г. Ессентуки |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А15-4602/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2017 по делу N А15-4602/2017 (судья Омарова П.М.)
по заявлению акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" (ИНН 0573008521, ОГРН 1160571067436)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу,
об отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в судебном заседании участвуют:
от акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" - Ахмедов Р.А. по доверенности от 22.05.2017,
от Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу - Журавлев А.В. по доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Махачкалинский морской торговый порт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, МТУ Ространснадзора по СКФО) от 28.07.2017 N 03/189 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2017 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное предпринимателем правонарушение по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ не может быть квалифицировано как малозначительное.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в привлечении его к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проверок на 2017 год и на основании распоряжения МТУ Ространснадзора по СКФО от 29.06.2017 N 09- 03/07/МН/03/239 в отношении общества в период с 03 по 14.07.2017 года проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 14.07.2017 N 09- 03/07/МН/03/239, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно: в нарушение статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и части 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности) в субъекте транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) АО "ММТП" не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) "Сухогрузной гавани" и "Нефтеналивной гавани" и утверждение в установленном порядке ее результатов в трехмесячный срок с даты вступления в силу указанного постановления, то есть до 02.11.2016, и внесение соответствующих изменений в утвержденные 22.12.2014 планы обеспечения транспортной безопасности ТС в 6- месячный срок с даты вступления постановления в законную силу; не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости транспортных средств: т/х "Петр - 1" (реестровый номер МСК-0000346), т/х "Рыбинск" (реестровый номер МКС-0000347) и утверждение в установленном порядке ее результатов в трехмесячный срок с даты вступления в силу вышеуказанного постановления, то есть до 02.11.2016, и внесение соответствующих изменений в утвержденные 22.12.2014 планы обеспечения транспортной безопасности ТС в 6-месячный срок с даты вступления постановления в законную силу; в нарушение подпункта 6.5 вышеуказанных Требований по обеспечению транспортной безопасности не обеспечено проведение оценки уязвимости транспортных средств: буксира-кантовщика "Фаворит" р/н N МНС-0003756, буксира-кантовщика "Флагман" р/н N МНС-0003757 и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Росморречфлота сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде, а именно, 07.12.2016; в субъекте транспортной инфраструктуры АО "ММТП" не обеспечена подготовка и аттестация ответственных за обеспечение транспортной безопасности заместителя генерального директора по режиму и безопасности Амирбекова Амара Амирбековича, обеспечение транспортной безопасности ОТИ "Сухогрузная гавань" Мирзаева Якуба Абдулаевича, обеспечение транспортной безопасности ОТИ "Нефтеналивная гавань" Дадаева Сулеймана Юсуповича; не проведена обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (федеральными органами по сертификации): Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения; Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи.
14.07.2017 в связи с указанными нарушениями в отношении общества составлен протокол N 03/202 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
28.07.2017 постановлением N 03/189 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 2.10 КоАП РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Частью 1 ст. 5 Закона N 16-ФЗ определено, что порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ч. 2.1 ст. 5 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3 ст. 5 Закона N 16-ФЗ).
Частями 1, 2 ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ установлено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ч. 8 ст. 12.2 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 (далее - Порядок проведения оценки), установлено, что оценка уязвимости ОТИ и/или ТС проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца (пункт 5 Порядка проведения оценки).
На основании п. 6 названного Порядка результаты проведенной оценки уязвимости оформляются организациями в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
Пунктом 8 Порядка определено, что решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила N 969).
Согласно пункту 2 Правил N 969 обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (далее - федеральные органы по сертификации): Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения; Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении технических средств оповещения; Федеральное агентство связи - в отношении средств связи, приема и передачи информации; Министерство транспорта Российской Федерации - в отношении систем сбора и обработки информации.
В силу положений п. 7-9 Правил N 969 проведение обязательной сертификации осуществляется на договорной основе по заявке заявителя.
В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования N 678).
Пунктом 2 данного постановления установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учетом требований, утвержденных настоящим постановлением, обеспечивают: проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления; внесение соответствующих изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в 6-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.07.2016 и вступило в силу 02.08.2016 (по истечении семи дней с моменты опубликования).
В силу п. 2 названного постановления субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение ее результатов в срок до 02.11.2016.
Согласно п. 2 Требования по обеспечению транспортной безопасности применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации в том числе: морские терминалы; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности"; суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности"; суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) перевозки грузов повышенной опасности, допущенных к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" и является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В пункте 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов, в частности: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры (пп. 1); назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры (пп. 2); обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", а лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, обслуживающих транспортные средства, совершающие международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международным кодексом по охране судов и портовых средств, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности (пп. 12); оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (пп. 30).
В соответствии с пп. 5 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 N 172 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила аттестации).
Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы (пункт 3 Правил аттестации).
