8 августа 2018 г. |
А43-25698/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОС-Групп" (ОГРН 1125903001476, ИНН 5903097190, Пермский край, д. Хмели, ул. Шоссе Космонавтов, д.368/2)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2017
по делу N А43-25698/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФОС-Групп"
о признании недействительными решений Приволжского таможенного управления от 09.06.2017 N РКТ-1040000017/000002, N РКТ-10400000-17/000003,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ФОС-Групп" - Фомина А.М. по доверенности от 09.04.2018;
от Приволжского таможенного управления - Горошкиной Н.А. по доверенности от 15.01.2018 N 06-01-15/00373, Евсеева М.Б. по доверенности от 01.09.2017 N 06-01-15/12371,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФОС-Групп" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Приволжского таможенного управления (далее - Управление, таможенный орган) от 09.06.2017 N РКТ-1040000017/000002, N РКТ-10400000-17/000003.
Решением от 22.11.2017 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 25.05.2015 N 25/05/15/2, заключенного с компанией "Qingdao Kingstar International Co., Ltd" (Китай), Общество в 2015-2016 годах ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, поименованный в дополнительных соглашениях к контракту как "Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Люкс" с розовыми гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00013; силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Экстра" с зелеными гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00014; силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00015; силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Люкс" с розовыми гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 7,6 л упакован в коробки по 4 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00016; силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 10 л упакован в коробки по 3 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00017; силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете объемом 15 л упакован в коробки по 2 шт., Шурум-Бурум, артикул 1НАС00018".
Ввезенный товар был задекларирован Обществом на Пальниковском таможенном посту Пермской таможни по ряду деклараций на товары (ДТ), в том числе по ДТ N 10411080/291015/0013117, 10411080/150216/0001557.
В графе 33 названных ДТ Общество указало классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС: 2811 22 000 0 "Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие; диоксид кремния" (ставка ввозной таможенной пошлины - 2 %).
По итогам проведенного таможенного контроля должностными лицами Пермской таможни подтверждена правильность классификации товаров в субпозиции 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В рамках контроля достоверности заявленного декларантом классификационного кода товара по названным ДТ Пальниковским таможенным постом Пермской таможни проведена дополнительная проверка, в рамках которой получены объяснения директора Общества, проведена таможенная экспертиза, отобраны пробы (образцы) товара, проведен таможенный досмотр товара.
В процессе мониторинга базы электронных ДТ Пальниковского таможенного поста Пермской таможни Управлением проведен анализ информации, указанной в графе 31 ДТ N N 10411080/291015/0013117, 10411080/150216/0001557, документов, приложенных в электронном виде к ДТ и полученных Пермской таможней в отношении товара, поставляемого по внешнеторговому контракту от 25.05.2015 N 25/05/15/2.
По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров Управлением составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 02.06.2017 N 1040000/213/020617/А0005 и принято решение о проведении ведомственного контроля в отношении принятых Пермской таможней решений о подтверждении правильности классификации товара "Силикагелевый наполнитель для кошачьих туалетов" по спорным ДТ.
По результатам проведения ведомственного контроля и проверки документов и сведений Управление с учетом результатов таможенных экспертиз: ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г.Екатеринбург от 15.01.2016 N 01-19/037019 по ДТ N 10411080/291015/0013117, ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород от 13.04.2016 N 010862-2016 по ДТ N 10411080/150216/0001557, пояснений специалистов ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород (письмо ЦЭКТУ от 12.05.2016 N 01-17/905), а также информации изготовителя товара о составе товара и функциональном назначении цветных гранул в составе товара, Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС посчитало, что товар "Силикагелевый наполнитель для кошачьих туалетов", декларированный Обществом по указанным ДТ, является смесью химических веществ.
В этой связи Управлением приняты решения от 09.06.2017 N N РКТ-10400000-17/000002, РКТ-10400000-17/000003, являющиеся одновременно и решениями об отмене в порядке ведомственного контроля решений Пермской таможни о подтверждении правильности классификации данного товара в субпозиции 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми товар N 1 "Силикагелевый наполнитель для кошачьих туалетов", декларированный по ДТ NN 10411080/291015/0013117, 10411080/150216/0001557, классифицирован в подсубпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС как "Готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие; - прочие; - прочие; - прочие; прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины 5 %).
Общество не согласилось с данными решениями Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подпункте 27 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
Одним из видов таможенной декларации является декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 180 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
В декларации на товары в том числе указываются сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость (пункт 2 статьи 181 Кодекса).
В статье 52 Кодекса установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (пункт 3).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 522 ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В пункте 7 Положения N 522 определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2-6 ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основные принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
В рассматриваемом случае в графе 31 ДТ N 10411080/291015/0013117 спорный товар заявлен как "Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета в виде кусочков неправильной формы размером 1-8 мм (гидратированный диоксид кремния 99-100 %). Предназначен для гигиенических целей при содержании комнатных непродуктивных животных (кошек). Товар не опасный, не является отходами, не является ветеринарным препаратом, не пригоден в пищу. CAS 7631-86-9. ОКП 969270. 1. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Люкс" с розовыми гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., артикул: 1НАС00013. 2. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Экстра" с зелеными гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., артикул 1НАС00014. 3. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 3,8 л упакован в коробки по 8 шт., артикул 1НАС00015. 4. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Люкс" с розовыми гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 7,6 л упакован в коробки по 4 шт., артикул 1НАС00016. 5. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 10 л упакован в коробки по 3 шт., артикул: 1НАС00017. 6. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете объемом 15 л упакован в коробки по 2 шт., артикул: 1НАС00018. Изготовитель: Qingdao Kingstar International Co., Ltd, товарный знак: Шурум-Бурум любимое занятие, номер регистрации: 379704".
В графе 31 ДТ N 10411080/150216/0001557 спорный товар заявлен как "Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета в виде кусочков неправильной формы размером 1-8 мм (гидратированный диоксид кремния 99-100 %). Предназначен для гигиенических целей при содержании комнатных непродуктивных животных (кошек). Товар не опасный, не является отходами, не является ветеринарным препаратом, не пригоден в пищу. CAS 7631-86-9. ОКП 969270. 1. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете дой-пак объемом 10 л упакован в коробки по 3 шт., артикул: 1НАС00017. 2. Силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета "Премиум" с синими гранулами в полипропиленовом пакете объемом 15 л упакован в коробки по 2 шт., артикул: 1НАС00018. Изготовитель: Qingdao Kingstar International Co., Ltd, товарный знак: Шурум-Бурум любимое занятие, номер регистрации: 379704".
В обоснование классификации декларируемого товара по коду 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как "Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие; диоксид кремния" Общество указало, что силикагелевый наполнитель для кошачьих туалетов является диоксидом кремния, то есть соединением определенного химического состава с добавлением продуктов, в данном случае красителя, в том количестве, при котором не изменяются свойства основного продукта и не допускается его использование в иных целях, отличных от традиционных.
В свою очередь таможенный орган полагает правомерным отнесение данного товара к коду 3824 90 970 9 ТН ВЭД ЕАЭС как "Готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежной отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные: далее прочие".
При этом в обоснование своих доводов Управление ссылается на то, что поскольку декларируемый товар заявлен Обществом как гидратированный диоксид кремния с гранулами разных цветов (розовыми, синими, зелеными), при классификации данного товара необходимо применять примечания 1 а) и 1 д) к 28 группе ТН ВЭД ЕАЭС, в котором поименованы красящие вещества, добавляемые исключительно для облегчения идентификации или в целях безопасности в опасные или ядовитые вещества.
В соответствии с примечанием 1 к товарной группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС "Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов" если в контексте не оговорено иное, в товарные позиции этой группы включаются: (а) отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие или не содержащие примеси; (б) продукты, указанные выше в пункте (а), растворенные в воде; (в) продукты, указанные выше в пункте (а), растворенные в других растворителях, при условии, что растворение является обычным и необходимым условием для их сохранения или транспортировки, с сохранением свойств данных продуктов, что не допускает их использования в иных целях, отличных от традиционных; (г) продукты, указанные выше в пункте (а), (б) или (в), с добавлением стабилизирующего вещества (включая агент против слеживания), необходимого для их сохранения или транспортировки; (д) продукты, указанные выше в пункте (а), (б), (в) или (г), с добавлением противопылевого средства или красящего вещества для облегчения их идентификации или в целях безопасности с сохранением свойств данных продуктов, что не допускает их использования в иных целях, отличных от традиционных.
