Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2018 г. N Ф10-970/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А68-8692/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2018 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Токаревой М.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании от акционерного общества "ТНС энерго Тула" - представителя Алексеевой Я.А. (доверенность от 01.12.2017), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2017 по делу N А68-8692/2016 (судья Лукинова Д.М.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "ТНС энерго Тула" (г. Тула, ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307,) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" (г. Тула, ОГРН 1147154004645,ИНН 7106529340), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Тульские городские электрические сети" (г. Тула, ОГРН 1097154002648, ИНН 7105505971) о взыскании стоимости потребленной электрической энергии за период с августа 2015 года по апрель 2016 года в размере 560 161 рубля 62 копеек, установил следующее.
Акционерное общество "ТНС энерго Тула" (далее - истец, АО "ТНС энерго Тула") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ваш дом" (далее - ответчик, ООО "УК "Ваш дом") о взыскании стоимости потребленной электрической энергии за период с августа 2015 года по апрель 2016 года в размере 501 000 рублей.
В порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ТГЭС".
В ходе судебного разбирательства по делу, истцом представлено заявление об отказе от исковых требований в части и уточнении исковых требований от 28.03.2017 N б/н, в соответствии с которым истец просил суд взыскать с ООО "УК "Ваш дом" стоимость потребленной электрической энергии за период с августа 2015 года по апрель 2016 года в размере 560 161 рубля 62 копеек.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2017 отказ АО "ТНС энерго Тула" от исковых требований в части взыскания с ООО "Управляющая компания "Ваш дом" задолженности по оплате электрической энергии в размере 3 820 рублей 31 копейки принят. Производство по делу N А68-8692/2016 в части взыскания задолженности по оплате электрической энергии в размере 3 820 рублей 31 копейки прекращено. Исковые требования АО "ТНС энерго Тула" удовлетворены. С ООО "Управляющая компания "Ваш дом" взыскана задолженность по оплате электрической энергии в размере 560 161 рубля 62 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 020 рублей.
ООО "Управляющая компания "Ваш дом" обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2017 по делу N А68-8692/2016, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, истцом не доказано, что объем нормативного потребления электрической энергии в жилых помещениях не предъявлялся к оплате и не оплачивался жителями.
Заявитель жалобы также полагает, что поскольку представленный третьим лицом акт проверки является недопустимым, то общедомовые приборы учета электрической энергии являются нерасчетными и их показания не могут быть основанием для расчета потребленной электрической энергии.
Апеллянт полагает, что договор между истцом и ответчиком не заключен, счета на поставку соответствующего ресурса в адрес ответчика не направлялись, в связи с чем, ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.
От АО "ТНС энерго Тула", АО "ТГЭС" в суд поступили отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым истец и третье лицо возражают по доводам апелляционной жалобы и просят отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель АО "ТНС энерго Тула" возражал по доводам апелляционной жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Ваш дом" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4 (далее - спорный многоквартирный дом).
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4, проведенного в форме заочного голосования 11.07.2015 ООО "УК "Ваш дом" выбрана в качестве управляющей организации.
Между собственниками помещений в спорном многоквартирном доме и ООО "УК "Ваш дом" заключен договор управления многоквартирным домом от 13.06.2015 N 89/2015 (далее - договор N 89/2015).
Согласно пункту 6.1. договора N 89/2015 договор заключен с 01.08.2015 сроком на 1 год и считается продленным на тот же период если за два месяца до окончания срока действия договора ни одна из сторон управляющая организация или общее собрание собственников не примет решение о расторжении договора.
В период с августа 2015 года по апрель 2016 года АО "ТНС энерго Тула" осуществляло поставку электрической энергии в спорный многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4.
Собственники помещений спорного многоквартирного дома в период с августа 2015 года по апрель 2016 года не осуществляли оплату потребленной электрической энергии истцу АО "ТНС энерго Тула".
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 14.11.2014 N 900-ТП спорный многоквартирный дом, имеет 4 точки присоединения. Указанный акт составлен заявителем ОАО "СПК Мосэнергострой" и сетевой организаций АО "ТГЭС".
Между ОАО "СПК Мосэнергострой" и АО "ТГЭС" составлен акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 14.11.2014 N 900-БП согласно которому границы балансовой принадлежности сторон установлены на кабельных наконечниках кабелей 0,4 кВ в ВРУ жилого дома.
