г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А40-134465/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: И.А Чеботаревой., В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИП Трещанского К.Б. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2017 по делу N А40-134465/17, принятое судьей О.Ю. Паршуковой,
по заявлению ИП Трещанского К.Б.
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
об оспаривании акта, решения,
при участии:
от заявителя: Павлова Т.Ю. по до.в от 15.04.2015;
от ответчика: Снегирева А.И. по до.в от 26.12.2017, Тетерина Е.В. по дов. от 29.08.2017;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трещанский Кирилл Борисович (далее - ИП Трещанский К.Б., заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными (незаконными) акта N 8845 от 07.03.2017 о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором и решения от 15.06.2017 об отказе в отмене акта.
Решением от 30.10.2017 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права и не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев дело на основании ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения принятого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что Департаментом экономической политики и развития города Москвы составлен акт N 8845 от 07.03.2017 о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно акту Департаментом по адресу: г.Москва, Ореховый бульвар, д.22А, выявлены обстоятельства предоставления недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором (по коду вида торговой деятельности - 03 - торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговых залы.
11.04.2017 Заявитель обратился в департамент с жалобой об отмене акта.
Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве от 25.05.2017, оформленным письмом от 15.06.2017 N ДПР-30-1362/17 заявителю отказано в отмене акта.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 3 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы (далее также - ДЭПиР), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка устанавливается порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, пунктом 3.4 которого установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеназванных положений объект осуществления торговли, находящейся по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, д. 22А, в котором Заявитель осуществляет деятельность (далее также - Объект), был включен в список объектов и опубликован на официальном сайте Департамента http://depr.mos.ru/ 08.02.2017.
При этом вид торговли, осуществляемой через рассматриваемый объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка индивидуальный предприниматель, являющийся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило обращение в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении объекта из списка объектов.
25.05.2017 на Комиссии жалоба заявителя об отмене акта N 8845 была рассмотрена, по итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в отмене акта N 8845, что подтверждается выпиской из протокола N 42.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ, в целях главы 33 "Торговый сбор" НК РФ, в том числе, используются следующие понятия: 1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; 2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом согласно пункту 1.5.2. Порядка к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенным оборудованием для, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено.
В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон о торговой деятельности) торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 124 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, выкладкой товаров является размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.
Согласно пункту 124а указанного выше ГОСТа демонстрацией товара является торгово-технологический процесс, при котором покупателю предоставляется доступ к товару для доведения наглядным способом информации о его потребительских свойствах различными способами, включая визуальное ознакомление с товаром или возможность тактильной оценки товара, или одорологическая оценка товара, или вкусовая оценка товара (дегустация), или демонстрация работы, или испытание товара в действии. Выкладка и демонстрация товара осуществляются не только в стеклянных шкафах и витринах, но и на стенах торгового объекта.
Судом верно установлено, что объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Из фототаблицы усматривается, что заявитель на момент осуществления сбора информации - 28.10.2016 предлагал к продаже различные товары: наручные часы, ремни для наручных часов, брелоки, сменные элементы питания (батарейки), ножи, пистолеты, и другие товары.
Помимо стеклянных витрин для выкладки и демонстрации товаров использовались стены торгового объекта.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, площадь, используемая для выкладки и демонстрации товара с учетом размещения образцов товара на стенах, составила на момент проверки более 10 % общей площади объекта.
Пунктом 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей; 2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, указанного в абзаце первом настоящей части и используемого для осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящей части.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Трещанского К.Б. является "Обработка металлических изделий механическая" (код ОКВЭД 25.62). Данный вид деятельности не подпадает под закрытый перечень основных видов деятельности, установленный п. 3 ст. 3 Закона N 62 "О торговом сборе".
В ходе проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором установлено, что ИП Трещанский К.Б. осуществляет торговую деятельность через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, и расположенный по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, д. 22А, площадью 13,1 кв.м.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что ИП Трещанский К.Б. осуществляет торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, и является плательщиком торгового сбора, основан на имеющихся в деле доказательствах, соответственно, Департамент, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган представлены недостоверные сведения, правомерно включил его в список и составил акт от 07.03.2017 N 8845.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, между тем оснований для этого у апелляционной коллегии не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2017 по делу N А40-134465/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134465/2017
Истец: Трещанский Кирилл Борисович
Ответчик: Департамент экономической политики и развития города Москвы