Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2018 г. N Ф10-1368/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А08-5566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Белсельхозкорм": Фатеевой Т.С. по доверенности б/н от 10.08.2015; Блаут Н.Н. по доверенности б/н от 21.12.2016,
в отсутствие представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду и Балыбердиной Людмилы Петровны, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев апелляционную жалобу Балыбердиной Людмилы Петровны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017 по делу N А08-5566/2017, принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Белсельхозкорм" (ИНН 3123044451, ОГРН 1153130000077) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531) об отмене решения о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белсельхозкорм" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по г. Белгороду от 28.02.2017 о ликвидации ЗАО "Светлое" (ОГРН 1023100509277), обязать ИФНС России по г. Белгороду исключить регистрационную запись N 2173123094626 из ЕГРЮЛ (с учетом уточнений).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена ликвидатор ЗАО "Светлое" Балыбердина Людмила Петровна.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017 заявленные требования удовлетворены. Решения ИФНС России по г. Белгороду от 28.02.2017 о ликвидации ЗАО "Светлое" признано недействительным. Суд обязал ИФНС России по г. Белгороду внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи за государственным регистрационным номером 2173123094626 о государственной регистрации ЗАО "Светлое" в связи с ликвидацией. Также суд взыскал с регистрирующего органа в пользу ООО "Белсельхозкорм" судебные расходы 3000 руб. в возмещение государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ликвидатор ЗАО "Светлое" Балыбердина Л.П. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, которые суд счел установленными. Балыбердина Л.П. указывает, что доказательства, принятые судом (постановления следователя об отказе в возбеждении уголовного дела), содержат только информацию о наличии гражданско-правового спора, доказательств, подтверждающих наличие какой-либо задолженности Общество "Белсельхозкорм" не представило, в материалах дела такие доказательства отсутствуют. Балыбердина Л.П. указывает, что у ЗАО "Светлое" отсутствовали какие-либо основания для отражения в бухгалтерском учете отношений с ООО "Белсельхозкорм".
В представленном отзыве Общество "Белсельхозкорм" возражает против доводов апелляционной жалобы Балыбердиной Л.П., считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В представленном отзыве ИФНС России по г. Белгороду поддерживает доводы апелляционной жалобы, ссылается, что у регистрирующего органа отсутствовали основания не вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица применительно к положениям пункта 5 статьи 20, пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Балыбердина Л.П. и Инспекция, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились. От Инспекции имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, в связи с чем, в порядке пункта 2 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на нее заявителя и регистрирующего органа, арбитражный апелляционный суд считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 28.09.2016 в инспекцию были представлены: уведомление о принятии решения о ликвидации ЗАО "Светлое" по форме Р15001, решение о ликвидации от 27.09.2016, принятое единственным акционером ЗАО "Светлое" Балыбердиной Л.П., справка от 13.09.2016.
На основании представленных документов инспекция приняла решение N 12425А от 05.10.2016 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора ЗАО "Светлое".
Информация о принятом решении о ликвидации ЗАО "Светлое" опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 44 (607) от 09.11.2016.
16 января 2017 года в инспекцию представлено уведомление о составлении промежуточного баланса по форме Р15001. На основании указанного документа инспекция приняла решение от 23.01.2017 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица ЗАО "Светлое".
31.01.2017 в инспекцию представлены заявление по форме Р16001 о ликвидации общества, документ об уплате государственной пошлины, ликвидационный баланс, справка от 27.01.2017. В этот же день инспекция приняла решение N 1153А об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией, так как ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным в связи с тем, что представленный ликвидационный бухгалтерский баланс содержит недостоверные сведения (в регистрирующем органе имеется информация, представленная Межрайонной ИФНС России N 2 по Белгородской области о наличии задолженности по налогам у ЗАО "Светлое", в представленном балансе данная информация не содержится).
16.02.2017 в инспекцию представлены заявление по форме Р16001 о ликвидации ЗАО "Светлое", документ об оплате государственной пошлины, ликвидационный баланс, справка от 13.02.2017.
28.02.2017 инспекция приняла решение о государственной регистрации ликвидации ЗАО "Светлое".
Полагая указанное решение незаконным, Общество "Белсельхозкорм" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Как указывает заявитель, ликвидатору было известно о задолженности ЗАО "Светлое" перед Обществом, поскольку между сторонами имелся гражданско-правовой спор, 21.12.2016, 28.12.2016 и 16.02.2017 ликвидатору направлялись претензии о задолженности, которые не были приняты при составлении ликвидационного баланса.
Суд первой инстанции пришел к выводам, что представленный для государственной регистрации ЗАО "Светлое" в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс являлся недостоверным; ЗАО "Светлое" (ликвидатором) не была исполнена установленная п. 1 ст. 63 ГК РФ обязанность по письменному уведомлению ООО "Белсельхозкорм" о ликвидации ЗАО "Светлое". При этом, ЗАО "Светлое" знало о наличии денежного требования ООО "Белсельхозкорм", что свидетельствует о недобросовестности действий как указанного общества, так и ликвидатора, направленных на избежание предъявления к ЗАО "Светлое" требований. Установив данные обстоятельства, суд удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона о регистрации, пунктом 1 которой определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица; указанный перечень является закрытым:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (может быть представлен по межведомственному запросу регистрирующего органа).
В силу пункта 2 статьи 22 Закона о регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Пунктом 3 названной статьи Закона о регистрации документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, предусмотренных данным Законом.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления по форме Р16001 о ликвидации ЗАО "Светлое", представленного 16.02.2017, регистрирующим органом не было установлено оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Из содержания Закона о регистрации следует, что им не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
Установленная действующим законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными правовыми актами формам и порядку их заполнения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как было указано выше, в "Вестнике государственной регистрации" от 09.11.2016/418 опубликовано сообщение о ликвидации ЗАО "Светлое", с предложением кредиторам предоставить свои требования ликвидатору в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения.
Согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Гражданского кодекса заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Названные механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы.
С учетом приведенных норм права, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
Между тем, как следует из материалов настоящего дела, Обществом ООО "Белсельхозкорм" не представлено надлежащих доказательств наличия задолженности ЗАО "Светлое"; требование в суд о признании незаконными действий ликвидатора по составлению ликвидационного баланса также не было заявлено.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что об инициировании добровольной ликвидации ЗАО "Светлое" ООО "Белсельхозкорм" знало в декабре 2016 года.
Суд первой инстанции оценил в качестве доказательств наличия кредиторской задолженности два постановления ОМВД России по Белгородскому району об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.11.2015 и 10.07.2017, в которых содержится информация, что 06.11.2015 между компанией ЗАО "Светлое" (арендодатель) в лице Балыбердиной Л.П. и ООО "Белсельхозкорм" (арендатор) заключен договор аренды цеха с оборудованием по переработке семян подсолнуха, а также указано на наличие гражданско-правового спора, который должен быть рассмотрен в гражданском судопроизводстве.
Суд области указал, что в постановлениях содержится информация по факту не выполнения договорных обязательств со стороны компании ЗАО "Светлое" в лице Балыбердиной Л.П.
Однако такие факты из постановлений ОМВД России по Белгородскому району об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.11.2015 и 10.07.2017 не усматриваются. Более того, из содержания постановлений следует, что ЗАО "Светлое" указывало на наличие встречных требований к ООО "Белсельхозкорм" (т. 1, л. 6-7, т.2, л. 38-39).
Таким образом, постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.11.2015 и 10.07.2017 не являются доказательствами, свидетельствующими о наличии у ЗАО "Светлое" долга перед ООО "Белсельхозкорм".
Суд области установил, что 21.12.2016, 28.12.2016 и 16.02.2017 ООО "Белсельхозкорм" в адрес ЗАО "Светлое" были направлены претензии, а 05.04.2017 арбитражным судом Белгородской области возбуждено производство по делу N А08-2355/2017 по иску ООО "Белсельхозкорм" к ЗАО "Светлое", производство по которому прекращено определением суда от 20.06.2017 в связи с ликвидацией ЗАО "Светлое".
Указанные обстоятельства также не являются безусловным подтверждением наличия кредиторской задолженности ЗАО "Светлое" перед ООО "Белсельхозкорм", а свидетельствует только о наличие спора. При этом из содержания претензий (т. 1, л. 8, 9, 12), и предмета заявленных требований суду по делу А08-2355/2017 следует, что ООО "Белсельхозкорм" не предъявляло ЗАО "Светлое" денежного требования, а истребовало свое имущество (семена подсолнечника на складе), которое, как полагает ООО "Белсельхозкорм", удерживает ЗАО "Светлое" на своем складе.
Так, согласно определению Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-2355/2017, предметом иска ООО "Белсельхозкорм" к соответчикам ЗАО "Светлое" и КФХ "Эллина" указано истребование имущества из чужого незаконного владения.
Также из материалов настоящего дела следует, что ранее, в декабре 2016, ООО "Белсельхозкорм" обращалось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ЗАО "Светлое" и Бытяк Сергею Иосифовичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании солидарно 1 691 200 руб. суммы неосновательного обогащения, 116 000 руб. суммы транспортных расходов (дело N А08-9504/2016; определением от 26 января 2017 года суд возвратил иск, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора).
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Как следует из материалов дела, Балыбердина Л.П., будучи руководителем, а затем ликвидатором ЗАО "Светлое", не признавала наличие задолженности перед ООО "Белсельхозкорм".
Из системного толкования ст. 64 ГК следует, что кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии в целях установления обоснованности заявленного требования в рамках общеискового производства.
Между тем, ООО "Белсельхозкорм" не обращалось в суд ни после возникновения спора (из постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.11.2015 следует, что спор возник в конце ноября 2015 года), и не обратилось с требованием о включении в промежуточный ликвидационный баланс суммы долга после уклонения ликвидатора от рассмотрения претензий, направленных в декабре 2016 года, как того требует ст. 64 ГК РФ.
Таким образом, ООО "Белсельхозкорм" в рамках рассмотрения настоящего дела не представило надлежащих доказательств, подтверждающих его доводы о том, что оно является кредитором ликвидированного лица. Доказательства, принятые во внимание судом области, таковыми не являются.
В направленных ООО "Белсельхозкорм" претензиях ликвидатору ставился вопрос о спорной задолженности, не признанной ЗАО "Светлое", которая в установленном порядке (судебном) определена не была.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и действовавшим на момент принятия оспариваемого решения о ликвидации, считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
Как следует из материалов дела, порядок регистрации ликвидации ЗАО "Светлое" Инспекцией как регистрирующим органом соблюден.
Доводы ООО "Белсельхозкорм" о том, что в адрес Инспекции было направлено заявление от 21.12.2016 о приостановлении ликвидации в связи наличием имущественного спора у ООО "Белсельхозкорм" с ЗАО "Светлое", апелляционная отклоняет, исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией приостанавливается в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Из содержания заявления от 21.12.2016 (т.1, л. 11) следует, что ООО "Белсельхозкорм" уведомляет Инспекцию о том, что "у ЗАО "Светлое" имеются неисполненные обязательства перед ООО "Белсельхозкорм" по возврату имущества (семян подсолнечника и сои), принадлежащего ООО "Белсельхозкорм" в арендуемом помещении у ЗАО "Светлое". Также ООО "Белсельхозкорм" указывает, что "в скором времени намечено обращение в суд о принудительном возврате удерживаемого имущества". При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований принимать во внимание поступившую информацию и не вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ЗАО "Светлое".
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку при его принятии судом неправильно применены нормы материального права и выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из положений статьи 333.21 НК РФ, расходы по уплате Белыбердиной Л.П. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Общества "Белсельхозкорм" в ее пользу в составе судебных расходов, подлежащих взысканию с проигравшей стороны (пункт 1 статьи 110 АПК РФ) в сумме 150 руб. (чек-ордер от 04.12.2017).
Руководствуясь статьями частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Балыбердиной Людмилы Петровны удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017 по делу N А08-5566/2017 отменить.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Белсельхозкорм" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Белсельхозкорм" (ИНН 3123044451, ОГРН 1153130000077) в пользу Балыбердиной Людмилы Петровны 150 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5566/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2018 г. N Ф10-1368/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Белсельхозкорм"
Ответчик: Белыбердина Людмила Петровна, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду
Третье лицо: Блаута Николай Николаевич