Между ОАО "СПК Мосэнергострой" и АО "ТГЭС" составлен акт разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон от 14.11.2014 N 900-ЭО согласно которому границы эксплуатационной ответственности сторон установлены на кабельных наконечниках кабелей 0,4 кВ в ВРУ жилого дома.
В спорном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4 был установлен общедомовый прибор учета зав. N 1112131458, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014 в присутствии представителя потребителя, а именно ОАО "СПК Мосэнергострой".
В отношении прибора учета зав. N 1112131458 сетевой организацией и представителем потребителя в лице "энергетика В.Н.Бурмистрова" (указанное лицо, подписало акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014) составлен акт проверки (замены), допуска расчетного прибора учета от 27.12.2014.
Впоследствии в отношении установленного общедомового прибора учета зав. N 1112131458, в присутствии представителя потребителя, а именно: ООО "УК "Ваш дом" был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2016.
АО "ТГЭС" 25.05.2016 в отсутствие представителя потребителя составлен акт проверки (замены) расчетного прибора учета. Согласно акту произведена замена контрольных пломб на клеммной крышке счетчика.
В спорном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4 был установлен общедомовый прибор учета зав. N 1107140102, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014 в присутствии представителя потребителя, а именно: ОАО "СПК Мосэнергострой".
В отношении прибора учета зав. N 1107140102 сетевой организацией и представителем потребителя в лице "энергетика В.Н.Бурмистрова" (указанное лицо, подписало акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014) составлен акт проверки (замены), допуска расчетного прибора учета от 27.12.2014.
Впоследствии в отношении установленного общедомового прибора учета зав. N 1107140102, в присутствии представителя потребителя, а именно: ООО "УК "Ваш дом" был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2016.
АО "ТГЭС" 25.05.2016 в отсутствие представителя потребителя составлен акт проверки (замены) расчетного прибора учета.
В спорном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4 был установлен общедомовый прибор учета зав. N 1111131339, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014 в присутствии представителя потребителя, а именно: ОАО "СПК Мосэнергострой".
В отношении прибора учета зав. N 1111131339 сетевой организацией и представителем потребителя в лице "энергетика В.Н.Бурмистрова" (указанное лицо, подписало акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014) составлен акт проверки (замены), допуска расчетного прибора учета от 27.12.2014.
Впоследствии в отношении установленного общедомового прибора учета зав. N 1111131339, в присутствии представителя потребителя, а именно: ООО "УК "Ваш дом" был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2016.
АО "ТГЭС" 25.05.2016 в отсутствие представителя потребителя составлен акт проверки (замены) расчетного прибора учета. Согласно акту произведена замена контрольных пломб на клеммной крышке счетчика.
В спорном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4 был установлен общедомовый прибор учета зав. N 1106140173, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014 в присутствии представителя потребителя, а именно: ОАО "СПК Мосэнергострой".
В отношении прибора учета зав. N 1106140173 сетевой организацией и представителем потребителя в лице "энергетика В.Н.Бурмистрова" (указанное лицо, подписало акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014) составлен акт проверки (замены), допуска расчетного прибора учета от 27.12.2014.
Впоследствии в отношении установленного общедомового прибора учета зав. N 1106140173, в присутствии представителя потребителя, а именно: ООО "УК "Ваш дом" был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2016.
АО "ТГЭС" 25.05.2016 в отсутствие представителя потребителя составлен акт проверки (замены) расчетного прибора учета.
АО "ТГЭС" и ООО "УК "Ваш дом" составлен акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 24.06.2016 N 176-БП в отношении спорного многоквартирного дома, согласно которому границы балансовой принадлежности сторон установлены на кабельных наконечниках кабелей 0,4 кВ в ВРУ дома.
Согласно срезу показаний счетчика с коэффициентами за период с 25.06.2016 по 26.06.2016 общедомовые приборы учета имели следующие показания: зав.N 1112131458 на 25.06.2016 - 42316,646 на 26.06.2016 - 42383,124 (разность показаний 3,512, что составляет 210,696 кВтч), зав. N 1107140102 на 25.06.2016 - 2711,272, на 26.06.2016 - 2715,228 (разность показаний 3,957, что составляет 237,408 кВтч), зав. N N 1111131339 на 25.06.2016 - 2604,305, на 26.06.2016 - 2607,455 (разность показаний 3,150, что составляет 94,500 кВтч), зав. N 1106140173 на 25.06.2016 - 42316,646, на 26.06.2016 - 42383,124 (разность показаний 66,478, что составляет 66,478 кВтч).
