г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А21-1801/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Кашиной Т.А., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17024/2018) Администрации МО "Полесский городской округ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.05.2018 по делу N А21-1801/2018 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по иску Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
к Администрации МО "Полесский городской округ"
третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области
об обязании передать помещения в собственность Российской Федерации,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Курортная, 1) (далее - Территориальное управление, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании администрации муниципального образования "Полесский городской округ" (ОГРН 1023902273130, место нахождения: 239630, Калининградская область, г. Полесск, ул. Калининградская, 38) (далее - Администрация, ответчик) в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения, общей площадью 116,2 кв.м., расположенные по адресу: Калининградская область, г. Полесск, ул. Калининградская, д. 8, путем издания распорядительного акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - УФССП).
Решением от 14.05.2018 суд обязал администрацию муниципального образования "Полесский городской округ" в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения, общей площадью 116,2 кв.м., расположенные по адресу: Калининградская область, г. Полесск, ул. Калининградская, д. 8, путем издания распорядительного акта.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
30.03.2017 на основании договора аренды нежилого помещения N 4, заключенного между Администрацией муниципального образования "Полесский городской округ" и УФССП, последнему в аренду передана часть внутренних нежилых помещений, общей площадью 116,2 кв.м., в том числе: помещение N7-9,1кв.м., помещение N8- 15,3 кв.м., помещение N 922,9 кв.м., помещение N 11-10,3 кв.м., помещение N 12-8,7 кв.м., помещение N 18-30,1 кв.м., помещение N 19-19,8 кв.м., в соответствии с поэтажным Планом Технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация", расположенные по адресу: Калининградская обл., г. Полесск, ул. Калининградская, д.8. Срок действия договора установлен с 01.01.2017 по 30.12.2017.
УФССП письмом от 05.09.2017 обратилось в Территориальное управление об оказании содействия в передаче в безмозмездное пользование УФССП занимаемым им помещений.
Агентство направило в адрес Администрации письмо от 17.10.2017 с предложением о передаче спорного имущества в федеральную собственность для дальнейшего закрепления на праве оперативного управления за УФССП России по Калининградской области.
Письмом от 02.11.2017 Администрация отказала в передаче имущества и сообщила, что безмозмездное отчуждение муниципального имущества не обеспечивает интересы МО "Полесский городской округ" и приведет к неисполнению доходной части бюджета городского округа. В связи с этим Администрация считает нецелесообразным передачу объекта из муниципальной собственности в федеральную.
Ссылаясь на то, что в соответствии с положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ спорное помещение не может находиться в муниципальной собственности и подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Кроме того, частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
В случае неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по передаче имущества в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено посредством обращения в арбитражный суд с иском об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой.
При этом передача имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется в соответствии с положениями пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; указанные решения являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1), 73 Конституции Российской Федерации право собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради которых оно вводится. Федеральным законом, разграничивающим государственную собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, процесс безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов органов государственной власти Российской Федерации и их фактическую заинтересованность в соответствующем объекте для решения вопросов государственного значения, включая возможность финансовой поддержки на содержание передаваемого имущества.
Согласно нормам Федерального закона N 122-ФЗ нахождение спорного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Порядок передачи используемого имущества, необходимого для обеспечения деятельности службы судебных приставов, из муниципальной собственности в федеральную собственность органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Приказом Президента от 13.10.2004 N 1316 Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Учитывая, что служба судебных приставов является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти и является составной частью Минюста России, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства N 374.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что спорный объект недвижимого имущества используется структурными подразделениями УФССП для обеспечения публичных функций и в силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд полагает несостоятельными, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.05.2018 по делу N А21-1801/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1801/2018
Истец: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Калинингардской области
Ответчик: Администрация МО "Полесский городской округ"
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области