Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2018 г. N Ф10-2917/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А48-5302/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Ушаковой И.В., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2017 по делу N А48-5302/2015 (судья Подрига Н.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ИНН 5754020600, ОГРН 1115742001682) к закрытому акционерному обществу "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (ИНН 5752044571, ОГРН 1075752003832) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 4 759 руб. 21 коп., третье лицо: Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ИНН 5751201687, ОГРН 1145749004565)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - истец, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт") обратилось с иском к закрытому акционерному обществу "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (далее - ответчик, ЗАО "ЖРЭУ N 2") о взыскании задолженности за потребленную в сентябре 2013 года, ноябре 2013 года, декабре 2013 года, марте-октябре 2014 года, январе- марте 2015 года электрическую энергию в сумме 4 759 руб. 21 коп. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2016 по делу N А48-5302/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 решение суда первой инстанции от 18.02.2016 по делу N А48-5302/2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2016 решение Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу N А48-5302/2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
При новом рассмотрении дела истец поддержал требования (с учетом уточнения), просил взыскать задолженность за электрическую энергию, потребленную в сентябре 2013 года, ноябре - декабре 2013 года, апреле 2014 года, июне - октябре 2014 года, январе - марте 2015 года в сумме 4759 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2017 по делу N А48-5302/2015 исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения, признав неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что истец не мог являться исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение", начислять и взимать плату за предоставление собственникам помещений электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества многоквартирного дома, при наличии действующей в спорный период времени управляющей компании - ЗАО "ЖРЭУ N 2", отказа от договора энергоснабжения, заключенного ранее с данной управляющей компанией, отсутствии решения собрания собственников многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевой об избрании иной управляющей организации, нежели ЗАО "ЖРЭУ N 2".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ЖРЭУ N 2" просило обжалуемый судебный акт отменить, оставить без рассмотрения исковое заявление, ввиду того что в отношении ЗАО "ЖРЭУ N 2" введена процедура конкурсного производства, требования истца являются реестровыми и подлежат рассмотрению в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
По существу спора при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик настаивал на том, что исполнителем коммунальной услуги в рассматриваемой ситуации является истец, в связи с чем основания для взыскания с общества задолженности в размере 4 759 руб. 21 коп., по его мнению, отсутствуют.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом Управление государственной жилищной инспекции Орловской области полагает, что истец не является исполнителем коммунальной услуги.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 10.01.2018 объявлялся перерыв до 17.01.2018
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 18.08.2008 по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: пер. Пищевой д. 13, собственниками единогласно принято решение о передаче полномочий по управлению многоквартирным домом управляющей организации - ЗАО "ЖРЭУ N 2".
По договору управления многоквартирным домом от 18.08.2008 ЗАО "ЖРЭУ N 2" приняло на себя обязанности управляющей организации многоквартирного дома по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, д. 13, в том числе организовывать обеспечение предоставления коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, на законных основаниях, пользующихся помещениями собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельности (п. 3.1 договора управления многоквартирным домом). В силу п. 3.2 договора собственник обязуется оплачивать услуги управляющей организации в порядке, установленном договором.
Согласно п. 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 18.08.2008 управляющая организация обязалась организовывать обеспечение потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления, при этом управляющая организация выступает агентом собственников при заключении договоров по электроснабжению с ресурсоснабжающими организациями.
01.01.2011 между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (гарантирующий поставщик) и ЗАО "ЖРЭУ N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 2312, по условиям которого поставщик обязался обеспечивать поставку электрической энергии (мощности) в объемах, установленных приложениями N 1/1 и N 1/2 к договору, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) на условиях, установленных договором.
В пункте 7.1 стороны согласовали срок действия договора с 01.01.2011 по 31.12.2011. Договор считается ежегодно продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, а также при наличии согласованного сторонами объема поставки электрической энергии (мощности) на следующий год.
В приложении к договору энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 стороны согласовали объемы поставки электрической энергии и мощности в том числе в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13.
В приложении N 4/1 к договору энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 содержатся сведения о приборе коммерческого учета электроэнергии в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13: тип ЦЭ 6803 В, номер 64825353, максимальная мощность 4,7 кВт.
Письмом от 23.08.2012 N ИР/2258оэс ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" уведомило ЗАО "Первая городская управляющая компания" и ЗАО "ЖРЭУ N 2" об отказе от исполнения договора энергоснабжения N2312 от 01.01.2011 с 01 сентября 2012 года в связи с нарушением абонентом сроков оплаты потребленной электроэнергии.
Дополнительным соглашением от 13.08.2012 стороны расторгли договор энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 с 1 сентября 2012 года. В целях своевременного принятия на обслуживание гарантирующего поставщика потребителей электроэнергии абонента, ЗАО "ЖРЭУ N 2" обязалось в срок до 01.09.2012 предоставить гарантирующему поставщику информацию в соответствии с приложениями N 1 "Акт снятия показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и передачи конфиденциальной информации потребителей-граждан" и N 2 "Информация о размерах нежилых помещений".
14.08.2012 ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" уведомило об отказе от исполнения договора энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 Управление по тарифам Орловской области.
Сообщением в газете "Орловская правда" от 21.08.2012 Управление по тарифам Орловской области известило потребителей об отказе гарантирующего поставщика ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" от исполнения договоров энергоснабжения от 01.01.2011, в том числе договора N 2312 от 01.01.2011. В сообщении указано, что с 00 час. 00 мин. 01 сентября 2012 потребители приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт".
Сообщением в газете "Орловская правда" от 04.06.2013 опубликован типовой договор энергоснабжения граждан-потребителей, по условиям которого гарантирующий поставщик ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обязуется подавать потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и обязательным требованиям государственных стандартов, а также оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии (п. п. 1, 2 договора). Согласно п. 3 договора энергоснабжения граждан-потребителей потребитель приобретает электрическую энергию для собственного бытового потребления и использования на общедомовые нужды многоквартирного дома.
05.03.2013 в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области из прокуратуры Заводского района г. Орла поступило обращение Шеллаковой Е.И., подписанное жильцами многоквартирного дома по пер. Пищевому, 13, г. Орла, с просьбой провести проверку законности начисления платы на ОДН и предъявления к оплате электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) непосредственно собственникам помещений при наличии управляющей организации.
На основании приказа заместителя начальника Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 27.03.2015 N 482 в отношении ЗАО "ЖРЭУ N 2" проведена проверка, по итогам которой составлен акт от 02.04.2015 N 592.
Согласно названному акту проверки были выявлены нарушения статей 44, 155, 161 ЖК РФ, пунктов 8, 9, 13, 14, 31 Правил N 354, пунктов 7, 27 Правил N 124, ст. 544 ГК РФ: ЗАО "ЖРЭУ N 2" не заключен обязательный договор с ресурсоснабжающей организацией ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" на поставку электроэнергии. На момент проверки ЗАО "ЖРЭУ N 2" являлось управляющей организацией дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле.
При этом ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" предъявляет собственникам помещений многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевому в г. Орле счета на оплату за электроэнергию, в том числе на ОДН, тогда как, по мнению Управления государственной жилищной инспекции Орловской области, электроэнергия на ОДН должна начисляться и предъявляться к оплате ЗАО "ЖРЭУ N 2", являющейся в силу закона исполнителем коммунальных услуг.
По результатам проверки ответчику выдано предписание N 237 об устранении выявленных нарушений от 02.04.2015, в соответствии с которым ответчик должен: 1) заключить обязательный договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии; 2) производить начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды и предъявлять ее к оплате собственникам и нанимателям помещений в МКД N 13 по пер. Пищевому в г. Орле с расчетного периода, в котором произойдет заключение договора ресурсоснабжения, с учетом требований пункта 44 Правил N 354; 3) в соответствии с требованиями пп. "е" п. 31 Правил N 354 вести журнал учета показаний общедомового прибора учета электрической энергии.
По результатам вышеупомянутой проверки истцу также было выдано предписание от 02.04.2015 N 238, в соответствии с которым ему до 15 мая 2015 года надлежит прекратить производить начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома N13 по пер. Пищевому в г. Орле с расчетного периода "апрель 2015 г.", и, кроме того, выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателя) помещений в указанном многоквартирном доме, за расчетные периоды "ноябрь 2012" - "март 2015", путем исключения его из начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" оспорило предписание от 02.04.2015 N 238 в Арбитражном суде Орловской области.
Определением от 20.07.2014 по делу N А48-2280/2015 суд утвердил мировое соглашение, заключенное между ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" и Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области, на следующих условиях:
1. ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обязуется:
1.1. прекратить предъявление к оплате собственникам и нанимателям МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орле с расчетного периода "апрель 2015 г." платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды. Срок 01.05.2015;
1.2. выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орел за расчетный период с июля 2013 года по март 2015 года (включительно) путем исключения объемов превышения коммунальной услуги, рассчитанных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238, в срок до 30.09.2015.
2. Управление государственной жилищной инспекции Орловской области признает, что предписание Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238 считается исполненным с момента исполнения заявителем обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Соглашения.
3. ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" отказывается от заявленных в рамках дела N А48-2280/2015 требований о признании незаконным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 02.04.2015 N 238 (т. 2, л.д. 12-13).
Договор энергоснабжения в отношении МКД N 13 по пер. Пищевому г. Орла был заключен между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией 21.04.2015 (соответствующее дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 57010251004000 от 01.02.2014) (том 2, л.д. 76-95).
Во исполнение условий мирового соглашения по делу N А48-2280/2015 ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" произвело перерасчет гражданам платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, рассчитав ее исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, путем исключения сверхнормативного потребления на ОДН из расчетов с гражданами. Стоимость электроэнергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН за период сентябрь 2013 - декабрь 2013, март 2014 - апрель 2014, июнь 2014 - октябрь 2014, январь 2015 - март 2015 была рассчитана в сумме 8615 руб. 84 коп. и предъявлена к оплате управляющей компании ЗАО "ЖРЭУ N 2" на основании счета N57010251004000-1 от 17.08.2015.
Сопроводительным письмом от 08.09.2015 N ИР/3250-оэс истцом в адрес ответчика были направлены для подписания расчетные документы за электроэнергию, потребленную в расчетном периоде август 2015 года, с включенными в расчет объемами электроэнергии на общедомовые нужды сверх норматива по жилому дому, расположенному по адресу: г. Орел, пер. Пищевой, 13, за период с июля 2013 по март 2015, а именно: акт-счет N57010251004000 от 31.08.2015 и счет-фактура N ОР310815-111645/01 от 31.08.2015. Ответчик от подписания указанных расчетных документов отказался.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, проанализировав статьи 154, 155, 157, 161 ЖК РФ, пункты 2, 4, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, пункт 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пришел к выводу о том, что в спорный период истец не мог являться исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" при наличии действующей управляющей организации - ЗАО "ЖРЭУ N2" и отказа от договора энергоснабжения, заключенного ранее с данной управляющей компанией. Суд указал, что статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, а в данном деле отсутствуют документальные доказательства того, что жители дома N 13 по пер. Пищевой избрали управляющей организацией иное лицо, нежели ЗАО "ЖРЭУ N 2".
При этом исполняя указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2016 в части выяснения обстоятельств, связанных с исполнением мирового соглашения, заключенного по делу N А48-2280/2015 между ООО "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт" и Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области, суд области посчитал заявленные требования о взыскании спорной задолженности подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N2 к настоящим Правилам.
В рамках дела N А48-2280/2015 ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" оспаривало законность предписания от 02.04.2015 N 238, выданного ему Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области. К участию в деле было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "ЖРЭУ N 2".
Определением Арбитражного суда Орловской области от 20.07.2014 производство по делу прекращено на основании ч. 2 ст. 150 АПК РФ в связи с утверждением мирового соглашения.
По условиям мирового соглашения ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" обязуется: прекратить предъявление к оплате собственникам и нанимателям МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орле с расчетного периода "апрель 2015 г." платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды; выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 13 по пер.Пищевому в г. Орел за расчетный период с июля 2013 года по март 2015 года (включительно) путем исключения объемов превышения коммунальной услуги, рассчитанных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В подтверждение исполнения мирового соглашения истец представил в материалы настоящего дела выписки из лицевых счетов жильцов спорного дома.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области также подтвердило, что мировое соглашение истцом было исполнено.
В силу п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" в соответствии с частью 2 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не вправе отказываться от иска, признавать его или заключать мировое соглашение. При этом такие лица вправе выступать участниками мирового соглашения. Если указанные лица не являются участниками мирового соглашения, они вправе заявлять доводы о нарушении их прав и законных интересов мировым соглашением, что не препятствует утверждению арбитражным судом мирового соглашения, если такие доводы не найдут подтверждения при рассмотрении судом данного вопроса.
АПК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ).
В определении арбитражного суда от 20.07.2014 отражено, что представленное сторонами мировое соглашение не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
Довод ЗАО "ЖРЭУ N 2", заявленный в рамках рассматриваемого спора о том, что утвержденное судом мировое соглашение ничтожно, поскольку прямо противоречит ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, судом области обоснованно отклонен, поскольку в силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Как верно указал суд первой инстанции, единственный способ преодоления обязательности судебного акта установлен ч. 3 ст. 16 АПК РФ - обжалование судебного акта. Доказательств обжалования определения Арбитражного суда Орловской области от 20.07.2014 по делу N А48-2280/2015 ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, указания кассационной инстанции, суд области посчитал, что иск обоснованно предъявлен к ЗАО "ЖРЭУ N 2".
Проверив правильность предъявленной к взысканию суммы, суд области установил, что представленный расчет произведен в соответствии с нормативными актами, показатели подтверждены надлежащими доказательствами, является арифметически верным и признается судом обоснованным.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 4 759 руб. 21 коп. подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции также учел, что истец предъявил к взысканию только сумму сверхнормативно потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды, мотивировав это тем, что, произведя перерасчет оплаты потребителям, в отсутствие оплаты со стороны управляющей организации он понес убытки в размере взыскиваемой суммы.
С учетом обстоятельств настоящего спора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Отклоняя довод ответчика о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судом было установлено, что определением Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 было принято к производству заявление ООО "Орелтеплогаз" о признании ЗАО "ЖРЭУ N 2" несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу N А48-1858/2016.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 27.07.2016 требования ООО "Орелтеплогаз" признаны обоснованными и в отношении ответчика введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Орловской области суда от 05.12.2016 ЗАО "ЖРЭУ N 2" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рукавицын Сергей Викторович.
Пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" предусмотрено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ. Однако рассмотрение таких исковых заявлений и принятие по ним решения по существу само по себе не препятствует в дальнейшем включению соответствующего требования в реестр с учетом абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве и пункта 24 указанного постановления.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций истец и третье лицо (Управление государственной жилищной инспекции Орловской области) возражали против оставления искового заявления без рассмотрения, полагали необходимым рассмотреть заявленные требования в рамках искового производства.
Учитывая, что исковое заявление по настоящему делу было подано в суд до принятия судом к производству заявления о признании ЗАО "ЖРЭУ N 2" несостоятельным (банкротом), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассмотрение иска по существу не нарушает права ответчика и возможно в силу приведенных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что истец не мог являться исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" при наличии действующей в спорный период управляющей организации, отказа от договора энергоснабжения, заключенного ранее с данной управляющей компанией, и отсутствии решения собрания собственников многоквартирного дома N 13 по пер. Пищевой об избрании иной управляющей организации, нежели ЗАО "ЖРЭУ N 2". Истец полагает, что управляющая компания становится исполнителем определенной коммунальной услуги для потребителей после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией; в отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Суд апелляционной инстанции соглашается с названным доводом, полагая необходимым отметить следующее.
Предметом иска является требование ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности за фактически поставленную в спорный период времени на общедомовые нужды электроэнергию в находящиеся в управлении ЗАО "ЖРЭУ N 2" многоквартирные дома в объеме, превышающем нормативное потребление, исходя из показаний общедомовых приборов учета.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Данными Правилами устанавливаются права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида регулируются Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 4 Правил N 124 установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (пп."б" п. 17 Правил N 354).
Согласно пп. "а" п. 30 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации - на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124 в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается по указанным формулам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 14 Правил N 124 управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано выше, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
В случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (п. п. 6 - 9, 14 Правил N 354, п. 30 Правил N 124), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные п.п. 31, 32 и 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из совокупного анализа ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил N 354, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме: ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, по смыслу указанных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что управление многоквартирным домом N 13 по пер. Межевому в г. Орле в спорном периоде осуществлялось ЗАО "ЖРЭУ N 2". 01.01.2011 между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (гарантирующий поставщик) и ЗАО "ЖРЭУ N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 2312.
Письмом от 23.08.2012 N ИР/2258оэс ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" уведомило ЗАО "ЖРЭУ N 2" об отказе от исполнения договора энергоснабжения N2312 от 01.01.2011 с 01 сентября 2012 года (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) в связи с нарушением абонентом сроков оплаты потребленной электроэнергии
13.08.2012 стороны подписали дополнительное соглашение о расторжении договора энергоснабжения N 2312 от 01.01.2011 с 1 сентября 2012 года.
Управление по тарифам Орловской области сообщением в газете "Орловская правда" от 21.08.2012 известило потребителей об отказе гарантирующего поставщика ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" от исполнения договоров энергоснабжения от 01.01.2011, в том числе договора N 2312 от 01.01.2011. В сообщении указано, что с 00 час. 00 мин. 01 сентября 2012 потребители приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт".
Сообщением в газете "Орловская правда" от 04.06.2013 опубликован типовой договор энергоснабжения граждан-потребителей,
Таким образом, отказ ООО "ИНТЕР РАО "Орловский энергосбыт"от заключенного с обществом ЗАО "ЖРЭУ N 2" договора энергоснабжения находящихся в управлении последнего многоквартирных домов свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая организация приняла на себя статус исполнителя коммунальной услуги и все связанные с этим правовые последствия.
В отсутствие заключенного договора энергоснабжения именно ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по многоквартирному дому N 13 по пер. Пищевому в г. Орле, поскольку с момента расторжения договор энергоснабжения N2312 от 01.01.2011, то есть с 01.09.2012, управляющая организация ЗАО "ЖРЭУ N 2" утратила статус исполнителя коммунальной услуги электроснабжения.
Указанная позиция подтверждена письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг, в соответствии с которым в отсутствие заключенного договора энергоснабжения именно ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N АКАПИ17-729 в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" об оспаривании абзаца четвертого пункта 2 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 отказано. При этом Верховный Суд указал, что вывод, содержащийся в четвертом абзаце пункта 2 названного письма, о том, что с момента расторжения ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится ресурсоснабжающая организация, соответствует действительному смыслу разъясняемых в письме нормативных положений.
Аналогичная правовая позиция приведена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 N 309-КГ15-14487, от 03.03.2015 N 301-КГ15-155.
Приведенный правовой подход изложен также судебными инстанциями при рассмотрении дела N А14-156663/2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 310-ЭС17-19112 отказано в передаче кассационной жалобы по указанному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем оспариваемый истцом вывод суда первой инстанции не повлек принятие необоснованного решения, поскольку обстоятельства, необходимые и достаточные для удовлетворения иска о взыскании задолженности судом установлены.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного судебного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Указание в мотивировочной части постановления на незаконность отдельных выводов суда первой инстанции, не приведших к принятию неправильного судебного акта, не является основанием для отмены этого судебного акта по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывов на нее, пришел к выводу об отсутствии основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2017 по делу N А48-5302/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5302/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2018 г. N Ф10-2917/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ИНТЕР РАО - ОРЛОВСКИЙ ЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ЗАО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2917/16
24.01.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1918/16
21.08.2017 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5302/15
21.10.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2917/16
23.05.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1918/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5302/15