АО "ТГЭС" в материалы судебного дела представлены показания приборов учета, установленных в спорном многоквартирном доме за период с июня 2015 года по апрель 2016 года, полученные с использованием автоматизированной системы контроля учета электрической энергии за подписью директора по развитию и реализации услуг Д.А.Мельникова, в котором отражены все показания приборов учета переданные с использованием специальной системы за спорный период. В отношении периода август 2015 года истцом представлен акт снятия показаний приборов учета электроэнергии.
В ходе рассмотрения дела представителями ООО "УК "Ваш дом" составлен акт от 10.03.2016 осмотра общедомовых приборов учета в спорном многоквартирном доме, согласно которому представителями управляющей организации выявлены несоответствия пломб на клеммной крышке общедомовых приборов учета зав. N 1112131458, зав. N 1111131339. Указанный акт составлен в отсутствие представителя сетевой организации. Документы, подтверждающие уведомление АО "ТГЭС" о проведении указанного осмотра ответчиком в материалы судебного дела не представлены.
Согласно счету на оплату N 101075 от 30.06.2016, счет-фактуре N 7155/26025/01 от 30.06.2016 истец исполнил обязательства по продаже потребителю электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии на сумму в размере 563 981 рубля 83 копеек.
В ходе судебного разбирательства по делу АО "ТНС энерго Тула" из взыскиваемого объема был исключен объем электрической энергии (мощности), поставленной в многоквартирный дом: г.Тула, ул.Руднева, д.59.
Оставшийся объем электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, на сумму в размере 560 161 рубля 62 копеек сформирован в отношении спорного многоквартирного дома по показаниям общедомовых приборов учета за период с августа 2015 года по апрель 2016 года.
ООО "УК "Ваш дом" не исполнило своевременно в полном объеме обязанность по оплате электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии в размере 560 161 рубля 62 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункты 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусматривают, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом коммунальной услугой признается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При этом подпункт г) пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает, что электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), осуществляется в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" покупателем электрической энергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно положениям пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту а) пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о том, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.
Из анализа норм приведенных выше, а также обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что между АО "ТНС энерго Тула" и ООО "УК "Ваш дом" фактически сложились договорные отношения по поводу энергоснабжения спорного многоквартирного дома.
При этом, с учетом положений, изложенных в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ответчик является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемого ответчиком дома, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Из буквального толкования положений пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что плата за коммунальные услуги вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям только при наличии одного из перечисленных случаев: непосредственное управление домом; собственниками не выбран способ управления домом; выбранный способ управления домом не реализован.
Из материалов дела установлено, что ООО "УК "Ваш дом" осуществляло в спорный период (с августа 2015 года по апрель 2016 года) управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп.4.
Указанное обстоятельство подтверждается информацией с интернет-страницы сайта государственной жилищной инспекции Тульской области, а также информацией с интернет-страницы реформа ЖКХ.
Следовательно, отсутствуют основания для возникновения обязательств собственников (нанимателей) по оплате коммунальной услуги по поставке электрической энергии напрямую ресурсоснабжающей организации, поскольку в спорный период собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме выбран способ управления домом в виде управления управляющей организацией и он реализован
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о непосредственном управлении домом собственниками (нанимателями) помещений в спорный период.
Согласно служебной записке заместителя директора - начальника городского отделения индивидуальные, лицевые счета на граждан-потребителей по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г.Тула, ул.Мезенцева, д.44, корп. 4, открыты с 01.05.2016.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что управляющая компания в соответствии со статями 161, 162 ЖК РФ, должна предоставлять жителям многоквартирного дома весь комплекс коммунальных услуг и не может осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Следовательно, ООО "УК "Ваш дом", в отсутствие документов, подтверждающих реализацию собственниками (нанимателями) многоквартирного дома иного способа управления (в том числе непосредственного управления), обязано приобретать электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг жителям управляемого ответчиком дома.
В соответствии с расчетом истца, стоимость электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии поставленной в многоквартирный дом, управление которым осуществляет ООО "УК "Ваш дом", составило сумму в размере 560 161 рубля 62 копеек.
Апелляционная коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что общедомовые приборы учета электрической энергии являются нерасчетными.
Объемы электрической энергии определены истцом на основании данных, представленных АО "ТГЭС", полученных с использованием АСКУЭ и частично путем снятий показаний приборов учета специалистами сетевой организации.
Сопоставив показания приборов учета по данным АСКУЭ, акту снятий показаний приборов учета за август 2015 года с данными отраженными истцом в сводной ведомости объемов передачи электрической энергии по сетям ОАО "ТГЭС" суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что указанные сведения являются верными, соответствующими показаниям приборов учета, установленных в спорном многоквартирном доме.
Из материалов дела установлено, что начальные показания приборов учета, отраженные в актах допуска приборов учета за 2016 год, имеют отличия от показаний приборов учета, отраженных в сводной ведомости за март 2016 года, тем не менее, при наличии актов допуска приборов учета в эксплуатацию от 2014 года указанные сведения не имеют правового значения, поскольку объемы электрической энергии, определяемые по показаниям приборов учета за период с 2014 года формируются нарастающим итогом.
Как было установлено ранее, между АО "ТНС энерго Тула" и ООО "УК "Ваш дом" не согласованы письменные условия договора, в том числе условие о порядке оплаты электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии.
Согласно пункту 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В отсутствие согласованного между сторонами порядка оплаты электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о применении императивного порядка, установленного в пункте 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
В соответствии с пунктом 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. При этом под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: 1) дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; 2) фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; 3) лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; 4) характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; 5) решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; 6) наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; 7) лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; 8) результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); 9) дата следующей поверки.
Согласно материалам дела в отношении общедомовых приборов учета, установленных в спорном многоквартирном доме, составлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию от 29.10.2014.
Следовательно, в соответствии с нормами пункта 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в отношении приборов учета соблюдена процедура допуска их в эксплуатацию.
Проведение АО "ТГЭС" и ООО "УК "Ваш дом" повторной процедуры допуска общедомовых приборов учета в эксплуатацию и составление актов допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2016 не противоречит Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", и никак не нарушает прав ответчика, а лишь дополнительно подтверждает, что в спорный период, а именно с августа 2015 года по март 2016, то есть с момента первичного допуска приборов учета в эксплуатацию не произошло каких-либо изменений способных повлиять на определение объемов потребления электрической энергии (мощности).
Пункт 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" предусматривает, что при проведении допуска прибора учета в эксплуатацию, в том числе подлежат проверке состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
Из материалов дела установлено, что акты допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2014 и от 25.03.2016 содержат идентичные сведения, за исключением сведений о первичных показаниях приборов учета.
Однако, при составлении указанных документов у представителя ООО "УК "Ваш дом" не возникло никаких замечаний относительно их содержания, достоверности и правильности указанных в них сведений.
Согласно абзацу 3 пункта 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией. Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
При добросовестном поведении, ответчик, установив при проведении обследования приборов учета и выявлении, по его мнению, нарушения сохранности контрольных пломб, в том числе на клеммной крышке прибора учета или (и) их несоответствия номерным пломбам, указанным в актах допуска приборов учета обязан был незамедлительно проинформировать об этом сетевую организацию, таких документов в материалы дела ответчиком не представлено.
Подобное поведение ответчика с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" и пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не может быть признано добросовестным и свидетельствующим в пользу его правовой позиции, поскольку по существу представляет собой отказ от исполнения обязательства в форме отказа в принятии показаний прибора учета, используемого для определения размера подлежащего исполнению денежного обязательства.
При исполнении обязательств по энергоснабжению спорного многоквартирного дома АО "ТНС энерго Тула" осуществляло учет поданной электрической энергии на основании показаний приборов учета, зафиксированных в акте снятия показаний и с использованием АСКУЭ, содержание которых никем из участвующих в деле лиц не оспорено.
Ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих об оплате электрической энергии (мощности), а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии в размере 560 161 рубля 62 копеек.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24 октября 2017 года по делу N А68-8692/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
М.В. Токарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8692/2016
Истец: АО "ТНС Энерго Тула"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Ваш дом"
Третье лицо: АО "ТГЭС", Министерство строительства и ЖКХ Тульской области