В соответствии с пунктом 4 Правил аттестация проводится органами аттестации. Не допускается проведение аттестации организацией, осуществившей подготовку аттестуемого лица, предусмотренную ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона и предшествующую аттестации.
Согласно пункту 28 Правил аттестации в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии.
На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аттестации).
Форма свидетельства об аттестации устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 31 Правил).
Согласно материалам дела, общество является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 28.12.2016 за ОГРН 1160571067436.
Основной вид деятельности общества - транспортная обработка грузов.
Правопредшественником общества являлся ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт", деятельность которого в качестве юридического лица прекращена 28.12.2016.
В реестр категорированных ОТИ и ТС включены объекты транспортной инфраструктуры: "Сухогрузная гавань", номер в реестре МКО-0000077 и "Нефтеналивная гавань", номер в реестре МКО-0000078 с присвоением им 1 категории, а также транспортные средства: буксир-кантовщик "Фаворит", рег. N 040212, номер в реестре МНС-0003756 и буксир-кантовщик "Флагман", рег. N 030025, номер в реестре МНС-0003757, которым присвоена 4 категория. Субъектом транспортной инфраструктуры по указанным объектам и транспортным средствам является ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт".
В планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ "Сухогрузная гавань" и "Нефтеналивная гавань", утвержденных 12.11.2012, субъектом транспортной инфраструктуры также указано ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" (копии лицевых страниц планов представлены в материалы дела).
Установленная п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев со дня вступления постановления в силу (то есть до 02.11.2016) и внесение соответствующих изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в 6- месячный срок с даты вступления постановления в силу предприятием (и его правопреемником обществом) не исполнена.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о том, что ряд объектов, входящих в объекты транспортной инфраструктуры "Сухогрузная гавань" и "Нефтеналивная гавань" не подлежат приватизации и после преобразования ФГУП акционерному обществу не переданы, так как на момент вступления в силу вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 и наступления обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ (с 02.08.2016), до истечения установленного трехмесячного срока (до 02.11.2016) ФГУП "ММТП" являлось действующим юридическим лицом и еще не было реорганизовано в АО "ММТП". Более того, после преобразования предприятия в акционерное общество, на момент проверки и на момент рассмотрения дела в суде (по состоянию на 15.11.2017) вышеуказанные объекты - "Сухогрузная гавань" и "Нефтеналивная гавань" значатся в реестре категорированных ОТИ как единые объекты транспортной инфраструктуры. При этом субъектом транспортной инфраструктуры указано ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт", правопреемником которого является АО "ММТП".
Общество, являясь правопреемником субъекта транспортной инфраструктуры ФГУП "ММТП", обязано выполнять требования нормативных актов, направленные на обеспечение транспортной безопасности, и несет ответственность за их невыполнение.
Из реестра категорированных ОТИ и ТС, а также уведомления Росморречфлота от 07.12.2016 N УТБ-3162 следует, что транспортным средствам: буксиру-кантовщику "Фаворит", рег. N 040212 (номер в реестре МНС- 0003756) и буксиру-кантовщику "Флагман", рег. N 030025 (номер в реестре МНС- 0003757) присвоены 4 категории и реестровые номера на основании информации, представленной ФГУП "ММТП", уведомление Росморречфлота о присвоении категорий направлено в адрес предприятие, в реестре категорированных ОТИ и ТС субъектом транспортной инфраструктуры указано ФГУП "ММТП".
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В связи с этим общество (как правопреемник предприятия) обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности указанных транспортных средств, в частности подпункта 5 пункта 6 Требований N 678, что им сделано не было.
Доказательства передачи указанных транспортных средств иному лицу в материалах дела не имеются.
Согласно договорам бербоут-чартера от 31.12.2014 и передаточным актам к ним указанные т/х "Перт - 1" и "Рыбинск" переданы фрахтователю ООО "Инвест", который согласно пункту 41 дополнительных статей договоров от 31.12.2014 обязуется за свой счет осуществлять комплекс мероприятий, связанных с обеспечением защиты арендуемого судна от актов незаконного вмешательства, в соответствии с требованиями международного законодательства, Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 41, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение транспортной безопасности.
В данном случае в силу п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ субъектом транспортной инфраструктуры является ООО "Инвест" как лицо, использующее транспортные средства на основании договоров фрахтования судов.
В реестре категорированных ОТИ и ТС субъектом транспортной инфраструктуры по указанным транспортным средствам (т/х "Перт - 1" и т/х "Рыбинск") значится ООО "Инвест". Следовательно, выводы административного органа в части невыполнения АО "ММТП" требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении транспортных средств: т/х "Петр - 1", реестровый номер МКС-0000346 и т/х "Рыбинск", реестровый номер МКС-000347, являются неправомерными.
