г. Москва |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А40-63740/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
И.А Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЦТУ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2017 по делу N А40-63740/17, принятое судьей М.Н. Кастальской,
по заявлению АО "Просперити Вендор Кемикалс Компани"
к 1. ЦТУ; 2. МОТ
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: Пыльнев А.В. по дов. от 17.02.2017;
от ответчиков: 1) Бальдясова по дов. от 25.12.2017, Винокурова В.В. по дов. от 25.12.2017, 2) Рабчук А.Г. по дов. от 09.01.2018, Назаров Д.В. по дов. от 15.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
АО "Просперити Вендор Кемикалс Компани" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ), Московской областной таможне о признании незаконными решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10130000-17/000049 от 06.02.2017 и решения N 83-12/200 от 27.03.2017.
Решением суда от 20.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ЦТУ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств, доводов апелляционной жалобы и отзыва, полагает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению, исходя из следующих обстоятельств.
Между АО "Просперити Вендор Кемикалс Компани" и CAN DO CO., LTD (Япония) был заключен договор купли-продажи N 2015SA1116-1 от 16 ноября 2015 года, в рамках которого был заключен индивидуальный договор N20160229-1 от 29 февраля 2016 года.
На основании договора N 20160229-1 от 29 февраля 2016 года общество осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, которые 28.11.2016 были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар (декларация на товары N10130190/281116/0018974).
В соответствии с ДТ N 10130190/281116/0018974 были задекларированы, в том числе товар N 70 (стр. 228-230 ДТ).
Ввезенные товары относятся к изделиям санитарно-гигиеническим из волокон целлюлозы, подгузники для взрослых ночные, состав: целлюлоза, суперабсорбент, нетканый материал, полиэтилен в количестве 450 штук. Изготовитель YOKOI LTD. (Япония). Классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный АО "Просперити Вендор Кемикалс Компани" по товару N 70 в графе 33 ДТ- 9619 00 290.
Ставка ввозной таможенной пошлины по данному классификационному коду составляет 5 процентов о таможенной стоимости товара. Черноголовским таможенным постом было принято решение о подтверждении классификационного кода соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, товар выпущен в свободное обращение.
Решением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары по классификации товаров N РКТ-10130000-17/000049 от 06.02.2017 года ОТНиПТ Московской областной таможни признало решение Черноголовского таможенного поста о подтверждении классификации товара в подсубпозиции 9619 00 290 0 ТН ВЭД ЕАЭС несоответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменило его, посчитав, что надлежащий код товара 9619 00 900 9, а ставка ввозной таможенной пошлины 9,2%.
Не согласившись с решением Московской областной таможни о классификации товара Общество обжаловало его в Центральное таможенное управление.
27 марта 2017 года Центральным таможенным управлением было принято решение N 83-12/200, которым решение Московской областной таможни от 06.02.2017 года N N РКТ-10130000-17/000049 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС признано правомерным, в удовлетворении жалобы Общества от 15.02.2016 N 6- отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок классификации ввезенных товаров регламентируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с п.1 и 3 ст.52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств- членов таможенного союза.
На дату оформления ДТ действовало Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", в соответствии с которым утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза согласно приложению к Решению.
Согласно п.1,6 ОПИ ТН ВЭД, содержащихся в Приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, если такими текстами не предусмотрено иное.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре: определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и с примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно пункту 7 "Положения о порядке применения Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров" (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522) определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС), а при определении субпозиции учитываются также и примечания к субпозициям (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Действующим законодательством предусмотрено, что ОПИ при классификации любых товаров применяются единообразно и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 - при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 - при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2 (а), затем ОПИ 2 (б) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2 (а). При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3 (а), затем ОПИ 3 (б) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3 (а); затем ОПИ 3 (в) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3 (а) или с ОПИ 3 (б).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом Таможенного Союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54).
Для определения четырёхзначной товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС применяют первые 5 правил ОПИ. ОПИ 6 используют после того, как определен четырёхзначный код, для дальнейшей его классификации- до включения его в подходящую субпозицию, а затем в подсубпозицию.
В соответствии правилом 1 Основных правил интерпретации ОПИ для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ.
Согласно правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Правилом 3 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
При этом когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара. б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. 5 Подпункт (а) Правила 3 ОПИ ТН ВЭД ТС предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение следует отдавать той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
При декларировании товаров N 70 по ДТ N 10130190/281116/0018974 обществом определен код ввезенных товаров как 9619 00 290 0 ТН ВЭД, в то время как Московская областная таможня классифицировала их в товарной субпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД, с чем и согласилось ЦТУ.
В указанную декларантом товарную подсубпозицию 9619 00 290 0 ТН ВЭД включаются "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: - детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: - прочие (например, изделия, используемые при недержании).
В подсубпозицию 9619 00 900 9 ТН ВЭД примененную таможней к ввезенным обществом товарам, включаются "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: - прочие".
АО "Просперити Вендор Кемикалс Компани" и таможенный орган при отнесении товаров N 70 к соответствующему классификационному коду исходили из того, что подгузники состоят из нескольких слоев, изготовлены из различных материалов, в связи с чем применили правило 3 ОПИ ТН ВЭД.