Согласно Общим положениям к группе 28 ТН ВЭД ТС если в контексте не оговорено иное, в группу 28 включаются только отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава. Отдельное соединение определенного химического состава - это соединение, содержащее молекулы одного вида (например, с ковалентной или ионной связью), состав которых определен постоянным соотношением элементов и может быть представлен определенной структурной формулой. В кристаллической решетке молекулы соответствуют повторяющимся единицам ячейки. Отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие примеси или растворенные в воде, включаются в группу 28. Термин "примеси" означает только вещества, присутствие которых в отдельном химическом соединении объясняется исключительно и непосредственно процессом производства (включая очистку). Отдельные элементы и соединения определенного химического состава, указанные выше, с добавлением стабилизирующего вещества, необходимого для их сохранения или транспортировки, включаются в данную группу.
Продукты, добавляемые к некоторым химическим веществам для их сохранения в исходном физическом состоянии, также рассматриваются как стабилизирующие вещества при условии, что количество введенного вещества не превышает количество, необходимое для достижения нужного результата, и добавление этого вещества не изменяет свойств основного продукта и не допускает его использования в иных целях, отличных от традиционных. При соблюдении того же условия, а именно: если внесение добавок не придает продукту свойств, позволяющих использовать его в иных целях, отличных от традиционных, продукты данной группы могут также содержать: (а) противопылевые средства (например, минеральное масло, добавляемое к некоторым ядовитым веществам для предотвращения распыления при их использовании); (б) красящие вещества, добавляемые для облегчения идентификации или в целях безопасности в опасные или ядовитые вещества (например, арсенат свинца товарной позиции 2842) в качестве "маркера" или для предупреждения тех, кто использует эти вещества.
Однако когда такие вещества намеренно оставляются в продукте с целью его использования в иных целях, отличных от традиционных, они не рассматриваются как допустимые примеси. Так, продукты, к которым красящие вещества добавляются в других целях (например, силикагель с добавлением солей кобальта для индикации влажности (товарная позиция 3824), не включаются в данную группу.
Проанализировав указанные примечания к товарной позиции 28 ТН ВЭД ТС, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допускается добавление к химическим веществам продуктов, в том числе стабилизирующих веществ, если при их добавлении основной продукт не изменяет своих свойств и не допускает их использование в иных целях, отличных от традиционных. Данное условие является основным классифицирующим признаком, то есть добавление веществ не должно изменять первоначальные свойства и назначение исходного продукта, а подпункт "д" примечания 1 к 28 группе лишь конкретизирует вещества, которые могут быть добавлены в целях безопасности по отношению к ядовитым веществам, о чем свидетельствует словосочетание "могут также содержать".
Правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС устанавливают, что юридическое значение имеет текст товарных позиций (подсупозиций), а также примечания к разделам и группам.
Правило 2б определяет, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами, а правило 3а устанавливает, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Из материалов дела следует, что спорный товар представляет собой аморфный гидратированный оксид кремния (силикагель), изготовленный с добавлением красящего вещества, при этом добавление красящего вещества не изменяет основных свойств продукта, в состав товара входит не менее 99 мас.% аморфного гидратированного диоксид кремния.
Указанные характеристики товара отражены в заключении таможенного эксперта от 15.01.2016 N 01-19/037019, подготовленного по предоставленным на исследование пробам товара, ввезенного по ДТ N 10411080/291015/0013117.
Заключением подтверждено, что ввезенный продукт является химическим соединением определенного химического состава, более чем на 99 % представленного соединением кремния с кислородом, то есть диоксидом кремния.
Аналогичный товар был ввезен и по ДТ N 10411080/150216/0001557.