Приказом ФГУП "ММТП" от 30.12.2013 N 118 "О назначении ответственного за обеспечение транспортной безопасности", копия которого представлена обществом в ходе проверки и приложена к материалам проверки, заместитель генерального директора по режиму и безопасности Амирбеков А.А. назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности.
При этом доказательства прохождения Амирбековым А.А. подготовки и аттестации в установленном порядке в материалах дела не имеются.
Также не представлены доказательства назначения иного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры, и прошедшего подготовку и аттестацию в установленном порядке.
В материалах дела не представлены доказательства прохождения аттестации ответственными за обеспечение транспортной безопасности по объектам транспортной инфраструктуры Дадаевым С.Ю. Мирзаевым Я.А.
Представленные в материалах дела свидетельства N PSO 2049 и N PSO 003185 таковыми не являются, поскольку свидетельствуют о прохождении указанными лицами обучения по курсу "Подготовка должностного лица портового средства, ответственного за охрану", но не аттестации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172.
Общество как субъект транспортной инфраструктуры обязано было оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и обеспечить проведение их обязательной сертификации (в том числе обратившись в установленном порядке с соответствующей заявкой в федеральные органы по сертификации), что им не сделано.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество не выполнило требования по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в частности: в течение трех месяцев со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 не обеспечило проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ "Сухогрузная гавань" и "Нефтеналивная гавань"; не обеспечило проведение оценки уязвимости ТС: буксира-кантовщика "Фаворит", рег. N 040212, номер в реестре МНС-0003756 и буксира-кантовщика "Флагман", рег. N 030025, номер в реестре МНС-0003757 в течение трех месяцев с даты размещения на официальном сайте Росморречфлота (07.12.2016) сведений о присвоении категорий транспортным средствам; не обеспечило аттестацию лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры и объектов транспортной инфраструктуры; не обеспечена сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности.
В данном случае вина общества выразилась в непринятии им своевременных и достаточных мер по выполнению требований законодательства об обеспечении транспортной безопасности.
Какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению указанных требований закона, заявителем не приведены, соответствующими доказательствами не подтверждены.
Довод апелляционной жалобы о грубом нарушении процессуальных требований при проведении проверки и привлечения общества к административной ответственности, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 план проверок на следующий календарный год утверждается до 01 ноября текущего года.
План проверок субъектов предпринимателя на 2017 год, составлен и утвержден в 2016 году, до реорганизации ФГУП "ММТП". В соответствии с планом проверок на 2017 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ, на июль 2017 года запланирована проверка в отношении ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт".
28.12.2016 ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" реорганизовано в АО "Махачкалинский морской торговый порт", который является правопреемником предприятия.
В связи с реорганизацией юридического лица ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" в АО "Махачкалинский морской торговый порт", МТУ Ространснадзора по СКФО издан приказ от 28.06.2017 N 45 о внесении изменений в план проверок на 2017 год в части сведений о проверяемом юридическом лице (наименовании, ИНН, ОГРН, дата регистрации).
На основании распоряжения МТУ Ространснадзора по СКФО от 29.06.2017 N 09- 03/07/МН/03/239 в отношении акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" в период с 03 по 14 июля 2017 года проведена плановая выездная проверка.
С распоряжением от 29.06.2017 о предстоящей проверке 29.06.2017 под расписку ознакомлен заместитель генерального директора общества Амирбеков А.М., назначенный приказом от 30.12.2013 N 118 ответственным за обеспечение транспортной безопасности.
Проверка проведена с участием исполняющего обязанности генерального директора Гаджиева А.Т. (приказ от 05.07.2017 N 60) и первого заместителя генерального директора Амирбекова А.А. Акт проверки подписан Гаджиевым А.Т. без каких-либо возражений, копия акта ему вручена под расписку.
Протокол об административном правонарушении от 14.07.2017 N 03/202 также составлен в присутствии законного представителя - и.о. генерального директора общества Гаджиева А.Т. Ему разъяснены предусмотренные КоАП РФ права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и дачи своих объяснений по существу вменяемого правонарушения. Протокол об административном правонарушении от 14.07.2017 подписан Гаджиевым А.Т. без замечаний и возражений, его копия получена 14.07.2017, о чем имеются подписи в протоколе.
Определение от 14.07.2017 N 01-03/02 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении также вручено Гаджиеву А.Т. 14.07.2017 под расписку. Дело об административном правонарушении рассмотрено, и постановление от 28.07.2017 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Копия постановления направлена обществу по почте и получена им. Постановление от 28.07.2017 вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2017 по делу N А15-4602/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4602/2017
Истец: АО "Махачкалинский морской торговый порт"
Ответчик: МТУ федеральной службы по надзору в сфере транспорта по СКФО
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1929/18
02.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4602/17
30.01.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5445/17
29.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4602/17
23.11.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4602/17