Как верно отметил суд первой инстанции, основное свойство товару, ввезенному обществом, придает именно абсорбирующий слой из целлюлозных волокон, а следовательно, ввозимый товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 9619 00 290 0 ТН ВЭД в соответствии с правилом 3 (б).
Основную функцию абсорбирующего слоя товара выполняет полотно из целлюлозных волокон, а гелеобразующая добавка (суперабсорбент) вводится в состав абсорбирующего слоя с целью усиления впитывающих свойств изделия и удержания в нем большего количества жидкости.
Таким образом, применение в обжалуемых решениях таможенного органа Правила 3 (в) ОПИ и неприменение в данном случае Правила 3 (б) ОПИ противоречит действующему таможенному законодательству.
Согласно ГОСТ Р 55370-2012, пункту 3.1 которого, подгузником для взрослых является многослойное впитывающее изделие, используемые в качестве одноразового средства для впитывания и удерживания мочи взрослых людей, с абсорбирующим слоем из волокнистой массы (распушенной целлюлозы, целлюлозной ваты, целлюлозного полотна, обработанных целлюлозных волокон с добавлением химических волокон), содержащие гелеобразующие влагопоглощающие вещества (суперабсорбенты).
Пунктами 3.8 и 3.9 данного ГОСТ предусмотрено, что внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника, состоит из целлюлозного волокна, целлюлозной ваты, целлюлозного полотна, с добавлением химических волокон или без них, с содержанием суперабсорбента.
Таким образом, целлюлоза (волокно, вата, полотно) является тем материалом, который придает подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости, в то время как суперабсорбент (гелеобразующая добавка) выполняет лишь вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного впитывающего слоя.
В силу правила 3 (б) товары должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим и только в случае невозможности применения данного критерия, для классификации товаров применяется правило 3 (в) ОПИ ТН ВЭД ТС (пункт 6 Положения о порядке применения ТН ВЭД ТС).
Согласно пункту 1 решения N 156 Коллегии Евразийской экономической комиссии по аналогии к рассматриваемому товара подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 классифицируются в товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД ТС. Подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 3 (б) и 6 классифицируются в рамках той однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД ТС, в которой поименован материал изготовления абсорбирующего слоя, придающего подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости (абзац 2 пункта 1 Решения N156).
В абзаце третьем пункта 1 Решения N 156 разъяснено, что подгузники детские одноразовые, абсорбирующий слой которых изготовлен из различных материалов, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 3 (в) и 6 классифицируются в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД ТС, последней (в порядке возрастания кодов подчиненных подсубпозиции) среди подсубпозиции, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника.
В силу ОПИ 3 (в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Таким образом, с учетом содержания абзаца второго пункта 1 Решения N 156 в абзаце третьем пункта 1 названного Решения дается разъяснение об особенностях применения правила 3 (в) применительно к конкретному товару - в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД ТС, последней (в порядке возрастания кодов подчиненных подсубпозиции) среди подсубпозиции, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника.
Вместе с тем Евразийская экономическая комиссия, принимая решения и разъяснения относительно классификации определенных видов товаров, как это следует из содержания указанного решения N 156, единообразно и последовательно применяет для этих целей ОПИ ТН ВЭД ТС. Таким образом, решение N 156 не изменяет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД при классификации товара, на что указывает и содержание п. 1 названного решения в совокупности всех его абзацев.
При этом из разъяснения ФТС в письме от 27.07.2015 года N 06-30/36240 "О классификации средств гигиены" в целях единообразной классификации товаров в товарной позиции 9619 00 ТН ВЭД ЕАЭС усматривается, что классификация подгузников детских одноразовых осуществляется исходя из вида и состава абсорбирующего слоя, придающего подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости.
На основании последовательного применения ОПИ ТН ВЭД ТС, в случае если бы состав товара был таков, что ни один из материалов не мог быть определен как основной или как выполняющий основную функцию, тогда товарная подсубпозиция ТН ВЭД ТС 9619 00 900 9 -"подгузники из прочих материалов" могла бы считаться в равной степени применимой с подсубпозицией 9619 00 290 0TH ВЭД ТС - "подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы".
Из буквального толкования Решения N 156 следует, что товар подлежит классификации в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ЕТН ВЭД ТС, последней среди подсубпозиции, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника.
Такой последней подсубпозицией, как верно отметил суд первой инстанции, применительно к рассматриваемому товару является подсубпозиция 9619 00 290 0, где поименованы полотна из волокон целлюлозы.
Товарной подсубпозиции с наименованием материала изготовления "суперабсорбент" в товарной позиции 9619 00 не существует, что не оспаривается таможенными органами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, подсубпозиция "из прочих материалов" не может рассматриваться как позиция, содержащая наименование материала изготовления абсорбирующего слоя.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, между тем оснований к этому у судебной коллегии апелляционного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2017 по делу N А40-63740/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63740/2017
Истец: АО "ПРОСПЕРИТИ ВЕНДОР КЕМИКАЛС КОМПАНИ"
Ответчик: МОТ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЦТУ