г.Москва |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А40-105038/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Бондарев А.В., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской Области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.10.2017 по делу N А40-105038/17, принятое судьей С.В. Прижбиловым,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской Области (ОГРН 1125024004918)
к ПАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Миронова С.Э. по доверенности от 14.12.2017;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ПАО "Газпром" о взыскании задолженности по договору аренды лесных участков от 17.04.2014 N 50-0230-05-13-13 в размере 722 300 руб. 49 коп. за период с 01.01.2017 по 16.04.2017, неустойки в сумме 673 745 руб. 84 коп. согласно расчету истца по состоянию на 05.04.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2017 требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.04.2014 между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ПАО "Газпром" заключен договор аренды лесных участков N 50-0230-05-13-13.
По данному договору, ответчик принял на себя обязательства принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в п.1.2 договора, общей площадью 59,26 га.
Согласно п.2.2 договора арендатор вносит арендную плату согласно Приложению N 4 в течение 10 дней со дня внесения арендной платы арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Истец указывает на то, ответчиком арендная плата внесена не в полном объеме, в связи с чем, по состоянию на 05.04.2017 задолженность составляет 722 300 руб. 49 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 05.04.2017 оставлена последним без ответа, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии с п.1 ст.614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно ст.ст.307-310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств не предусмотрен.
В соответствии с п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В настоящем случае, как установлено судом первой инстанции, договор аренды от 17.04.2014 N 50-0230-05-13-13 заключен без проведения аукциона, поэтому цена по данному договору не может превышать минимального размера арендной платы, рассчитанного в соответствии с Постановлением N 310 и подлежащего зачислению в федеральный бюджет.
В силу п.1.4 договора лесные участки переданы с целью реконструкции объектов в составе стройки "Реконструкция КГМО-1 на участке КС Ногинск-КС Воскресенск".
Согласно с актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Распоряжением ПАО "Газпром" от 29.12.2012 N 799, объект, для строительства которого были предоставлены лесные участки по договору, выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарноэпидемическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU501125024004973-01/01). Данный объект принят в состав основных средств ПАО "Газпром".
Указанный акт (форма КС-14) подготовлен в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Более того, указанная форма отчетности была согласованна с Минфином РФ и Минэкономразвития РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах".
Как следует из Раздела 5 Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом при приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооружений за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт подтверждает соответствие построенного объекта проектной документации, а также государственным стандартам и правилам.
Объект недвижимости, для завершения строительства которого заключается договор, является созданным (его строительство закончено) с момента подписания и утверждения акта приемки (форма КС-14), а так же введен в эксплуатацию с той же даты.
При таких обстоятельствах (с учетом вышеназванного коэффициента 0,1), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии задолженности ответчика за спорный период.
Отклоняя апелляционную жалобу истца, суд апелляционной инстанции исходит из того, что арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой и в соответствии с п.1 ст.73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч.2, 3, 4 настоящей статьи.
В соответствии с п.4 ст.73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как следует из буквального толкования вышеназванных норм Гражданского кодекса РФ и Лесного кодекса РФ, арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством РФ, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Частью 1 ст.74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч.3 ст.74 Лесного кодекса РФ.
Абзацем 1 ч.3 ст.74 Лесного кодекса РФ прямо установлено, что для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
В этой связи, поскольку договор аренды лесного участка заключен сторонами без проведения аукциона, арендная плата по данному договору не может превышать минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Так как Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109, вступившим в законную силу 13.03.2011, Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 было дополнено примечанием 9 к таблице 16, которым предусмотрено применение поправочного коэффициента 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов, суд первой инстанции правомерно применил указанный поправочный коэффициент к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований истца, с учетом поправочного коэффициента в размере 0,1.
С 31.12.2012 арендуемый по договору лесной участок используется для эксплуатации линейного объекта, общество произвело контррасчет арендной платы за пользование лесным участком с учетом примечания N 9 к таблице N 16 Постановления Правительства от 22.05.2007 N 310.
Арендная плата по договору за период 01.01.2017 по 16.04.2017 составляет 802 556 руб. 10 коп.
Арендная плата за указанный период с учетом применения коэффициента 0,1 составляет 80 255 руб. 61 коп. (802 556,10 х 0,1).
Платежным поручением от 30.03.2017 N 9016 арендная плата по договору оплачена.
Учитывая отсутствие просрочки при внесении арендной платы и отсутствие задолженности на стороне ответчика, требования истца о взыскании неустойки удовлетворению не подлежат.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что расчет арендной платы должен производиться исходя из ставок арендной платы, установленных в расчетах, подписанных сторонами договора, и без учета применения поправочного коэффициента 0,1, является необоснованным в связи со следующим.
Между истцом и ответчиком заключен договор, по условиям которого истец предоставил ответчику во временное пользование лесные участки на условиях аренды. Участки переданы арендатору для использования с целью реконструкции объектов в составе стройки "Реконструкция КГМО-1 на участке КС Ногинск-КС Воскресенск".
Указанный объект введен с 29.12.2012 в эксплуатацию ПАО "Газпром" в установленном порядке и, следовательно, на арендуемых лесных участках расположены линейные объекты.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии п.2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Пунктом 1 ст.614 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом в соответствии с п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются пены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ч.1 ст.73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
По правилам ч.4 ст.73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных правовых норм в их взаимосвязи следует вывод о том, что размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым, в связи с чем, при ее определении должны использоваться ставки, установленные уполномоченным органом (п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ). Применение регулируемых цен в договоре является обязательным, их изменение, в том числе по соглашению сторон, законом не допускается.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109, вступившим в законную силу 13.03.2011, внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, а именно: установлен поправочный коэффициент 0,1 подлежащий применению согласно примечанию к таблице 16 указанного постановления в к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов.
В настоящем случае, судом первой инстанции правомерно установлено, что арендованные ответчиком у истца участки используются под эксплуатацию линейных объектов.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.176, 266 - 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2017 по делу N А40-105038/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105038/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2018 г. N Ф05-7324/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет лесного хозяйствия МО
Ответчик: ПАО "Газпром"