Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2018 г. N Ф08-2361/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2018 г. |
дело N А32-2726/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ИП Москалу Ф.А.: представитель Цапенко Д.В. по доверенности от 16.01.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.10.2017 по делу N А32-2726/2017, принятое судьей Боровик А.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Москалу Федора Андреевича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Кавказский район
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Москалу Федор Андреевич (далее - заявитель, ИП Москалу Ф.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) (письмо N 52-29755/16-32-20 от 20.10.2016 "Об отказе в предоставлении государственной услуги) в предоставлении в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), обязать Департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении ИП Москалу Ф.А. главе КФХ в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), и направить в его адрес в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, решение с предложением о заключении договора купли -продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2017 признан незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края (письмо N 52-29755/16-32-20 от 20.10.2016 "Об отказе в предоставлении государственной услуги) представить ИП Москалу Ф.А. главе КФХ в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения). Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить ИП Москалу Ф.А. главе КФХ в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), и направить в его адрес в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, направить договор купли-продажи данного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку спорный земельный участок расположен вдоль реки Челбас, длина которой составляет 288 км., а следовательно береговая полоса составляет 20 метров, данное обстоятельство исключает возможность передачи земельного участка в собственность заявителю. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 ЗК РФ).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от Департамента имущественных отношений Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.
Представитель предпринимателя считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.
Суд удовлетворил ходатайство Департамента имущественных отношений Краснодарского края о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель предпринимателя возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и третьего лица не явились, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ввиду этого, апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Москалу Федор Андреевич глава КФХ владеет и пользуется на праве аренды земельным участком сельскохозяйственного назначения, общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения).
06.09.2016 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения.
20.10.2016 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес заявителя направлен отказ в предоставлении государственной услуги за N 52-29755/16-32-20. Основанием для отказа в предоставлении земельных участков указано, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в пределах береговой полосы водного объекта - реки Челбас, что в силу п. 8 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации препятствует его приватизации.
Не согласившись с данным отказом, ИП Москалу Федор Андреевич глава КФХ обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения департамента имущественных отношений подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
По смыслу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закона края N 532-КЗ) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих участков. Названные земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости, дифференцированной (в процентах) в зависимости от срока аренды участка, при условии его надлежащего использования.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В статье 21 указанного Закона предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков из фонда перераспределения по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования. Расчет срока аренды земельного участка в настоящей статье предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Из анализа приведенных норм следует, что заявитель как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий:
1) арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет;
2) участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Материалами дела подтверждается, что заявитель владеет и пользуется на праве аренды указанным земельным участком сельскохозяйственного назначения с 1992.
Право аренды указанного земельного участка возникло у заявителя в связи с предоставлением в аренду при следующих обстоятельствах:
- 05.02.1992 на основании заявления гр. Москала Федора Андреевича Главой администрации Кавказского района Краснодарского края вынесено Постановление N 105 "О предоставлении земельного участка гр. Москалу Ф.А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства". В соответствии с указанным постановлением был предоставлен земельный участок в том числе в собственность бесплатно 9,2 га и 2,8 га в аренду сроком на пять лет с правом выкупа. Также указанным постановлением было зарегистрировано КФХ "Елена", главой которого утвержден Москалу Ф.А.
- 03.03.1992 между администрацией Кавказского района и главой КФХ "Елена" на основании постановления N 105 от 05.02.1992 заключен договор N 20 о предоставлении земельного участка в аренду площадью 2,8 га сроком на пять лет.
- 19.09.2006 Главой муниципального образования Кавказский район Краснодарского края было вынесено постановление N 879 "О заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения". Из которого следует, что КФХ "Елена" предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 2,8 га (постановление N 105 от 05.02.1992). Вместе с тем, во временном владении и пользовании КФХ "Елена" находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного производства. При этом, принято решение о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
19.09.2006 между Департаментом имущественных отношений и администрацией муниципального образования Кавказский район с одной стороны и КФХ "Елена" заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с переуступкой прав и обязанностей арендодателя. Согласно пункту 1 соглашения Администрация муниципального образования Кавказский район уступило, а департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.02.1992 N 20, заключенному с КФХ "Елена". Пунктом 7 дополнительного соглашения, установлено что, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.02.1992 N 20, считать договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.02.1992 N 0900000014.
Пунктом 8 соглашения в договор внесены изменения, согласно которым, КФХ "Елена" предоставлен во временное владение и пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного производства (в границах указанных в кадастровом плане (приложение к договору). Настоящий договор является единственным документом подтверждающим передачу земельного участка КФХ "Елена" с даты издания постановления N 105 "О предоставлении земельного участка гр. Москалу Ф.А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства", то есть с 05.02.1992. Срок действия договора установлен до 19.09.2016.
- 31.08.2007 договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 0900000014 зарегистрирован Кавказским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
- 29.12.2011 в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица КФХ "Елена", в связи с приобретением главой КФХ Москалу Федором Андреевичем статуса индивидуального предпринимателя.
- 22.04.2013 между администрацией муниципального образования Кавказский район с одной стороны и заявителем с другой подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 0900000014 от 20.11.2002, в соответствии с которым в преамбуле договора наименование арендатора изложено в новой редакции: вместо КФХ "Елена" указан Москалу Федор Андреевич.
- 16.05.2013 дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 0900000014 зарегистрировано Кавказским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
С учетом изложенного, установлено, что спорный земельный участок предоставлен КФХ "Елена", правопреемником которого является ИП Москалу Федор Андреевич глава КФХ на основании договора аренды с 1992 года и находятся во временном владении и пользовании.
Факт использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением подтверждается:
- Актами обследования земельного участка за 2013 - 2016 гг., выполненными специалистами ГКУ КК "Кубаньземпроект", согласно которым установлено надлежащее использование испрашиваемого земельного участка;
- Актом обследования земельного участка от 03.08.2016 гг., из которого следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, используется в соответствии с видом разрешенного использования, засеян кукурузой, нарушений не имеется;
- Заключением управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район N 34 от 18.10.2016;
- Письмом N 27-28/1899 от 19.12.2016 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, согласно которому нарушений со стороны заявителя земельного законодательства не имеется. - Статистическими сведениями о сборе урожая за 2013 -2016 гг.
Доказательств, опровергающих факт надлежащего использования, заинтересованное лицо суду не представило.
Департамент в оспариваемом отказе в качестве обоснования принятого решения указал на то, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в пределах береговой полосы водного объекта - реки Челбас, что в силу п. 8 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации препятствует его приватизации.
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем Юм, составляет 5 м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403001:13 в границы рассматриваемого земельного участка береговая полоса водного объекта - реки Челбас не входит.
Как следует из акта обследования земельного участка N 89 от 04.04.2016, выполненному главным специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" земельный участок с кадастровым номером 23:09:0403001:13 используется ИП Москалу Ф.А. главой КФХ, юго-западная сторона земельного участка ограничена руслом р. Челбас, расстояние до уреза воды составляет 8-10 метром, что позволяет сделать вывод о том, что минимальное расстояние от границы земельного участка до береговой линии водного объекта составляет более 5 метров.
Согласно пункту 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17, границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Данный пункт введен Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N377).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, самостоятельно определяет круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза (статья 82 Кодекса).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2017 назначена экспертиза. Проведение экспертизы поручено судебному эксперту в области геодезии, землеустройства и кадастра недвижимости Ижбулдину Андрею Алексеевичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить, находится ли земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) в пределах береговой полосы водного объекта - реки Челбас.
По результатам экспертного заключения сделаны выводы, что земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира Российская федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного пользования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения)" не находится в пределах береговой полосы водного объекта - реки Челбас, определенной экспертом на основании исследований по вопросу.
В тоже время, эксперт обратил внимание на то, что согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
Экспертом установлено, что сведения о местоположении береговой линии границы водного объекта - реки Челбас в районе земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" участок N 142), с видом разрешенного пользования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения)" отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах, эксперт указал, что определенное экспертом местоположение Береговой линии (границы водного объекта) реки Челбас не может считаться окончательно определенным до дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает, что территориальные пределы береговой полосы считаются установленными на основании норм Водного кодекса Российской Федерации в силу примыкания к соответствующему водному объекту и зависят от вида водного объекта и его протяженности.
Отсутствие сведений о границах береговой полосы в документах государственного кадастрового учета не препятствует арбитражному суду установить факт нахождения земельного участка в пределах береговой полосы на основании иных допустимых и относимых доказательств (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ВАС-17148/09).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом изложенного, правовые основания для отказа заявителю в предоставлении в собственность за плату заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403001:13 у департамента отсутствовали.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора аренды, его подписание и направляет проект для подписания заявителю (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал департамент принять решение о предоставлении ИП Москалу Ф.А. главе КФХ в собственность за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 71652 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0403001:13, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок N 142), с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), и направить в его адрес в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, направить договор купли-продажи данного участка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2017 по делу N А32-2726/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2726/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2018 г. N Ф08-2361/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Москалу Федор Андреевич, Москалу Федор Андреевич
Ответчик: Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Кавказский район Краснодарского края, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН