявленных исковых требований является законным и обоснованным.
Апелляционный суд считает обоснованным отказ в удовлетворении встречного иска в связи со следующим.
Земельный участок передан ответчику в аренду в 2011 году во исполнение решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2- 20799/07.
Согласно указанному решению суда, решением N 147/3/3/24352 от 04 июля 2001 года начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал-полковника А. Косована разрешено передать в народное хозяйство земельный участок площадью 4,2 га под создание дачного некоммерческого партнерства военнослужащих "Лесная поляна". Указанный земельный участок предоставлен из 4 территории войсковой части 19612 в районе г. Наро-Фоминска Московской области.
Письмом N 147/3/3/24353 от 04 июля 2001 года на имя Губернатора Московской области Министерство обороны Российской Федерации подтвердило принятое решение и отказалось от бесплатного бессрочного пользования указанным земельным участком под указанные цели.
Постановлением Главы Наро-Фоминского района Московской области N 458 от 15 марта 2002 года согласовано предварительное место размещения земельного участка для создания дачного некоммерческого партнерства военнослужащим войсковой части 19612 и утвержден акт выбора земельного участка на площади 4,20 га из земель Министерства обороны Российской Федерации на северо-восточной окраине г. Наро-Фоминска. Дачное некоммерческое партнерство "Лесная поляна" зарегистрировано инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Наро-Фоминску Московской области 26 июля 2002 года, регистрационный номер 1025003747526.
В соответствии с пунктом 3.3. Устава ДНП "Лесная поляна" создано на земельном участке, выделенном постановлением Главы Наро-Фоминского района от 15.03.2002 г. N 458).
Согласно материалам дела заявителем получены все необходимые согласования служб и организаций). В дальнейшем ДНП "Лесная поляна" проведены работы по формированию земельного участка, земельный участок прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:26:1106 7:0001, разрешенное использование - под размещение дачного некоммерческого партнерства.
В рамках дела N А41-К2-20799/07 суд сделал вывод о том, что в отношении спорного земельного участка соблюдена процедура, предусмотренная частью 5 статьи 30 ЗК РФ: выбор земельного участка осуществлен, решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято, работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка проведены.
Между тем, спорный участок формировался, был поставлен на кадастровый учет и предоставлен ответчику в аренду с видом разрешенного использования и назначения "для нужд Министерства обороны", а не для строительства. Следовательно, факт образования данного участка по процедуре, предусмотренной для образования участков под строительство (ст. 30 ЗК РФ), в данном случае существенного значения не имеет. Категория и вид разрешенного использования спорного участка были изменены в декабре 2015 года.
С марта 2015 года Земельный кодекс РФ действует в измененной редакции. В частности, изменены нормы, касающиеся предоставления земельных участков в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ в новой редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Оснований для заключения договора аренды, предусмотренных ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов, судом не установлено.
Исключительным правом на спорный земельный участок ответчик не обладает, доказательств обратного не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что спорный земельный участок предоставлялся в аренду для целей, не связанных со строительством без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для нужд Министерства обороны.
В настоящее время разрешенное использование участка изменилось на "для индивидуального жилищного строительства", т.е. участок подлежит использованию под строительство, следовательно, изменился порядок его предоставления.
Земельным кодексом РФ не предусмотрена возможность изменения условий договора аренды при изменении его вида разрешенного использования.
Обращение ДНП "Лесная поляна" по делу с требованием о заключении дополнительного соглашения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для нужд Министерства обороны" на "индивидуальное жилищное строительство" по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Указанная правовая позиция соответствует действующей судебной практике, в том числе отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13 по делу N А35-765/2012 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2013 N 56-КГ13-5.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе ТУ Росимущества отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В ч. 1, ч. 2 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости. Абзацем 9 ч. 1 статьи 8 ЗК РФ также предусмотрено, что перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
В соответствии с пп.1 ч.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании статьи 7 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172-ФЗ), перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с ч.1 ст. 8 закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов является переводом земель иных категорий в земли населенных пунктов, а включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу ч. 1 ст. 9 закона N 172-ФЗ перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи".
Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса РФ" (далее - закон N 191-ФЗ) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 4.1 закона N 191-ФЗ, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования".
Согласно ч. 5 ст. 4.1 закона N 191-ФЗ публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований.
Порядок проведения публичных слушаний на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области определяется "Положением о порядке проведения публичных слушаний на территории Наро-Фоминского муниципального района" (Утверждено Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 28.06.2013 N 674/50) (далее - положение).
Согласно п. 1.1 положения, порядок проведения публичных слушаний разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях учета предложений от жителей Наро-Фоминского муниципального района, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также лиц, являющихся правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Наро-Фоминского муниципального района, интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией выносимых на слушания проектов (далее - проект). Согласно ч. 9 ст. 4.1 закона N 191-ФЗ извещение о проведении публичных слушаний, указанных в части 6 настоящей статьи, направляется правообладателям земельных участков, включаемых в границу населенного пункта, либо земельных участков, исключаемых из границы населенного пункта, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.
В силу п. 2.1 положения, со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) проекта, и до проведения публичных слушаний по обсуждению проекта указанные в п. 1.1 настоящего порядка лица вправе вносить в комиссию для приема предложений по проекту муниципального правового акта и проведения публичных слушаний (далее - комиссия) свои предложения, оформленные в письменной форме в двух экземплярах.
Исходя из п. 2.4 положения, предложения по проекту муниципального правового акта, представленные в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего порядка, подлежат обязательному обсуждению на публичных слушаниях.
В установленном вышеуказанными нормативными актами порядке, с учетом результатов публичных слушаний, заключения, и.о. руководителя администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области Правительством Московской области было принято постановление N 1344/49 от 25.12.2015 "О включении земельного участка в границы г. Наро-Фоминск Наро- Фоминского муниципального района Московской области".
Из положений вышеуказанных норм следует, что изменения категории и вида разрешенного использования спорного земельного участка обусловлено новым административно-территориальным делением в Наро-Фоминском муниципальном районе Московской области, в связи с которыми земельный участок оказался включенным в границы населенных пунктов.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ, перевод земель или земельных участков в составе таких земель считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в связи с изменением его категории. В 2012 году состоялись публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с КН 50:26:0110607:1 с "для нужд Министерства обороны" на "для дачного строительства". Согласно заключению от 07.08.2012, изменение вида разрешенного использования участка согласовано (л.д.78 т.1).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с КН 50:26:0110607:1 следует, что в настоящее время указанный участок имеет категорию "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", площадь 38599 кв.м., адрес (местоположение): Московская область, Наро-Фоминский район, у г.Наро-Фоминск, в районе 17,5 км автодороги "Кубинка-Наро-Фоминск", ДНП "Лесная Поляна", правообладателем участка является Российская Федерация (л.д.80 т.1). Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с предложением расторгнуть договор в 2016 году, арендованный земельный участок имел категорию "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "индивидуальное жилищное строительство".
Поэтому изменение категории спорного земельного участка, разрешенного вида использования проведены в соответствии с законодательством.
В этой связи суд принимает во внимание, что в период процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую истец не воспользовался правом направить в адрес соответствующих администраций своих возражений по поводу расширения границ поселений, хотя такое право ему предоставлено законом.
Согласно Закону Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", изменение категории земель и разрешенного вида использования влечет изменение размера арендной платы, а не прекращение договора аренды и не обязанность по внесению в него изменений о категории и разрешенном использовании земельного участка
Довод ДНП "Лесная поляна" о фактическом уменьшении площади предоставленного по договору аренды от 09.09.2011N 27/11 земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110607:1, в связи с предоставлением Валовой Н.А. в собственность по решению Наро-Фоминского городского суда Московской области части земельного участка, площадью 3 401 кв.м., является несостоятельным.
В силу в п. 4 ст. 614 ГК РФ, арендатор вправе направить арендодателю заявление о перерасчете размера арендной платы и потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. При выбытии из владения ДНП "Лесная поляна" части арендуемого земельного участка, основания для взыскания с арендатора арендной платы за землю, которой он не пользуется, отсутствуют.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.10.2017 по делу N А41-2749/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу..
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2749/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2018 г. N Ф05-5342/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Некоммерческое партнерство ДАЧНОЕ "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