г. Пермь |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А50-26144/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Кобец Зульфии Хамитовны: представители не явились;
от заинтересованного лица Администрации Свердловского района города Перми: Рябова М.С. по доверенности от 09.01.2018;
от третьего лица Администрация города Перми: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Кобец Зульфии Хамитовны
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 октября 2017 года по делу N А50-26144/2017,
принятое судьей Завадской Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кобец Зульфии Хамитовны (ОГРНИП 304590622600107, ИНН 590601042990)
к Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513)
третье лицо: Администрация города Перми,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кобец Зульфия Хамитовна (далее -заявитель, ИП Кобец З.Х.) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным распоряжения Главы администрации Свердловского района г. Перми от 03.08.2017 N СЭД-059-39-01-01-328 "О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) автостоянок открытого типа" в части указания в Перечне самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению, под пунктом "12" автостоянки по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 104а.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Кобец З.Х. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает на нарушение порядка признания объекта незаконно размещенным. Кроме того, приводит доводы о том, что в момент организации автостоянки объект не был самовольным - стоянка организована с ведома и согласия органа, осуществляющего распоряжение земельными участками в городе Перми, договор аренды был подписан представителем Администрации города Перми.
Администрация Свердловского района города Перми против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Свердловского района города Перми поддержал позицию.
Третьим лицом Администрацией города Перми отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель ИП Кобец З.Х., третье лицо Администрация города Перми о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 06.12.2000 между ИП Кобец З.Х. и Администрацией г. Перми был подписан договор аренды земельного участка N 388-2000 со сроком действия с 14.11.2000 по 14.11.2003, в соответствии с которым Кобец З.Х. был предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 2826,6 кв. м, расположенный по адресу: ул. Старцева в Свердловском районе г. Пермь, для использования под эксплуатацию платной автостоянки без права возведения капитальных сооружений.
10.08.2015 уполномоченными должностными лицами Администрации Свердловского района города Перми осуществлена проверка территории, в результате которой выявлен движимый объект - автостоянка, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 104а, о чем составлен акт проверки территории от 10.05.2015 N С/НТО/10 АСОТ.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, опубликованного на официальном сайте Муниципального образования город Пермь (http://www.gorodperm.ru) в данный реестр включена автостоянка, расположенная по адресу: г. Пермь, ул.Старцева, 104а (срок для добровольного демонтажа до 03.09.2015).
03.08.2017 Администрацией Свердловского района города Перми издано распоряжение N СЭД-059-39-01-01-328 "О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) автостоянок открытого типа", в приложении к которому содержится перечень самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению, в п. 12 указанного перечня поименована автостоянка по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 104а.
ИП Кобец З.Х., полагая, что распоряжение Администрации Свердловского района города Перми от 03.08.2017 N СЭД-059-39-01-01-328 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного правого акта недействительным.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации города Перми (далее - Типовое положение).
Согласно п. 1.2 Типового положения администрация района города Перми является территориальным органом администрации города Перми.
В пунктах 3.2.8.6, 3.2.8.7 Типового положения указано, что в сфере потребительского рынка территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет, демонтажу, перемещению и хранению, транспортированию и захоронению либо утилизации самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа на территории района в установленном порядке и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов; выдает владельцам нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.
Согласно п. 3.2.8.8 Типового положения организует принудительный демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных рекламных конструкций на территории района и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
В соответствии с п. 1.4, п. 1.5 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 192 (далее - Положение):
самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в п. 1.3 настоящего Положения, без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами города Перми правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, в том числе, если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды;
незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в п. 1.3 настоящего Положения, право на размещение которого прекратилось.
В п. 2.4 Положения указано, что учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, в порядке, установленном администрацией города Перми.
В силу пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.4.1 Положения по результатам проверки наличия объекта и правовых оснований его размещения составляется акт, в котором отражается факт выявления самовольного (незаконного) объекта или сведения о законности размещения объекта на соответствующей территории. Самовольные (незаконные) объекты в течение трех рабочих дней после дня составления акта проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами. Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством включения сведений о данных объектах в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми (далее - Реестр), в порядке, установленном администрацией города Перми. В Реестр включается следующая информация: тип самовольного (незаконного) объекта, место его нахождения, дата составления и номер акта проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, - в течение трех рабочих дней после дня составления такого акта; период, отведенный на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта, определенный в соответствии с пунктом 2.7 Положения, - не позднее следующего дня после дня опубликования объявления с требованием о добровольном демонтаже объекта, а также сведения о продлении указанного периода по основанию, указанному в абзаце втором пункта 2.7 Положения (с указанием продленного периода, отведенного на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта), - не позднее дня, следующего за днем опубликования объявления с требованием о добровольном демонтаже соответствующего объекта в новый (продленный) срок; сведения о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, дата составления и номер акта проверки исполнения требования о добровольном демонтаже - в течение трех рабочих дней после дня составления акта, предусмотренного пунктом 2.8 Положения; дата и номер распоряжения о принудительном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, дата его опубликования, планируемая дата принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта, сведения о лице, осуществляющем демонтаж, перемещение и хранение самовольного (незаконного) объекта, - в течение трех рабочих дней после дня опубликования распоряжения о принудительном демонтаже самовольного (незаконного) объекта; дата принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта и помещения его на временное хранение, место хранения - в течение трех рабочих дней после дня составления акта, предусмотренного пунктом 3.2 Положения, и иная информация.
В соответствии с п. 2.10 Положения для организации принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов, кроме объектов, указанных в абзаце третьем п. 2.1 настоящего Положения, руководитель территориального органа издает распоряжения о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов (далее - распоряжение). Распоряжения издаются в отношении самовольных (незаконных) объектов, добровольно не демонтированных на момент издания соответствующего распоряжения (кроме рекламных конструкций), выбор которых осуществляется территориальным органом в соответствии с критерием очередности. Сроки издания распоряжений устанавливаются правовым актом администрации города Перми.
Доводы ИП Кобец З.Х. о том, что в момент организации автостоянки объект не был самовольным - стоянка организована с ведома и согласия органа, осуществляющего распоряжение земельными участками в городе Перми; эксплуатация автостоянки осуществляется на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2000 N 388-2000, заключенного между ИП Кобец З.Х. и Администрацией г. Перми, судом первой инстанции исследован и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок более одного года.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-11012/2011 с ИП Кобец З.Х. в пользу Департамента земельных отношений администрации г. Перми взыскано неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами, при этом суды исходили из признания факта незаключенности между сторонами договора аренды на том основании, что указанный договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах наличие у ИП Кобец З.Х. в настоящее время прав на использование спорного земельного участка не подтверждено.
Доводы заявителя о нарушении порядка признания спорного объекта незаконно размещенным судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку согласно представленной в материалы дела выписке из Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, опубликованного на официальном сайте Муниципального образования город Пермь (http://www.gorodperm.ru) в данный реестр включена автостоянка, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 104а, при этом в данном реестре указаны сведения о составлении акта проверки территории от 10.05.2015 N С/НТО/10 АСОТ, срок для добровольного демонтажа до 03.09.2015. Данный реестр является общедоступной информацией, опубликованной в порядке, установленном Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 192.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания распоряжения администрации Свердловского района города Перми от 03.08.2017 N СЭД-059-39-01-01-328 недействительным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2017 года по делу N А50-26144/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26144/2017
Истец: Кобец Зульфия Хамитовна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Администрация г. Перми