г. Чита |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А19-15750/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ангарского городского округа на определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2017 года по делу N А19-15750/2014 (суд первой инстанции - Красько Б.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр жилищных расчетов" (ОГРН 1031100416390, ИНН 1101037288, место нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, 3А - 10, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению Ангарского муниципального образования "Многофункциональный центр" (ОГРН 1113801010773, далее - МАУ АМО "МФЦ"), администрации Ангарского муниципального образования (ИНН 3801131762, ОГРН 1153850021797, далее - администрация) о взыскании с МАУ АМО "МФЦ" суммы долга в размере 908 000 рублей по лицензионному договору на аренду программного обеспечения N 2а-2013 от 01.02.2013, при отсутствии или недостаточности средств, необходимых для удовлетворения требований по взысканию долга по лицензионному договору на аренду программного обеспечения N 2а-2013 от 01.02.2013, у МАУ АМО "МФЦ", взыскать сумму долга в размере 908 000 рублей по указанному договору с субсидиарного ответчика - Ангарского муниципального образования в лице администрации Ангарского муниципального образования.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2015 по делу N А19-15750/14 исковые требования удовлетворены полностью.
Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2015 по делу N А19-15750/14 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС 005289168 от 06.07.2015.
Исполнительный лист был направлен для исполнения в Ликвидационную комиссию Управления по экономике и финансам Администрации Ангарского муниципального образования.
Уведомлением Комитета по экономике и финансам Администрации Ангарского городского округа от 01.03.2016 N 470 исполнительный документ был возвращен без исполнения в связи с ликвидацией 30.12.2015 юридического лица должника - МАУ АМО МФЦ и закрытии 16.02.2016 его лицевого счета. Субсидиарный должник - Ангарское муниципальное образование в лице администрации Ангарского муниципального образования также был ликвидирован 30.12.2015, что подтверждается сведениями единого государственного реестра юридических лиц.
22.08.2017 ООО "Центр жилищных расчетов" обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене стороны по делу (субсидиарного ответчика) - Ангарского муниципального образования в лице администрации Ангарского муниципального образования его правопреемником - Ангарским городским муниципальным образованием в лице Администрации Ангарского городского округа в связи с преобразованием с 01.01.2015 на основании закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" муниципального образования "город Ангарск", Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования и Савватеевского муниципального образования путем их объединения с созданием вновь образованного муниципального образования - Ангарского городского муниципального образования и ликвидацией 30.12.2015 администрации Ангарского муниципального образования (субсидиарного должника), правопреемником которой является Администрация Ангарского городского округа, зарегистрированная 14.05.2015 года.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2017 года по делу N А19-15750/2014 заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено.
Произведена замена субсидиарного должника по делу - Ангарского муниципального образования в лице администрации Ангарского муниципального образования на Ангарское городское муниципальное образование в лице администрации Ангарского городского округа.
Администрация Ангарского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение о процессуальном правопреемстве по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, правопреемство между муниципальными образованиями в силу действующего законодательства не допускается. Правопреемство органов местного самоуправления в рамках властных полномочий не подменяет собой правопреемство муниципальных образований, как субъектов гражданского оборота. Соответственно, универсального правопреемства между муниципальными образованиями не возникает (обязательства передаются на основании договоров), правопреемство возникает только между органами местного самоуправления.
В отзыве общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.12.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 данного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи Закона N 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-03 "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" с 1 января 2015 года муниципальное образование "город Ангарск", Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование преобразованы путём их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования - Ангарское городское муниципальное образование.
Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск", Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования, образованных Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 105-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области".
Как правильно установлено судом первой инстанции, исполнительно-распорядительным органом вновь образованного Ангарского городского муниципального образования стала Администрация Ангарского городского округа, зарегистрированная в Едином государственном реестре юридических лиц 14.05.2015.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Администрация Ангарского городского округа является правопреемником Администрации Ангарского муниципального образования в силу положений Закона N 131-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция относительно правопреемства органов местного самоуправления изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 N 307-ЭС16-20488, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2013 N ВАС-18461/12, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2016 по делу А19-5204/2015.
Таким образом, правильным является выводы суда первой инстанции о том, что вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания Закона (пункт 10 статьи 85 закона N 131-ФЗ).
Учитывая, что преобразование муниципального образования произошло в порядке статьи 13 Закона N 131-ФЗ, положения статьи 61 ГК РФ, на которую ссылается апеллянт, в рассматриваемом случае неприменимы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2017 года по делу N А19-15750/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15750/2014
Истец: ООО "Центр жилищных расчетов"
Ответчик: Ангарское муниципальное образование в лице Администрации Ангарского муниципального образования, Муниципальное автономное учреждение Ангарского МО "Многофункциональный центр"