С учетом основных правил интерпретации 1, 2б, 3а, а также примечаний к группе 28 необходимо отметить, что соединения, для которых товарные позиции (подсубпозиции) этой группы предусматривают более конкретное описание, должны классифицироваться в группе 28, а не в иных группах ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом допускается наличие в таких веществах присадок (веществ, сознательно добавленных в них), если они не изменяют свойств продукта и не позволяют его использование в иных целях, отличных от традиционных.
Одними из таких добавок являются красящие вещества, которые добавляются в целях идентификации или в целях безопасности.
Таким образом, исходя из указанных характеристик товара и подтвержденной экспертом информации о количественном и качественном составе товара, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ввезенный Обществом товар является диоксидом кремния не менее 99 % с добавлением органических красителей различных цветов, не изменяющих основных свойств продукта, то есть отвечает требованиям примечания 1 к группе 28 ТН ВЭД и должен классифицироваться товарной позиции 2811 22 "кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: диоксид кремния".
Доводы таможенного органа о том, что присутствие красящих веществ в основном продукте может быть только исключительно для облегчения их идентификации в целях безопасности в опасных или ядовитых веществах, являются ошибочными. Данный товар не является опасным, то есть ядовитым веществом.
В данном случае окрашивание гранул осуществляется в целях повышения эстетического вида, для увеличения потребительского спроса, то есть в коммерческих целях, при это не происходит изменение свойств продукта и его использование в иных целях, отличных от традиционных.
В этой связи не имеют правового значения выводы таможенного эксперта, сделанные в заключении от 13.04.2016 N 010862-2016, подготовленном по предоставленным на исследование пробам товара, ввезенного по ДТ N 10411080/150216/0001557, о том, что красящие вещества, добавленные в основной продукт, не используются для облегчения идентификации или в целях безопасности с сохранением свойств данного товара.
При этом суд апелляционной инстанции также учел, что таможенный эксперт в заключении от 13.04.2016 N 010862-2016 не смог определить конкретное функциональное назначение красящего вещества ввиду низкого содержания красителя гранул синего цвета проб товара.
Доводы Управления о том, что товар, заявленный в декларациях, представляет собой смесь, а не чистое вещество, судом апелляционной инстанции также отклоняются.
Так, примечания 1а-1д к группе 28 предусматривают именно смеси классифицируемого вещества с другими компонентами. При этом смеси в группе 28 допустимы для классификации товара в этой группе только с теми, которые поименованы в примечаниях 1а-1д. Примечание 1д предусматривает возможность добавления красителей, при этом оно не ограничивает круг таких красителей исключительно неорганическими, поскольку иного в тексте примечания не содержится.
В рассматриваемом случае добавленные в продукт красители присутствуют в количествах, при которых не изменяются свойства основного продукта и не допускается его использование в иных целях, отличных от традиционных, а соответственно, указанное Управлением обстоятельство не влияет на таможенную классификацию товара.
Суд апелляционной инстанции считает, что декларируемый товар, исходя из его описания и сведений о нем, установленных в том числе таможенным экспертом, а также с учетом правил ОПИ ТН ВЭД более точно отражен в товарной подсубпозиции 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие; диоксид кремния".
При изложенных обстоятельствах классификация таможенным органом оспариваемыми решениями ввезенного Обществом товара в товарной подсубпозиции 3824 90 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС является необоснованной.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Пермского края в решении от 29.06.2017 по делу N А50-7962/2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2018, где рассматривался идентичный товар, ввезенный тем же заявителем.
Определением от 09.06.2018 N 309-КГ18-6557 Верховный Суд Российской Федерации отказал Пермской таможне в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Вышеуказанная позиция также поддержана и Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 28.06.2018 по делу N А45-12799/2017.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Управления противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное таможенным органом не доказано.
Приведенные в отзыве на апелляционную жалобу и устно в судебном заседании доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и в силу вышеизложенного признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а требование Общества - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления подлежит возмещению заявителю судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2017 по делу N А43-25698/2017 отменить.
Признать недействительными решения Приволжского таможенного управления от 09.06.2017 N РКТ-10400000-17/000002, N РКТ-10400000-17/000003.
Взыскать с Приволжского таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФОС-Групп" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25698/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф01-5567/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФОС-ГРУПП"
Ответчик: Приволжское таможенное управление